IV. Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста




 

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст. Чем же он характеризуется?

Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению. Эта черта не является частным проявлением только в этой сфере. Всем хорошо знакомо явление, как юность любит чувствовать себя непонятой, одинокой в своих исканиях, увлекаясь мыслью, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру и так далее. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта. Ее может опекать сам принцип исканий, так сказать. Формальное искание, когда юная молодежь больше ощущает свое настроение, а назвать его не может, потому что они только своего рода вопросительный импульс, часто больше самоощущение, чем реальная конкретная потребность.

Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности [1;485].

В письменных работах, имея возможность высказаться перед учителем литературы более свободно, без свидетелей, ученики зачастую обнаруживают удивительную готовность раскрыться, сообщить о своих переживаниях, о возвышенных мыслях.

Конечно, не каждому педагогу, даже преподавателю литературы, дано вызывать к себе со стороны учеников отношение, при котором для них становится естественным приоткрывать свой внутренний мир и ожидать одобрений или совета. Старшеклассники внимательно, оценивающе наблюдают за педагогами. Как уже отмечалось, они не прощают профессиональной слабости, мелочности характера — всего, что принижает достоинство учителя.

Знакомство с примерами доблестей людских, в жизни или в произведениях искусства, во многих, случаях явно задевает их за живое: юноши особенно чувствительны к упоминаниям о славе, девушки — к раскрытию чувств.

В этом возрасте особое отношение к выдающимся людям — характерный симптом новой ступени развития личности. У старшеклассников их устремления, дела и поступки, их жизненный тонус уже во многом обусловлены нравственными связями с людьми.

Ранняя юность склонна увлекаться людьми и доверять им. Душевные силы, ищущие себе применения, жажда подвигов и жажда любви и неспособность еще к подлинной самостоятельности как бы требуют веры в людей, кото­рых можно было бы брать за образец, располагают к готовности следовать за ними.

Поэтому отношение старшеклассников к преподавателям во многих случаях пристрастное и как бы лично заинтересованное. Учащиеся тянутся к возможным духов­ным руководителям, нуждаются в них.

Именно возрастными особенностями старшеклассников следует признать такие черты, проявляющиеся в отношении к некоторым педагогам, как искание идейного и нравственного руководства, возросшая эмоциональная отзывчивость. По-видимому, эти особенности школьников 15-16 лет имеют ближайшее отношение к их дальнейшему "духовному росту и могут быть отнесены к предпосылкам общего развития. В самой учебной деятельности учеников старших классов отчетливо проступают черты, характеризующие особые возможности этого возраста.

Сравнивая старшеклассников с учениками средних классов, прежде всего нельзя не заметить решительного сдвига в активности теоретической мысли. Школьники 15-16 лет очень часто обнаруживают повышенный интерес к самостоятельному обсуждению самых различных проблем. Споры друг с другом, дискуссии на уроках, участие в школьных диспутах, по-видимому, отвечают насущной потребности возраста.

Некоторые обобщения преподавателей на уроках зачастую вызывают оживление в классах, пробуждают самостоятельную мысль. Чаще, увереннее звучит теперь на уроках вопрос «почему?». Находятся ученики, склонные усомниться в выводах, готовые пуститься в рассуждения, даже независимо от того, велики ли у них фактические знания.

Гораздо более интересными становятся сочинения учащихся. Известно, что для умственной продукции школьников характерно преподнесение мыслей учителя в качестве собственных суждений. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что в сочинениях и ответах учеников дословно повторяются рассуждения учителя (или воспроизводятся мысли, взятые из учебного пособия) без ссылки на источник и иногда со значительным пафосом; нередко при этом пишется (или говорится): «по-моему», «мне кажется», «я думаю» и т.п. В таких случаях далеко не всегда следует видеть желание ввести в заблуждение: вписывая в свои работы или произнося вслух в классе запомнившиеся им мысли, ученики могут просто не задумываться о чьей-то собственности на эти мысли; они зачастую не делают здесь различия между своим и чужим и бывают вполне искренни в своем пафосе (ученики с такой непосредственностью и наивностью присваивают мнения и отдельные выражения учителя, может быть, потому, что учебный процесс в школе во многом сводится к запоминанию и повторению: по отношению к основной массе учебного материала у школьников нет ни возможности, ни надобности иметь точку зрения, отличную от предлагаемой им.) В старших классах подобная внушаемость заметно уменьшается, по мере того как ученики начинают критически мыслить, спорить, задавать вопросы по существу проблем.

Конечно, многое зависит от манеры педагога излагать материал и спрашивать по нему. Но и там, где преподаватели специально не заботятся о развитии активности уча­щихся, обнаруживается, что самый ход анализа, способы доказательства общих положений могут заинтересовать учащихся так же, как и какие-нибудь конкретные сведения. Более того, немалому числу учеников теперь нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений. На уроках истории и литературы уже нельзя долго держать учащихся только на занимательных фактах. Учащихся теперь занимает не только (и даже не столько) их внешняя сторона, но и значение наблюдаемых явлений по существу, их научный смысл.

Правда, в небольшом, а иногда и в значительном количестве наглядный материал необходим — он легко усваивается, он нравится ученикам. Но наглядные демонстрации и конкретные факты для старшеклассников пере­стали быть самоцелью — любознательность учеников не может быть удовлетворена без определенных обобщений, без выводов. Старшеклассники склонны уже и сами про­изводить обобщения. Учащиеся теперь проявляют гораздо больше самосто­ятельности в занятиях. Они уже могут подготовить по любому учебному предмету доклады, требующие иногда длительной работы и усилий. Некоторые преподаватели систематически поручают ученикам разработку дополнительных вопросов с последующим сообщением на уроке, например по литературе — выяснить, какое отражение в музыке (или живописи) нашли произведения какого-нибудь автора. Старшеклассников уже не затрудняет пользование энциклопедическими словарями и сопоставление сведений из разных источников.

Вместе с тем обнаруживаются — и это нередко привлекает к себе главное внимание — недостатки в самом отношении старшеклассников к учению. У них, естественно, труднее поддерживать непосредственный интерес к учебным занятиям (даже в условиях самого квалифицированного преподавания). Для полноценного учения необ­ходимы систематические усилия, собранность, готовность поступиться многими развлечениями. У старшеклассников же зачастую нет в достаточной мере чувства ответствен­ности и понимания необходимости исполнять учебные требования. Среди учеников старших классов немало таких, у которых стало привычкой не полностью и приблизительно выполнять задания, тратить время попусту. К сожалению, могут расхолаживать учащихся и уровень преподавания и сами учебные программы. И все же наряду с нередкими признаками безразличия к учебным успехам и явной склонностью к безделью части учеников нельзя не заметить у старшеклассников возросшей пытливости мысли, новых возможностей обдумывания, теоретизирования.

Сильно мешает многим старшеклассникам неразвитость речи. Как и в более младших классах, бывают случаи, когда ученик не в состоянии связно рассказать материал, который он знает, — ему как будто не хватает слов, он не умеет точно применить некоторые специальные выражения. Обращает на себя внимание, что письменная речь у старшеклассников нередко бывает, развита лучше, чем устная (возможно, это объясняется тем, что их письмен­ная речь тренируется в многочисленных сочинениях по литературе, тогда как с развернутыми устными сообщениями-монологами им приходится выступать реже, и их устные выступления не становятся предметом стилистического анализа со специальной отметкой, как это бывает с сочинениями). Но характерно, что, когда ученики не урок отвечают, а заинтересованно обсуждают, спорят, их язык как бы развязывается, обнаруживая гораздо большие, чем могло казаться, умственные возможности.

У старшеклассников появляются излюбленные темы для совместного обсуждения, задушевных бесед (о главном в жизни, о взрослых людях, о самих себе и т.п.).

В этом возрасте приобщение к этическим и мировоззренческим проблемам происходит в значительной мере словесно. Для старших школьников характерны наивное ожидание мудрости и знания от разговоров, от объяснения понятий.

Активность мысли в рассматриваемом возрасте и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в домыслах, необоснованных предположениях учащихся. Склонность к теоретизированию, к понятийным построениям, иногда совсем наивным и даже нелепым, может отличать учеников с очень разной степенью успешности занятий. В этом возрасте привлекают к себе внимание умственные черты, казалось бы, указывающие на тяготение к так называемому «мыслительному» типу. У старшеклассников уже нередко можно встретить оперирование абстрактными понятиями, в какой-то мере независимое от впечатлений, доставляемых органами чувств. 15-16 лет — период усиленного роста возможностей рассуждать, философствовать. Вместе с тем многие признаки указывают на то, что вступление в раннюю юность — благодарная пора и для приобщения к искусству, к художественному творчеству. Старшеклассников отличает повышенная эмоциональность. По сравнению со средними классами у них очень возросли не только способности к анализу и критике; не ме­нее разителен сдвиг и в их эмоциональной отзывчивости. При встрече с произведениями искусства они в гораздо большей степени, чем младшие подростки, склонны к восторженности и умилению. Для их художественного восприятия, направлено ли оно на драматическое жизненное содержание произведений или на их внешне-эстетическую сторону, наиболее характерна именно расположенность к захваченности чувством.

Особая податливость старших подростков чарам искусства, повидимому, обусловлена всей совокупностью свойств возраста. В 15-16 лет, в годы мечтаний и тяги к романтике, очень легким и желанным может, быть переход к воображаемому миру. Эмоциональный заряд и новизна впечатлений, которые несут в себе произведения искусства, в особенности если они задевают сферу нравственную, как нельзя лучше соответствуют настрою ожидания, предчувствию впереди чего-то значительного, что так характерно дня ранней юности.

В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания неотделимы от эмоциональной отзывчивости и делают произведения искусства гораздо более близкими, чем прежде.

