Занятие 1.
Тема «Самооценка»
Сегодня мы поговорим о нашем отношении к себе — самооценке.
Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.
Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение о себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.
Тест «Шкала самооценки». Давайте определим свою самооценку. Начертите в тетради 7 одинаковых вертикальных отрезков длиной 10 см. Отметьте у отрезков начало, конец и середину. Подпишите название каждого отрезка: внизу – здоровый, вверху – больной, внизу –плохой характер, а вверху – хороший характер. По такой аналогии необходимо подписать дальше каждый отрезок: глупый – умный, неспособный – способный, не уважается сверстниками – авторитетен среди сверстников, некрасивый- красивый, неуверенный – уверенный. Отметить на каждой шкале знаком (–) какой я есть и знаком (Х) каким хотел бы быть. Т.е. уровень самооценки и уровень притязаний. Далее составляется график.
|
Самооценка: низкая 0-51, средняя 52-65, высокая 66-79, очень высокая 80-100
Притязания: низкая 0-66, средняя 67-79, высокая 80-92, о 91-100
Расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязаний: слабое 0-8, умеренное 9-26, сильное более 26
Известно, что самооценка может быть:
— заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);
— завышенной (из-за надуманной переоценки себя);
— адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе.
Большинство людей с адекватной самооценкой располагают себя во второй половине отрезка. Люди с заниженной самооценкой «не дотягивают» до половины. Завышенная самооценка проявляется в расположении себя близко к концу или на конце отрезка. Если черточки разных цветов находятся далеко друг от друга — значит разница между реальным и желаемым представлением о себе велика. По-видимому, ты недостаточно знаешь себя и свои возможности, предъявляешь к себе завышенные требования или не нравишься сам себе. Следует постараться лучше узнать, какой ты на самом деле и принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками, возможностями и ограничениями, желаниями и стремлениями. Другого такого как ты — не было и не будет. Поэтому люби и цени себя. Как и каждый человек, ты можешь ошибаться — это свойственно человеческой природе.
Задание. Представьте, как будет общаться человек в каждом из вариантов искаженной самооценки. Напишите, с какими трудностями в общении он столкнется, если у него будет завышенная (или заниженная) самооценка? Например, в с итуации приема на работу.
|
Чаще всего самооценка человека оказывается заниженной или завышенной (неадекватной). Следующее упражнение поможет нам сделать свою самооценку более адекватной: заниженную — повысить, а завышенную — «подправить» в соответствии с реальными достижениями.
Упражнение «Мои сильные стороны». У каждого из нас есть достоинства, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Другое название этого упражнения — «Точка опоры»: в трудной жизненной ситуации нам помогает выстоять наша внутренняя опора: наши сильные стороны, привычки, интересные дела. Такая опора есть у каждого из нас! В течение 5 минут составьте такой список. Чем больше пунктов напишете, тем лучше. Не умаляйте своих хороших качеств. Вы не обязаны объяснять другим, почему считаете что-либо своим достоинством, точкой опоры — достаточно того, что вы сами в этом уверены. Помните всегда об этом списке, он поможет вам в самое тяжелое время!
Мы можем исследовать нашу самооценку и представление о себе с помощью еще одного теста.
Практическая часть. Методика личностного дифференциала. В тетради запишите следующие черты личности и цифры.
1. обаятельный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | непривлекательный |
2. сильный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | слабый |
3. разговорчивый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | молчаливый |
4. добросовестный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | безответственный |
5. упрямый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | уступчивый |
6. открытый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | замкнутый |
7. добрый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | эгоистичный |
8. независимый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | зависимый |
9. деятельный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | пассивный |
10. отзывчивый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | черствый |
11. решительный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | нерешительный |
12. энергичный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | вялый |
13. справедливый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | несправедливый |
14. напряженный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | расслабленный |
15. суетливый | + 3 2 1 0 1 2 3 — | спокойный |
16. дружелюбный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | враждебный |
17. уверенный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | неуверенный |
18. общительный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | нелюдимый |
19. честный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | неискренний |
20. самостоятельный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | несамостоятельный |
21. раздражительный | + 3 2 1 0 1 2 3 — | невозмутимый |
Оцените степень проявления у себя этих качеств. Обведите или зачеркните соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака.
|
Цифра «3» означает высокую степень выраженности признака, «2» — среднюю и «1» — низкую.
Выбранной цифре надо присвоить знак «+» или «-» — соответственно тому, из правой или из левой колонки взята цифра.
Например, если мне соответствует средняя степень общительности, то я записываю «+2», низкой степени враждебности соответствует «-1» и т. д.
Выбранные баллы записывают в три столбика:
— О (оценка): ответы на пункты 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19;
— С (сила): пункты 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20;
— А (активность): пункты 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Считаем баллы по каждому столбику, складывая положительные значения и вычитая затем отрицательные. Записываем итоговую оценку для каждого фактора (О, С и А) и степень его проявления: от 3 до 8 баллов — низкая, от 9 до 15 — средняя, от 16 до 21 — высокая.
Интерпретация:
— Оценки О характеризуют уровень самоуважения и самопринятия. Высокие значения говорят о том, что человек принимает себя как личность, удовлетворен собой, считает себя носителем положительных качеств, соответствующих нормам общества. Низкие значения указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.
— Оценки С свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим человеком. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
— Оценки А интерпретируются как степень активности, экстраверсии-интроверсии. Высокие значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Низкие — на определенную пассивность, замкнутость, спокойные эмоциональные реакции. Если большинство значений со знаком «+» — это говорит об экстраверсии, множество значений со знаком «-» — об интровертированности человека.
Советы по поднятию самооценки
1.Признать свою уникальность.
2.Умей себя прощать (допущенное недоразумение преследует и грызет тебя изнутри)
Рекомендуется для прочтения повесть А.П. Чехова «Смерть чиновника»!