Из воспоминаний «детей войны» с. Костёнки о периоде оккупации




Детство, опалённое войной

Руководитель: Аралова Лилия Алексеевна,

учитель немецкого языка,

МБОУ «Костенская СОШ»

Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение

В киноэпопее «Великая Отечественная» есть эпизод, который не просто взволновал, а потряс меня. Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует бандит со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. И лишь белые панамки плывут по воде.

Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия становились тщетными. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Великая Отечественная война принесла много боли и страданий. До сих пор память о страшных событиях жива в народе. Каждую весну мы вспоминаем погибших и выживших, тех, кто подарил нам мир, спас от фашизма. Жертвами войны становились не только солдаты, но и мирное население в концлагерях, оккупации и в тылу. Это, прежде всего, женщины, старики и дети.

Война и дети…Эти слова несовместимы, они не должны даже стоять рядом. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детей предназначено оберегать от всех трудностей, лелеять и любить.

Актуальность работы в том, что многие современные школьники не интересуются историей Великой Отечественной войны, военной историей своих семей или семей своих односельчан. Хочется обратить внимание моих ровесников на то, что сегодняшним детям необходимо знать о том, как жилось их сверстникам в страшные годы войны.

Цель исследования: формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе изучения и распространения истории «детей войны», тружеников тыла.

Задачи:

- Изучить литературу о периоде Великой Отечественной войны.

- Провести сбор данных о «детях войны» в семье моих родственников, односельчан. Изучить воспоминания земляков о трудном военном детстве, хранящиеся в школьном музее «Повесть костёнских лет». Систематизировать и обобщить информацию о жизни детей в годы ВОВ.

- Доказать на примере жизни детей войны, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.

Гипотеза: судьбы детей военного времени разные, но во многом схожие. Детство у них была трудное, страшное и жестокое.

Объект исследования: события Великой Отечественной войны на территории села Костёнки.

Предмет исследования: условия жизни детей нашего села в годы ВОВ.

Методы исследования: сбор, систематизация и обобщение рассказов старожилов села о своём трудном военном детстве, анализ документальных источников, архивных материалов, фотоматериалов.

В ходе исследования темы я работала с научно-документальным трудом С.И.Филоненко «Война на Воронежской земле», вобравшим в себя более 200 документов и фотографий из архива Министерства обороны РФ, Военно-исторического института и музея Министерства обороны Венгрии и Архива Управления ФСБ по Воронежской области, а также коллекций музеев. И в каждом акте – страшные цифры: за полгода на оккупированной территории погибло 198 300 мирных жителей.

Мною были изучены акты Костёнского сельского Совета «О злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками». В основе исследования - воспоминания ветерана педагогического труда Стучилиной А.П., жителя села Костёнки Валуйского А. Г., полковника Валуйского М. В. об этом страшном времени. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.

Значимость исследования: Без данных о тяготах жизни детей в страшные военные и послевоенные годы масштаб страшных последствий Великой Отечественной войны был бы далеко неполным. Также актуальным является использование материалов и выводов данного исследования в военно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников.

Из воспоминаний «детей войны» с. Костёнки о периоде оккупации

В конце июня 1942 года немецко-фашистские захватчики вторглись в пределы Воронежской области. Вводимый фашистами «новый порядок» нёс смерть, страдания и унижение местным жителям. Об этом рассказывают документы архивного фонда Воронежской области, комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников Госархива Воронежской области. В фонде сосредоточены акты комиссии, составленные на основании показаний жертв, свидетелей, очевидцев фашистского режима. В Землянском, Богучарском, Гремяченском, Каменском, Кантемировском, Нижнедевицком, Острогожском, Подгоренском, Россошанском, Семилукском, Хохольском и других районах области были созданы концлагеря для советских военнопленных и мирных граждан.

