Советы по поднятию самооценки




Занятие 1.

Тема «Самооценка»

Сегодня мы поговорим о нашем отношении к себе — самооценке.

Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.

Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение о себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.

Тест «Шкала самооценки». Давайте определим свою самооценку. Начертите в тетради 7 одинаковых вертикальных отрезков длиной 10 см. Отметьте у отрезков начало, конец и середину. Подпишите название каждого отрезка: внизу – здоровый, вверху – больной, внизу –плохой характер, а вверху – хороший характер. По такой аналогии необходимо подписать дальше каждый отрезок: глупый – умный, неспособный – способный, не уважается сверстниками – авторитетен среди сверстников, некрасивый- красивый, неуверенный – уверенный. Отметить на каждой шкале знаком (–) какой я есть и знаком (Х) каким хотел бы быть. Т.е. уровень самооценки и уровень притязаний. Далее составляется график.

Самооценка: низкая 0-51, средняя 52-65, высокая 66-79, очень высокая 80-100

Притязания: низкая 0-66, средняя 67-79, высокая 80-92, о 91-100

Расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязаний: слабое 0-8, умеренное 9-26, сильное более 26

Известно, что самооценка может быть:
заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);
завышенной (из-за надуманной переоценки себя);
адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе.

Большинство людей с адекватной самооценкой располагают себя во второй половине отрезка. Люди с заниженной самооценкой «не дотягивают» до половины. Завышенная самооценка проявляется в расположении себя близко к концу или на конце отрезка. Если черточки разных цветов находятся далеко друг от друга — значит разница между реальным и желаемым представлением о себе велика. По-видимому, ты недостаточно знаешь себя и свои возможности, предъявляешь к себе завышенные требования или не нравишься сам себе. Следует постараться лучше узнать, какой ты на самом деле и принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками, возможностями и ограничениями, желаниями и стремлениями. Другого такого как ты — не было и не будет. Поэтому люби и цени себя. Как и каждый человек, ты можешь ошибаться — это свойственно человеческой природе.

Задание. Представьте, как будет общаться человек в каждом из вариантов искаженной самооценки. Напишите, с какими трудностями в общении он столкнется, если у него будет завышенная (или заниженная) самооценка? Например, в с итуации приема на работу.

 

Чаще всего самооценка человека оказывается заниженной или завышенной (неадекватной). Следующее упражнение поможет нам сделать свою самооценку более адекватной: заниженную — повысить, а завышенную — «подправить» в соответствии с реальными достижениями.

 

Упражнение «Мои сильные стороны». У каждого из нас есть достоинства, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Другое название этого упражнения — «Точка опоры»: в трудной жизненной ситуации нам помогает выстоять наша внутренняя опора: наши сильные стороны, привычки, интересные дела. Такая опора есть у каждого из нас! В течение 5 минут составьте такой список. Чем больше пунктов напишете, тем лучше. Не умаляйте своих хороших качеств. Вы не обязаны объяснять другим, почему считаете что-либо своим достоинством, точкой опоры — достаточно того, что вы сами в этом уверены. Помните всегда об этом списке, он поможет вам в самое тяжелое время!

Мы можем исследовать нашу самооценку и представление о себе с помощью еще одного теста.

Практическая часть. Методика личностного дифференциала. В тетради запишите следующие черты личности и цифры.

1. обаятельный + 3 2 1 0 1 2 3 — непривлекательный
2. сильный + 3 2 1 0 1 2 3 — слабый
3. разговорчивый + 3 2 1 0 1 2 3 — молчаливый
4. добросовестный + 3 2 1 0 1 2 3 — безответственный
5. упрямый + 3 2 1 0 1 2 3 — уступчивый
6. открытый + 3 2 1 0 1 2 3 — замкнутый
7. добрый + 3 2 1 0 1 2 3 — эгоистичный
8. независимый + 3 2 1 0 1 2 3 — зависимый
9. деятельный + 3 2 1 0 1 2 3 — пассивный
10. отзывчивый + 3 2 1 0 1 2 3 — черствый
11. решительный + 3 2 1 0 1 2 3 — нерешительный
12. энергичный + 3 2 1 0 1 2 3 — вялый
13. справедливый + 3 2 1 0 1 2 3 — несправедливый
14. напряженный + 3 2 1 0 1 2 3 — расслабленный
15. суетливый + 3 2 1 0 1 2 3 — спокойный
16. дружелюбный + 3 2 1 0 1 2 3 — враждебный
17. уверенный + 3 2 1 0 1 2 3 — неуверенный
18. общительный + 3 2 1 0 1 2 3 — нелюдимый
19. честный + 3 2 1 0 1 2 3 — неискренний
20. самостоятельный + 3 2 1 0 1 2 3 — несамостоятельный
21. раздражительный + 3 2 1 0 1 2 3 — невозмутимый

Оцените степень проявления у себя этих качеств. Обведите или зачеркните соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака.

Цифра «3» означает высокую степень выраженности признака, «2» — среднюю и «1» — низкую.

Выбранной цифре надо присвоить знак «+» или «-» — соответственно тому, из правой или из левой колонки взята цифра.

Например, если мне соответствует средняя степень общительности, то я записываю «+2», низкой степени враждебности соответствует «-1» и т. д.

Выбранные баллы записывают в три столбика:
— О (оценка): ответы на пункты 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19;
— С (сила): пункты 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20;
— А (активность): пункты 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Считаем баллы по каждому столбику, складывая положительные значения и вычитая затем отрицательные. Записываем итоговую оценку для каждого фактора (О, С и А) и степень его проявления: от 3 до 8 баллов — низкая, от 9 до 15 — средняя, от 16 до 21 — высокая.

Интерпретация:

— Оценки О характеризуют уровень самоуважения и самопринятия. Высокие значения говорят о том, что человек принимает себя как личность, удовлетворен собой, считает себя носителем положительных качеств, соответствующих нормам общества. Низкие значения указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.

— Оценки С свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим человеком. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

— Оценки А интерпретируются как степень активности, экстраверсии-интроверсии. Высокие значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Низкие — на определенную пассивность, замкнутость, спокойные эмоциональные реакции. Если большинство значений со знаком «+» — это говорит об экстраверсии, множество значений со знаком «-» — об интровертированности человека.

 

Советы по поднятию самооценки

1.Признать свою уникальность.

2.Умей себя прощать (допущенное недоразумение преследует и грызет тебя изнутри)

Рекомендуется для прочтения повесть А.П. Чехова «Смерть чиновника»!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: