Тема 8. Международные стандарты в области охраны труда.




Международные стандарты SA 8000 «Социальная ответственность» и ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»

Стандарт SA 8000 был опубликован в 1997 году и дополнен в 2001 году. Цель стандарта - способствовать постоянному улучшению условий найма и осуществления трудовой деятельности, выполнения этических норм цивилизованного общества.

Стандарт SA 8000 был создан для того, чтобы компании могли подтвердить использование социально-ответственных подходов в своей деятельности. Система менеджмента, основанная на требованиях SA 8000, имеет общие требования по ISO 9001. Так, например, определена управлением политика компании в сфере социальной ответственности, анализ и проверки со стороны руководства, планирование, оценка и выбор поставщиков, принятие корректирующих действий.

В мире уже давно принято, что предприятия, на которых уделяется значительное внимание персонала, созданию необходимых и комфортных условий для работы, являются надежными партнерами во взаимоотношениях.

Использование этических подходов к обществу в целом и к своим сотрудникам, в частности создание благоприятной атмосферы в коллективе, является критерием высокого уровня менеджмента. И наоборот, сотрудничество с компаниями, которые не выполняют эти требования, считается неэтичным и связанным с дополнительными рисками.

Стандарт SA 8000 направлен на обеспечение привлекательности условий найма для сотрудников, улучшение условий их труда и жизненного уровня. Компании, в которых менеджмент осуществляется в соответствии с требованиями стандарта SA 8000, имеют конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации персонала, что в свою очередь позволяет эффективно применять современные системы менеджмента для достижения намеченных целей, обеспечивая при этом постоянную рентабельность.

Стандарт ISO 26000 - это добровольное руководство по социальной ответственности и не является документом, который предусматривает сертификацию, как, например, ISO 9001 и ISO 14001. Согласно ISO 26000 компания включает такие компоненты, как защита прав человека, окружающей среды, безопасности труда, права потребителей и развитие местных общин, а также организационное управление и этику бизнеса. То есть в руководстве учтены все принципы, указанные в Глобальной инициативе ООН (документе, к которому присоединилось 6 000 компаний и организаций).

Этот международный стандарт предоставляет инструкции относительно основных принципов социальной ответственности, ключевых тем и вопросов, имеющих отношение к социальной ответственности, а также о путях внедрения социально ответственного поведения в существующих стратегиях, систем, практик и процессов организации. Он подчеркивает важность результатов и деятельности в сфере социальной ответственности и ее усовершенствования.

Этот международный стандарт разработан для всех типов организаций в частном, государственном и неприбыльном секторах, для компаний больших и малых, действующих в развитых странах или странах, которые развиваются. Хотя не все разделы этого международного стандарта будут одинаково полезными для всех типов организаций, все основные аспекты являются для каждого типа организаций. Каждая организация самостоятельно определяет, пригодного и важным для нее путем собственных оценок и диалога с заинтересованными сторонами.

Использование этого международного стандарта поддерживает каждую организацию в стремлении стать более социально ответственным, учитывать интересы ее членов, соответствовать действующему законодательству и уважать международные нормы поведения.

Признавая, что организации находятся на разных ступенях понимания и внедрения социальной ответственности, этот международный стандарт запланированных для использования теми, кто только начинает рассматривать вопрос социальной ответственности, а также и для тех, кто имеет опыт ее внедрения. Широкое внедрение на предприятиях, в организациях и учреждениях требованиями международного стандарта ISO 26000 будет способствовать росту показателей устойчивого развития Украины.

Сущность и содержание международного стандарта OHSAS 18001:2007

1. Область применения и требования к системе управления охраны труда

Спецификация OHSAS была разработана в 1999 г. независимой международной группой органов по стандартизации и сертификации и направлена на выявление потенциальных опасностей и рисков и последующее сокращение и предотвращение несчастных случаев и случаев, влекущих за собой потери трудоспособности, рабочего времени, производственные потери и наносящих урон окружающей среде.

С ростом масштабов производства и технологических возможностей увеличивается и масштаб последствий от аварий, а также опасность для здоровья и жизни работников этих производств. Сегодня промышленные компании стремятся, с одной стороны, уменьшить затраты, связанные с охраной здоровья и безопасностью труда, с другой, улучшить корпоративный имидж и одновременно повысить эффективность производства. Преследуя эти цели, предприятия внедряют у себя «системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем», ориентируясь на международные требования OHSAS 18001.

В требованиях раздела изложен систематический и профилактический подход к управлению промышленной безопасностью и здоровьем, при котором риски прогнозируются, контролируются и отслеживаются, а при необходимости внесения изменений корректируется вся система. Кроме того, OHSAS 18001 предусматривает постоянное улучшение системы и эффективности посредством выполнения поставленных целей.

Данный стандарт OHSAS основан на методологии, известной как принцип: планирование, исполнение, проверка и принятие необходимых мер (PDSA). Принцип PDSA можно кратко описать так:

- планирование - определить задачи и процессы, необходимые для получения результатов в соответствии с политикой организации по охране труда и технике безопасности;

- исполнение - внедрение процессов;

- проверка - наблюдение и контроль процессов согласно политике, задачам, законодательным и другим требованиям, а также отчет о результатах;

- принятие необходимых мер - принятие мер для постоянного повышения эффективности охраны труда и техники безопасности.