Немцами было заранее продумано и спланировано массовое уничтожение воронежцев. Тысячи невинных людей были замучены фашистами. На основании показаний свидетелей и в результате проведенных раскопок установлено, что «Зондеркомандой» на юго-западной окраине Воронежа в Песчаном Логу в конце августа 1942г было расстреляно 450 мирных жителей, в том числе 35 детей, находившихся на излечении в больницах и госпиталях города.[1,с.72]

Валуйский А.Г., детство которого пришлось на страшные военные годы, рассказывает, что при оккупации Хохольского района Воронежской области немецко-венгерскими войсками в селе Семидесятное были созданы три лагеря. Два из них располагались прямо в оврагах под открытым небом. Сюда помещались военнопленные, и сгонялось гражданское население: женщины, старики, дети. Людей кормили павшей кониной, в лучшем случае. От голода умирали по несколько десятков человек в день. Всех, кто пытался передать заключенным еду, наказывали.

27 июля 1942года костёнцам приказали покинуть село на 5 дней. На самом же деле эвакуация продлилась до 19 января 1943 года, то есть, до самого освобождения села советскими войсками. При эвакуации гражданам запрещалось брать с собой вещи, мелкий скот, пищу и хлеб. Некоторые все же прихватили с собой хоть какие-то теплые вещи. Ночью венгерские солдаты остановили селян в лесу, находящемся в трёх километрах от села Кочетовка. Людям приказали оставить все личные вещи здесь, мол, они будут доставлены позже. Конечно же, потом этого никто не сделал.

Валуйский А.Г. описывал: «Гнали по полям, балкам и оврагам, как скот. Уставшие дети плакали, многие матери брали их на плечи и несли на себе. Очень хотелось пить, а воды не было. К вечеру нас пригнали к небольшому лесу. Там был заброшенный колодец, и все бросились к нему, чтобы утолить жажду. Ночевали в лесу. …С восходом солнца подняли всех и снова погнали. Голодные, уставшие, некоторые не могли вынести это и падали. Их поднимали рядом идущие и помогали идти, а кто совсем не мог идти, тех фашисты избивали прикладами и нагайками, в лучшем случае оставляли, в худшем – расстреливали. К вечеру нас пригнали к окраине села Семидесятное, там были какие-то овчарни, обнесенные колючей проволокой.

Во время эвакуации были случаи, что детей отправляли в одно село, родителей – в другое. Вот что рассказывала Валуйская Екатерина Абрамовна: «Меня погнали в село Роговатку, а мою дочь Зину 11 лет – в хутор Россошки…» [2, с.10]

Полковник Валуйский Митрофан Васильевич написал поэму «Костёнки - моё село родное». Он, переживший войну и её последствия, вложил душу и сердце, личные переживания и эмоции в эту поэму о родном селе, оккупированном фашистами летом 1942года. Митрофан Васильевич рассказывает, как война пришла в село, как она повлияла на жизнь людей, как захватчики жестоко вели себя на оккупированной территории:

«Я помню ночь 22 июня 1941-го-час войны начало.

Ничто большой беды тогда не предвещало-

Родители и родственники мои на свадьбе были,

Людей влюблённых, молодых они женили.

На свадьбе тосты-речи говорили

О жизни, счастье, о любви и мире,

Плясали, дружно песни и частушки пели.

И незаметно долго просидели.

Под утро всё село внезапно пробудилось…

Какое – то невероятное событие случилось?..

Послышались слова: «Война пришла,

Фашисты города бомбят,

Страну разрушить, победить хотят?!»

И началось тогда великое движение:

Под тревожный женский плач на утешение,

Мужчины по повесткам спешно шли на пункты сбора,

Там создавался фронт неповторимого отпора.

В селе остались дети, старики и жёны,

Попавшие в залог судьбы, в военные оковы,

Где жизнь и смерть, болезни, голод

Шагали рядом словно ветер, дождь и холод» [3,с.12]

Он хорошо помнит до сих пор, как война пришла в наше село. Несколько ночей село бомбили самолёты, бомбовозы летали низко, нагло освещая местность, предвещая смерть и горе. 3-го июля 1942 года по меловым горам и непроезжим кручам в колоннах за обозами шагали немцы, венгры, финны, потом пошли мадьяры, чехи и румыны.