В условиях общеобразовательной школы в связи с изучением курса литературы очень заметен, бывает, интерес учащихся к поэзии, стихам. В девятых классах лирически» стихи звучат в исполнении учеников обычно в значительно большем объеме, чем это предусмотрено программе (в кружках, на вечерах и дома). Старших школьников привлекает в стихотворной речи напряженность, приподнятость чувств и, конечно, само романтическое содержание лирической поэзии.

Расположенность к художественному творчеству проявляется в эти годы в самых разных направлениях. Во многих школах издаются рукописные журналы, где можно встретить не только стихи, но и рассказы, и сценарии девятиклассников. В оформлении таких журналов, как и стенных газет стар­ших классов, нередко привлекают к себе внимание сложные, выразительные и самостоятельные по замыслу рисунки. Уче­ники IX-Х классов часто бывают авторами и исполнителями театрализованных сценок, в частности для школьных радиопередач. Тот же возраст, как показывает опыт школ, имеющих кинолабораторию, — период, уже благодарный и для творческих занятий киносъемкой.

Жанр сочинений-рецензий, кроме того, что он требует ''решения собственно литературной задачи, выявляет как бы две стороны возможностей подростков: с одной стороны, их впечатлительность, эстетические чувства, с другой — их возросшие способности анализировать и судить. Работы учащихся показывают, что в старшем школьном возрасте о эти стороны восприятия художественных произведений мо гут уже гармонически сочетаться.

Девятиклассникам может быть свойственна не только взволнованность отклика на творения искусства. Подростков с достаточно высокой общей подготовкой отличает свобода, нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли. Именно в старшем школьном возрасте естественно сосуществуют достоинства «мыслительного» типа и достоинства «художественного» типа (об этих типах еще будет идти речь в третьей главе книги).

Отмеченные особенности свидетельствуют о том, что старший подростковый возраст заключает в себе исключительно благоприятные предпосылки для широкого, многостороннего умственного развития.

Существенное значение имеет возросшая зрелость волевой сферы: старшеклассники уже могут длительно напрятать усилия, не пасовать перед трудностями, сознательно преодолевать препятствия. К полноте сегодняшней жизни их толкает рост психических и физических сил, новая ступень зрелости.

И вместе с тем их поведение заметно окрашивается ожиданием, предчувствием будущего.Девятиклассники нередко обнаруживают некоторую неудовлетворенность настоящим, расположенность к критичности и как бы осознают свою предуготовленность к более значительным делам. Чрезмерность притязаний может приводить к своеобразному разладу с окружающим.

Новый уровень психической зрелости часто проявляется также в особой нетерпимости к личностным слабостям окружающих, в своеобразной взыскательности в отношениях с людьми.

Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что старшеклассники предъявляют высокие нравственные требова­ния к родителям. У школьников 15-16 лет заметно не просто противопоставление себя родителям (многие становятся бли­же к родителям, чем в 12-13 лет), а как бы несколько иной, чем прежде, подход к ним: теперь родители получают нравственную оценку. Имеется много свидетельств того, что старшеклассники очень склонны вершить моральный суд над родителями. Бдительно, с особым пристрастием осмысливают они поведение тех, от кого столь многое зависит в их жизни и кого они так хорошо знают. В результате в одних случаях чувство к родителям дополняется уважением к их личности, становится более сознательным, в других — под­вергается серьезным испытаниям. В эти годы возможно не только усиление любви к родителям (воспитателям), наме­ренное уподобление им, но и установка на преодоление их влияния, отталкивание от них. Когда родители (или один из них) действительно не обладают необходимым человеческим достоинством или же в семье неурядицы, делающие невозможными нормаль­ные взаимоотношения, тогда у старшего подростка не одно лишь нравственное страдание, но во многом и идей­ная драма (особенность морали ранней юности — ее бескомпромиссность). Нравственные переживания могут быть значительными и вследствие отсутствия необходимых контактов с родителями и от чрезмерности запросов старшего подростка.

В пору ранней юности ярко проявляется расширение и углубление связей с людьми, подъем нравственных чувств и потребность в сознательной саморегуляции, в самовоспитании.

Школьники старших классов живут главным образом настоящим, но предчувствие будущего и готовность к нему заметно окрашивают их поведение. Близость вступления в мир взрослых проявляется, в частности, в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе и к другим. Не только через книжное, теоретическое познание, но прежде всего в ходе общения, в разнообразных делах и развлечениях происходит у них приобщение к взрослости, накопление опыта. Существенное значение имеет новый уровень развития волевых качеств. В девятых классах достаточно отчетливо выступают собственно умственные достоинства подростков 15-16 лет: в их психологическом облике чаще всего сочетаются активность анализирующей и обобщающей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» типа и черт «художественного» типа характеризует непов­торимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем.

Материалы наблюдений говорят о том, что учащихся 15-16 лет отличает не только более высокий уровень умственных возможностей. Старший подростковый возраст по-своему обогащает личность, открывает новые предпосылки для ее всестороннего развития.

Все это вместе взятое создает внутренние условия для подъема способностей [11;144-177].




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: