Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.
.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.
Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи.
Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников… Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир.
Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.
Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
Существует обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.
Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Работа по развитию речи проводится по уровням; произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый тесно связаны между собой и отражают объективно существующие в языке связи между его единицами (звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом). С этой целью предусмотрено изучение разных аспектов языка, а также формирование практических речевых умений и навыков.
|
Произносительный уровень речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями – фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями.
Произносительная работа планируется по следующим направлениям:
Работа над техникой речи, которая является результатом правильного дыхания, четкой дикции.
Организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.
Совершенствование интонационных умений учащихся.
Лексический уровень (словарная работа).
Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения.
Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основных направления:
Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Уточнение словаря. Это словарно-стилистическая работа, развитие точности и выразительности словаря.
Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
|
Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения.
По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на:
Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций:
-Чтение и запись образцов предложений, анализ их смысла и формы, отработка интонации и выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях
-Запоминание, заучивание предложений, выделение предложений из текста.
-Построение предложений по вопросам учителя как простейший прием, т.к. вопрос подсказывает структуру ответа.
-Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре. Точное копирование образца не обязательно.
Конструктивные упражнения включают задания на составление и перестройку предложений:
-Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста.
-Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения на основе смысла и грамматических связей.
- Ступенчато распространение предложений с помощью вопросов. Во
- То же упражнение с задачей редактирования, совершенствование собственных предложений и текста.
- Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное.
- Составление предложений по данной синтаксической схеме.
- Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах.
|
Творческие работы не содержат ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности. Дети составляют предложения совершенно свободно.
- Составление предложения по данной теме.
-Составление предложения по предметной или сюжетной картинке.
- Составление предложения по опорным словам.
-Составление предложения с использованием заданного словосочетания (фразеологического выражения).
-Составление предложения без какого-либо задания, без темы, картинки, без опорных слов.
-Задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание и т.п.
Уровень текста в развитии речи.
Наиболее трудная письменная форма монологической речи. Она самая развернутая и нормативная. Обучение письменной речи как более нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: четкость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств и т.п.
Виды школьных текстовых упражнений:
Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый, выборочный, творческий, драматизация; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение.
Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения.
Различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.
Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложению или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета.
Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников..
Отзывы о прочитанном, о спектаклях, статьи, письма и деловые документы и т.п.
Виды работ:
творческое списывание,
творческий диктант,
составление текста по опорным словам,
свободный диктант,
изложение и сочинение.
Чаще всего учитель предлагает художественный стиль речи. Разговорная, научная, деловая речь используется крайне редко. И это правомерно, правда, с определёнными оговорками. Именно в художественной речи пытаются словом изображать, рисовать то, о чём хотят поведать, передать своё видение, впечатление, настроение…
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учителя и учащихся. Временные неудачи не должны пугать ни тех, ни других.
Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.