Фашисты ходили по домам и всё, что хотели, без спросу забирали. Они искали раненых солдат и сельских активистов, уводили их в концлагерь или расстреливали на месте.

С приближением зимних холодов оккупанты приступили к разрушению домов, ломали и поджигали все постройки во дворах, сооружали блиндажи, землянки и окопы вдоль Дона и на буграх. Когда в январе 1943 года враг был разгромлен в ходе Острогожско – Россошанской операции, женщины с детьми вернулись из оккупации, им негде было скрыться от мороза и пронизывающего северного ветра. Не было никаких продуктов. Иногда удавалось наковырять в поле мёрзлой картошки, а из травы пекли лепёшки. Дети опухали и умирали от голода и болезней.

Стучилина Анна Петровна, ветеран педагогического труда, вспоминает о тех ужасных днях:

«Уже восемьдесят лет минуло с той поры, а перед глазами все стоят страшные картины времён фашистской оккупации. Не опишешь и не забудешь тех ужасов, хоть прошла уже целая жизнь.

Наша семья жила в хуторе Россошки в 14 км от Костёнок. Хата сгорела, как и у многих. Взрослые выкопали землянку, собрали в нее 13 детей из трех родственных семей, бабушку. Долго мне потом снилось, как мадьяр и полицай заглядывали в землянку и орали: «Где ваш партизан? Сейчас смешаем с землей вашу нору!» Страх, переполох, детский крик.

Жители хутора приютили двух мужчин, пробиравшихся к Дону. Там, на другом берегу, стояли наши войска. Отставшие от разбитой части бойцы хотели пересечь линию фронта. Они прятались по нашим землянкам, но их выследили. До сих пор помню крик соседки: «Ребят ведут».

Их били прикладами, проводя по селу. Раздетые, окровавленные, шли они на место своей казни. Один из них крикнул: «Прощайте!» Очередной удар от полицая. Мы, дети, не видели их казнь, но очевидцы рассказывали, что над солдатами зверски издевались.

Всего полгода длилась оккупация, но воспоминания о зверствах фашистов хватило на всю долгую жизнь. Каждый день уносил свои жертвы. Два моих двоюродных брата играли с какой-то железкой. Это была мина. Она взорвалась. Мишу разорвало в клочья, а Шурик еще чуть пожил. Он отчаянно просил пить, но вода вытекала из развороченного кишечника. Детей похоронили на местном кладбище, завернув тела в какое-то полотно. Мой родной братишка чудом остался в живых: осколок попал в шею, не задев сонную артерию. В середине войны бабушка потеряла на фронтах двух сыновей и в оккупации – трёх внуков.

Холмики на хуторском кладбище все росли. Двоюродная сестра Дуняшка, красивая хохотушка, умерла от тифа. Не знаю, выжила ли женщина, которую при мне мадьяр бил прикладом по лицу. Говорили, что она спряталась в копне сена, чтобы не угнали рыть окопы под Костёнками. Вражеский солдат обнаружил ее, прощупывая сено штыком. Окровавленную, подогнал к колодцу, облил водой и снова начал бить, пока женщина не потеряла сознание.

Наш маленький хуторок два раза переходил из рук в руки. Бои шли такие ожесточенные, что землянка дрожала от взрыва. Мы сидели все в одном углу, прижавшись друг к другу. Матери почему-то решили: погибать, так всем сразу. Вдруг наступила тишина. Открывается наш люк, заглядывают незнакомые лица. «Люди, где вы? Есть кто живой?». Это были наши освободители, солдаты сибирской дивизии. Молодые, веселые. Мне запомнился их командир Петр Данилович. Когда все перезнакомились, отужинали и уснули, бабушка переполошила всех криком: «Ох, беда!» Оказалось, она положила поближе к огню валенки командира, чтобы просушить их. По-видимому, отскочил уголёк и сделал своё дело. Носок у валенка полностью отгорел. В чем теперь воевать бойцу? Бабушке только и оставалось, что отдать командиру свои лучшие лапти с онучами. А тот и не

побрезговал. Обмотал тряпочки вокруг ног, привязал лапти и давай приплясывать. Да с прибаутками.

Для нас, детей, это было праздник. Он и сейчас в памяти, в самом светлом уголке души.

Утром солдаты ушли на Кочетовку. По рассказам хуторян, село это отстояли огромной ценой. Бои гремели много дней и ночей.

Как-то под вечер два солдата внесли в нашу землянку раненого. Бабушка ахнула: «Петр Данилович!» Она гладила его волосы, успокаивала: «Потерпи сынок. Твоя мама должна быть счастлива, что ты живой. Рана затянется». Утром раненого на санках отвезли к военной колонне. Я до сих пор вспоминаю нашего освободителя и верю, что он прожил долгую жизнь».

Черных Мавра Ивановна - узник Великой Отечественной войны. Она рассказала о страшных днях оккупации: «Мне было 9 лет, когда началась война. Фашисты пришли в село. Враги стали уводить скот из дворов, забирать ценные вещи. Но самое страшное было впереди: нашу семью предала соседка. Она рассказала, что мы - семья коммунистов, потому что Иван Ефимович работал в райкоме партии. Мать, Черных Любовь Ивановну, забрали в комендатуру. Я побежала выручать свою мать. Когда я зашла в комендатуру, мать стояла у стола, а рядом стоял комендант и переводчик. Комендант стал спрашивать меня, где отец и где партизаны. Я ответила: «Отец на войне, а партизаны - не знаю». После этого комендант начал бить меня руками, а потом и плёткой. Тело было все синее от ударов. Я потеряла сознание от боли. Не знаю, кто вынес меня из этого страшного места. Я заболела и ничего не ела, но бабушка Александра Матвеевна вылечила меня.

Однажды у немцев пропала какая-то вещь, а мои братья, шестилетний Боря и четырёхлетний Витя, играли во дворе. Немцы подумали, что это дети украли. Фашисты поймали их и стали закапывать в двухметровую яму. К счастью, тут подбежал ещё один немец и сказал, что пропажа нашлась. Детей не стали раскапывать и вынимать. Боря и Витя сами начали выбираться из ямы, становясь друг на друга.

Нет в нашем селе ни одного дома, в котором война не оставила бы свой горький след. Нам не дано забыть ничего. Пожелтевшие от времени старые фотографии на самом видном месте в доме. Полторы тысячи человек ушли из нашего села на фронт, почти 800 человек не вернулись назад.

Малюков П.Е. ушёл на фронт в июле 1943 года, дома осталось пятеро детей. Младший Иван так и не увидел ни разу своего отца, потому что он родился, когда отец уже был на фронте. Петр Ефимович успел написать письма каждому из детей, прислал несколько писем и своей жене Евдокии Кузьминичне. Вот последнее:

«Земля вокруг гудит от гула,

Письмо кончаю, в бой спешу.

И если только жив я буду,

Тогда о многом напишу.»

Но он не вернулся из боя. Погиб и похоронен под Смоленском.

Как только удалось Евдокии Кузьминичне сберечь и поднять на ноги пятерых маленьких детей? Её средняя дочь Мария Петровна рассказала нам, что, когда вернулись из эвакуации увидели, что от дома осталась куча углей и золы с торчащей посередине трубой. Выкопали землянку и жили в ней. Есть было нечего, еле дотянули до весны. Собирали травы, такие как купыри и щавель. От голода стали болеть, ходили худые, все в рванье. После занятий в школе выходили на поле помогать взрослым. На ферме раздавали корм коровам. Конечно, было очень трудно.