Данный документ из серии публикаций по охране труда и предупреждению профессиональных заболеваний содержит требования к системе менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний, которые дают возможность организации контролировать риски производственного травматизма и профессиональных заболеваний и повышать эффективность своего производства.

Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена:

- создавать систему управления охраной труда;

- обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;

- проводить сертификацию системы управления охраной труда;

- проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Стандарт применим к любой организации, которая стремится:

- устранить или сократить риск для исполнителей, которые могут подвергаться рискам профессиональной безопасности и здоровья, связанным с их деятельностью;

- осуществлять контроль за опасными производственными факторами;

- управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности;

- предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций;

- интегрировать систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем с действующими системами менеджмента;

- к улучшению морального климата в компании;

- к уменьшению прямых и непрямых издержек бизнеса.

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

При создании системы управления охраной труда необходимо:

- определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;

- выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем чтобы определять наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

- определять политику организации в области охраны труда;

- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

- разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать:

- планирование показателей условий и охраны труда;

- контроль плановых показателей;

- возможность осуществления корректирующих и предупреждающих действий;

- внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;

- возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;

- возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной системы.

Организация определяет и документально оформляет объем данной системы менеджмента по охране труда и технике безопасности.

Высшее руководство определяет и санкционирует политику организации по охране труда и технике безопасности и следит, чтобы в рамках определенного объема ее системы менеджмента по охране труда и технике безопасности она:

- соответствовала характеру и масштабу рисков организации по охране труда и технике безопасности;

- включала обязательства по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья, и способствовала непрерывному совершенствованию менеджмента по охране труда и технике безопасности и повышению эффективности охраны труда и технике безопасности;

- включала обязательство, как минимум, выполнять соответствующие юридические требования и другие требования, предписанные организации в связи с ее рисками по охране труда и технике безопасности;

- предусматривала схему для установки и рассмотрения задач по охране труда и технике безопасности;

- была документально оформлена, внедрялась и поддерживалась;

- она была до сведения всех лиц, работающих под контролем организации с целью осведомления о своих индивидуальных обязательствах по охране труда и технике безопасности;

- была доступна для заинтересованных сторон, и периодически пересматривалась с целью подтверждения своей актуальности и пригодности для организации.

Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Организация устанавливает, вводит и поддерживает процедуру постоянного определения опасности, оценки рисков и определения необходимых мер контроля.

Процедура определения опасности и оценки рисков учитывает: плановую и неплановую деятельность; деятельность всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту; поведение человека, способности и другие человеческие факторы; опасности, возникающие за пределами или вблизи рабочего места, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье и безопасность людей под контролем организации на рабочем месте.

В отношении методики организации по определению опасности и оценке рисков:

а) должен быть определен ее объем, характер и сроки с целью предупреждения опасности и рисков, а не их устранение;

б) должна предусматривать определение, установление приоритетов и документальное подтверждение рисков, применение надлежащих мер контроля.

Для контроля изменений организация определяет опасные факторы по охране труда и технике безопасности и риски по охране труда и технике безопасности, связанные с изменениями в организации, системе менеджмента по охране труда и технике безопасности или с ее деятельностью, до введения таких изменений.

Организация обеспечивает рассмотрение результатов данных оценок при определении мер контроля. При определении мер контроля или рассмотрении изменений в существующих системах контроля необходимо рассмотреть вопрос по снижению рисков в следующей последовательности: устранение; замена; технический контроль; использование табличек / предупреждений или административный контроль; индивидуальные средства защиты.

Организация документально оформляет и обновляет результаты определения опасных факторов, оценки рисков и установленных мер контроля. Следит за тем, чтобы при определении, введении и применении системы менеджмента по охране труда и технике безопасности учитывались риски по охране труда и технике безопасности и установленные меры контроля.

Организация устанавливает и осуществляет документально зафиксированные задачи по охране труда и технике безопасности на соответствующих должностях и уровнях внутри организации. Задачи должны быть измеримыми, где целесообразно, и соответствовать политике по охране труда и технике безопасности, включая обязательства по предотвращению травматизма и ухудшения состояния здоровья, для выполнения действующих юридических требований и других требований, предписанных организации, и постоянного совершенствования.

Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации устанавливает, вводит и применяет программу улучшения условий труда для достижения своих задач. Программа должна включать, как минимум: описание обязательств и полномочий для достижения целей на соответствующих должностях и уровнях внутри организации; средства и сроки выполнения задач.

Необходимо регулярно в установленные сроки пересматривать программу, и корректировать ее по мере необходимости для осуществления задач.

Таким образом, система менеджмента предприятия, построенная и сертифицированная в соответствии с требованиями OHSAS 18001, позволяет предприятию (организации) создать систему менеджмента здоровья и безопасности, позволяющую: осуществлять контроль за опасными производственными факторами; управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности; предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций; снижать потери от несоответствующей деятельности; интегрироваться с действующими на предприятии системами менеджмента; внести положительные изменения в имидж предприятия. В условиях конкуренции на рынке клиенты требуют от поставщиков не только привлекательных цен. Компании должны демонстрировать эффективность менеджмента и свою ответственность, а также готовность обеспечить надежное обслуживание без продолжительных простоев, вызванных несчастными случаями и инцидентами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: