Методические рекомендации
По подготовке творческой работы «Интервью»
По дисциплине «История Отечества».
История общества по существу представляет собой повседневную жизнь человека в ее историческом измерении, отражая некие неизменные свойства и качества в соответствии с закреплением новых форм жилья, питания, перемещения, работы и досуга. Именно в анализе повседневной жизни лежит ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с конкретными судьбами вопроса: как могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода и разрухи, а также чем жили и что чувствовали в относительно спокойные и стабильные периоды советской истории? Данная творческая работа связана с изучением истории повседневности ХХ века, в частности периода «хрущевской оттепели» 1954-1965 гг.
Цель работы – выявить новые данные по истории повседневной жизни в Крыму в период правления Н.С. Хрущева на основе реальных интервью с людьми, проживавшими на полуострове в данный хронологический период.
Алгоритм выполнения работы:
1. Ознакомиться с основными событиями в СССР и Крыму, происходившими в период правления Н.С. Хрущева, по материалам учебника и дополнительной литературы по истории Крыма (приложение 1).
2. Найти реального человека, проживавшего в Крыму в 1950-60-х годах, и получить его согласие на интервью.
3. Провести интервью с респондентом (приложение 2), используя предлагаемый опросник (приложение 3) и технические средства (диктофон - для получения качественной аудио-записи).
Сделать расшифровку интервью вручную или с помощью специальных программ (Speech Recognition) и перевести его в текстовый файл.
|
5. Провести собственный анализ текста, сравнив полученные данные с материалами учебника и дополнительной литературы.
6. Оформить работу в электронном варианте в формате текстового файла со следующими компонентами: титул, содержание, введение, непосредственно интервью с Вашими комментариями, выводы, список использованных источников и литературы, приложение по желанию – фото из архива респондента, например (приложение 4).
7. Выслать текстовый документ и аудио-запись интервью на электронный адрес tagogun@mail.ru до 10 мая 2017 г.
Качественно сделанные материалы интервью будут переданы в Государственный архив Республики Крым для использования в научно-исследовательской работе.
Приложение 1.
Список учебников и литературы.
1. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 680 с.
2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2015. - Т.2. - 720 с.
3. Земцов Б.Н., Шубин А.В., Данилевский И.Н. История России для студентов технических вузов. М., 2013.
4. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.
5. Парфенов Л. Намедни. 1961-1970. Наша эра. – М.: КоЛибри, 2009. – 272 с.
6. Парфенов Л. Намедни. Наша эра. 1945-1960. – М.: КоЛибри, 2015. – 288 с.
7. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. – М., 2008. – 230 с.
|
8. Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. – СПб: Дмитрий Буланин, 2006. – 444 с.
9. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Издание второе, исправленное и дополненное. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 684 с.
10. Козлова Н.. Советские люди. Сцены из истории. Европа, 2005.
11. Лебина Н.Б. Название: Повседневность эпохи космоса и кукурузы. Деструкция большого стиля. Ленинград, 1950-1960-е годы. СПб., Победа, 2015.
12. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 3-е. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 368 с.
13. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. – М.: «Прогресс-Традиция», 2001. – 624 с.
14. Крым от древности до наших дней / Е. А. Айбабина, С. А. Андросов, В. В. Хапаев и др. / Под ред. Э.Б. Петровой. — Черномор-пресс, издательский дом "Коктебель" Симферополь, Феодосия, 2010. — 656 с.
15. История Крыма с древнейших времен до наших дней: Очерки. – Симферополь: Атлас-компакт, 2005. – 284 с.
Приложение 2
Рекомендации по проведению интервью.
1. Процесс интервьюирования должен быть тщательно продуман и организован так, чтобы все участники чувствовали себя комфортно (шум, присутствие посторонних лиц должны быть исключены). Хорошее настроение участников – залог успешного интервью. Заранее уточните, как отнесется респондент к тому, что его личные данные будут упомянуты в аудиозаписи и ее расшифровке. В том случае, если респондент будет настаивать на конфиденциальности информации, обеспечьте неразглашение личных сведений, позаботьтесь о сохранности материалов. Постарайтесь внимательно отнестись к реакции респондента на вопросы, избегайте «неловких» тем, не настаивайте на продолжении интервью, если респондент пожелает прекратить опрос. Поддерживайте интерес интервьюируемого к процессу, почувствуйте настроение респондента, сосредоточьтесь на темах, которые наиболее близки ему, будьте предельно доброжелательны. В истории повседневной жизни нет малозначимых тем, за оговоркой, репликой, которая может показаться случайной, возможно, «скрывается» важный эпизод личной и социальной истории. Например, упоминание интервьюируемым в своем рассказе прогулок по Детскому парку (г. Симферополь) – это не описание ординарного эпизода из «детского прошлого» респондента, а намек на событие большего масштаба. Симферопольский детский парк был вторым в мире специализированным детским парком-садом: фигурки сказочных героев, размещенные на Поляне Сказок, стали прототипами скульптур, установленных в других городах СССР. Место размещения фигурок не было случайным и было прямой аллюзией на посещение А.С. Пушкиным Симферополя в 1820 году (дом де Серра), причем Поляна Сказок композиционно связана с дубом Тавриды и «дубом зеленым» из сказок Александра Сергеевича.
|
2. В том случае, если респондент изъявит желание ограничиться каким-либо блоком вопросов (питание, отдых, обучение, работа, воспитание детей и т.п.), доверьтесь интервьюируемому: именно эта тема может оказаться важной и малоисследованной, дискуссионной и просто интересной для краеведов и специалистов по устной истории.
3. Если Вам доподлинно известно, что респондент ошибается (в оценке местоположения, датировке), не перебивайте его, будьте корректны: возможно, Вы имеете дело с так называемыми «городскими легендами» или попыткой мифологизации истории, а их изучение «оживляет» историю повседневности, сближает ее с историей ментальности. Например, многие местные жители убеждены в истинности истории о фрагментировании парного памятника В. Ленину и И. Сталину, который, якобы был установлен на Вокзальной площади, что не соответствует исторической действительности, т.к. парные памятники были размещены в других районах города и разделению не подлежали.
4. По завершению интервью не забудьте поблагодарить респондента. Он доверил Вам самое ценное, самое хрупкое, чем располагает человек, − память о прошлом.
Приложение 3