Перед отступлением в январе 1943г. фашисты бросали в сохранившиеся дома гранаты, забирали всё имеющее хоть какую-то ценность, расстреливали всех, кто оказывал хоть малейшее сопротивление. И все эти ужасы, которые не всегда под силу пережить взрослым людям, происходили на глазах детей.

Заключение

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский.

Тяжелое и страшное детство выпало нашим прабабушкам и прадедушкам – «детям войны». Великая Отечественная война обрушилась на них так же, как и на взрослых, - голодом, холодом, разлукой с родными. Переживали это трудное время, мечтая о краюхе хлеба, возвращении отца с фронта и, конечно, же о победе. Они рассказали нам, своим внукам и правнукам, о тех горьких военных годах. Это страшные рассказы.

В ходе исследовательской работы я много узнала о детях войны. О том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, которые были в то время еще детьми. И пришла к выводу, что судьбы детей военного времени такие разные, но во многом схожие. Жизнь у них была трудная, подчас невыносимая. Голод, разруха, смерть близких – всё это прошло через каждого. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших прабабушках и прадедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие. Они выстояли, выжили, после войны смогли поднять страну из руин, вырастить и поставить на ноги своих детей.

Передо мной стоит задача: познакомить как можно больше людей с материалом, изложенным в нашей работе. В этом и заключается практическое значение исследования. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне, при организации и проведении внеурочной деятельности. Мы не должны забывать об этих страшных годах!

Источники

1. Акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в концентрационных лагерях на территории села Семидесятное Хохольского района.12 мая 1943г. Государственный архив Воронежской области. Ф.Р-1784. Оп. 1. Д. 340. Л. 23, 23 об.

Литература

  1. Книга под редакцией:

Война на Воронежской земле 1942-1943гг. в документах Красной армии, вермахта и войск сателлитов / Под ред. С. И. Филоненко – Воронеж, 2019.-5т.,734с.

2. Книга под редакцией:

Украденное детство и смысл жизни / Под ред.А.ГВалуйского -Костёнки, 2016.-58с.

3. Книга под редакцией:

Костёнки – моё село родное/ Под ред.М. В. Валуйского-Москва,

2017.-34с.

 

Приложение 1. Валуйский А.Г.

Приложение 2. Стучилина А.П.

Приложение 3. Валуйский М.В.

Приложение 4. Малюков П.Е.

Письма с фронта.

 

 

Тезисы исследовательской работы

В годы ВОВ наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мною были изучены акты Костёнского сельского Совета «О злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками». В основе исследования - воспоминания ветерана педагогического труда Стучилиной А.П., жителя села Костёнки Валуйского А.Г., полковника Валуйского М. В. об этом страшном времени. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.

Значимость исследования: Без данных о тяготах жизни детей в страшные военные и послевоенные годы масштаб страшных последствий Великой Отечественной войны был бы далеко неполным. Также актуальным является использование материалов и выводов данного исследования в военно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников.

Методы исследования: сбор, систематизация и обобщение рассказов старожилов села о своём трудном военном детстве, анализ документальных источников, архивных материалов школьного музея, фотоматериалов.

В ходе исследовательской работы я много узнала о детях войны. О том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, которые были в то время еще детьми. Они выстояли, выжили, после войны смогли поднять страну из руин, вырастить и поставить на ноги своих детей.

Список использованной литературы

1.Книга под редакцией:

Война на Воронежской земле 1942-1943гг. в документах Красной

армии, вермахта и войск сателлитов / Под ред. С. И. Филоненко – Воронеж, 2019.-5т.,734с.

2.Книга под редакцией:

Украденное детство и смысл жизни / Под ред.А.ГВалуйского -Костёнки, 2016.-58с.

3.Книга под редакцией:

Костёнки – моё село родное/ Под ред.М. В. Валуйского-Москва,

2017.-34с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: