Уважаемые коллеги!
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любой образовательной организации, работающей с группой детей, вне зависимости от приоритетов разработанной программы и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит показатели детского развития по видам деятельности, что способствует выявлению целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития ребенка индивидуально. Виды деятельности: двигательная; игровая; коммуникативная; самообслуживание и элементарный бытовой труд; восприятие художественной литературы и фольклора; познавательно-исследовательская; конструирование из различных материалов (конструктора, бумаги, модулей, природного или иного материала); изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная. Педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить особенности развития ребенка, определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать образовательную деятельность
Оценка по показателям развития связана с уровнем овладения каждым ребенком вида детской деятельности:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
|
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год (если другое не предусмотрено в образовательной организации) — в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов показателей детского развития по видам деятельности.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов показателей детского развития по видам деятельности.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно скорректировать образовательный процесс в отношении конкретного ребенка и группы детей в целом. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /виду деятельности. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
|
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс с детьми.
Показатели детского развития _________________уч.год группа___________________________________
№ | ФИ ребенка | Виды деятельности | Итоговый показатель | ||||||||
Двигательная | Игровая | Коммуникативная | Самообслужива ние и элементарный бытовой труд | Восприятие художественной литературы и фольклора | Познавательно-исследовательская | Конструирование из различных материалов (конструктора, бумаги, модулей, природного или иного материала) | Изобразитель ная (рисование, лепка, аппликация) | Музыкальная | |||
Итоговый показатель по группе -Высокий -Соответствует возрасту -Недостаточно сформировано большинство компонентов |
|
Список использованных источников
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Приказ Министерства образования и науки №1155от 17 октября 2013г (вступил в силу 1 января 2014 года).
2.Н.В.Верещагина. Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации. Санкт-Петербург, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
3.Ю.А.Афонькина. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Волгоград: Учитель, 2016.
4.каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии.- М.,2005.