Приложение 1
Рекомендации по написанию проекта
Проект может существовать в двух формах:
1) Как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории.
2) Как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
Раздел «География проекта» – предполагаемый уровень охвата территории при реализации проекта. Включает в себя масштаб реализации проекта: федеральный, окружной или региональный, а также указание наименования субъектов Российской Федерации, городов или населенных пунктов, в которых будет реализовываться проект.
Немаловажно учесть в данном разделе наименования субъектов Российской Федерации, которые будут представлены участниками мероприятий проекта.
При определении масштаба проекта предлагается исходить из следующих критериев: всероссийский проект (охватывает не менее 50 % субъектов Российской Федерации), окружной проект (охватывает не менее 50 % субъектов Российской Федерации соответствующего федерального округа), межрегиональный проект (охватывает не менее 2 субъектов Российской Федерации).
Исключение: проекты, реализуемые в рамках международных номинаций ВКМП. Реализация проекта за пределами границ Российской Федерации возможна при соблюдении следующих требований:
- проведение мероприятий осуществляется в помещениях, являющихся собственностью грантополучателя или привлеченных юридических лиц, расчетные счета которых открыты на территории Российской Федерации;
- проведение мероприятий осуществляется в помещениях, предоставленных грантополучателю или привлеченным юридическим лицам, расчетные счета которых открыты на территории Российской Федерации, на БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ основе;
- не допускается перевод средств гранта на счета исполнителей или подрядчиков, зарегистрированных не на территории Российской Федерации.
Раздел «Краткая аннотация». Аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте. Это изложение проекта, повторяющее все части полной заявки (по 1-2 предложения на каждую часть). Из аннотации должно быть видно: кто будет реализовывать проект, проблемы, на решение которых он направлен, задачи, целевая группа, с которой намерен работать грантополучатель. Также необходимо отразить, каким образом, и какими способами будут реализован проект, какой будет получен результат, как реализация проекта будет продолжена в дальнейшем, когда закончится финансовая поддержка.
Раздел «Описание проблемы».
Необходимо описать конкретные проблемы, решению/снижению остроты которых посвящен проект. Каждая проблема должна быть решаема в рамках проекта и носить конкретный, а не глобальный характер, дать обоснование социальной значимости и остроты каждой проблемы в настоящее время, приводя в пример факты и статистические данные, мониторинг проблемного поля, результаты проведенных опросов (анкетирований), указать возможные качественные/количественные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта, основываясь на результатах Ваших предыдущих проектов и деятельности.
Чтобы раскрыть данный раздел, опирайтесь на описание актуальности проекта для молодежи, соответствие его «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р), «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р).
Основные целевые группы, на которые направлен проект – это те,
на кого воздействует проектная команда при реализации проекта. Целевая группа – это будущие участники проекта, они же – благополучатели (люди, чья жизнь каким-то образом улучшится в результате реализации проекта), клиенты, получатели услуг, бенефициары и пр.
В данном разделе должно присутствовать описание возрастной категории (или отсутствие возрастных рамок), для которых будет осуществляться проект; социальный статус потенциальных участников проекта.
Как правильно сформулировать цель проекта:
Целями проекта являются:
• продукт, который следует произвести;
• услуга, которую следует оказать;
• результат, которого следует достичь.
Цель проекта – разрешить указанную проблему, она должна быть достижима в принципе, а также в обозначенные сроки и при тех затратах, которые указаны
в бюджете. Цель проекта – это получение ожидаемых изменений ситуации
в обществе в результате выполнения проекта.
При формулировке цели опирайтесь на стандарт постановки целей, который задает требования к эффективно сформулированной цели, т.е. на SMART-анализ.
S – Specific (специфичность – уникальность). Цель нужно описать простыми словами, чтобы была понятна уникальность проекта. Необходима конкретика, чтобы можно было сравнить результат проекта с целью.
M – Measurable (измеримость). Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было контролировать процесс достижения результата.
A – Achivable (достижимость). Цель должна быть проанализирована с точки зрения имеющихся и недостающих ресурсов со стороны инициатора проекта.
R – Realistic (реалистичность). Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации
и техническим прогрессом. Например, торговать фейерверками на солнце
не реалистично.
T – Time bound (ограниченность во времени). В цели указываются временные рамки проекта, то есть даты начала и окончания проекта.
Задачи проекта.
Задачи– это конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе «Описание проблемы».
Это те изменения (улучшения), которые произойдут (должны произойти)
в результате осуществления Вашего проекта. Из правильно поставленных задач достаточно легко сформулировать результаты, подтверждающие достижение цели.
Задачи должны быть логически и эмпирически направлены на достижение этой цели. Что еще более важно, задачи должны быть напрямую связаны
с эффективным осуществлением деятельности по проекту.
Раздел по задачам в заявке является первым этапом (уровнем), на котором эксперт уже ожидает увидеть определенную степень точности, ясности
и измеримости. Если формулировка задач нечеткая, выражена общими словами, построена недостаточно логично, то выполнение задачи не может быть оценено.
Последовательность задач:
1. Выявление и анализ ресурса.
2. Создание продукта (услуги).
3. Продвижение продукта (услуги).
4. Приращение, прибавление стоимости ресурса.
5. Накопление, выявление новых ресурсов.