Внутренняя среда предпринимательства




Предприниматель редко осуществляет свои идеи в одиночку. Выигрывает, конечно же, тот, кто в состоянии создать нужную команду, способную эффективно воздействовать на процесс реализации предпринимательской идеи. В этой связи перед предпринимателем возникают непростые задачи: определить, какие ресурсы нужны и как создать в бизнесе психологический климат, который предпринимателю позволит добиться необходимых результатов.

Важнейшей предпринимательской структурой, хозяйственной единицей в бизнесе является предприятие. Прежде всего, предприятие - это основная экономическая ячейка общества, место, где в процессе соединения, комбинирования производственных ресурсов создаются материальные блага. Предприятие- это открытая производственно-социальная система, в которой различают внутренние и внешние сферы деятельности, внутрипроизводственную и внешнюю среду. Кроме этого, необходимо помнить, что предприятие - это социальная среда, в которой члены общества реализуют свои способности и добывают средства к удовлетворению потребностей.

Создание и развитие предприятия связано с конкретными предпринимательскими целями (рис. 1.3), например:

    • выживание фирмы в условиях конкуренции,
    • увеличение доли рынка,
    • максимизация “стоимость” бизнеса,
    • рост экономического потенциала,
    • рост объёмов производства,
    • рост прибыли (накопление),
    • предотвращение банкротства,
    • минимизация расходов
  Характеристика предпринимательских целей
Целевые параметры Вещественные - Виды и структура продукции, - Программа сбыта, - Доля предприятия на рынке, - Производственная мощность, - Объём производства и сбыта, - Каналы сбыта, - Размещение производства, - Организация процессов производства и труда и т.д. Результативные - Выручка от реализации, - Структура выручки, - Величина затрат, - Структура затрат, - Прибыль, - Рентабельность - Дивиденды и т.д. Финансовые - Платежеспособность, - Объём и структура ликвидных резервов - Накопление прибыли, - Структура инвестиций, - Масштаб инвестиций и т.д.

Рис. 1.3. Система предпринимательских целей

Для того, чтобы поставить перед собой реальные цели и посвятить какое-то время их достижению, необходимо эти цели определить, классифицировать, а затем ранжировать по степени важности для предприятия.

Вещественные цели - производство определенных товаров, работ и услуг (виды и структура продукции, рыночной спрос, производственная мощность, качество ресурсов и продуктов, объём выпуска и реализации, каналы сбыта).

Результативные цели - это стоимостное измерение вещественных целей (объём и структура выручки, структура затрат, прибыль, рентабельность, величина дивидендов и т.д.).

Финансовая постановка целей деятельности предприятия требует рассматривать его как открытую систему во взаимодействии с другими предприятиями.

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы:

- наличие необходимого объёма собственного капитала;

- правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;

- выбор предмета деятельности;

- подбор команды партнеров;

- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;

- подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование;

- механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

Прежде всего, предприятие должно эффективно организовать товарные потоки - это взаимосвязи с поставщиками сырья, материалов, оборудование на рынках закупок и потребителями готовой продукции на рынках сбыта. Потоки товаров определяют три основные функции предприятия - закупка (материально - техническое обеспечение), производство и сбыт

Рис. 1.4. Основные товарные потоки на предприятии

Потоки финансовых ресурсов (cash flow) обслуживают реальные потоки товарообмена. Финансовыми потоками предприятие связано также с государством и финансовыми институтами. Таким образом, извне предприятие окружает финансовая сфера - совокупность экономических отношений в процессе кругооборота финансовых средств (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Денежные потоки, связывающие предприятие и рынок капиталов

1 - формирование уставного фонда, размещение на рынке ценных бумаг, получение средств от инвесторов

2 - инвестирование полученных средств в активы предприятия

3 - генерирование чистого денежного потока - финансового результата деятельности

4 - выплата налогов

5 - распределение прибыли - выплата процентов и дивидендов

6 - реинвестирование в активы части прибыли

7 - направление прибыли на рынок в виде финансовых инвестиций

Финансовой целью деятельности предприятия и задачей предпринимателя является согласование притоков (поступлений) финансовых ресурсов и оттоков (выплат) - или обеспечение ликвидности в широком смысле:

Уточняя предпринимательские цели в свете концепции денежных потоков, можно сказать, что при обосновании деятельности нужно точно знать, когда и сколько ликвидных средств потребуется для реализации вещественных целей, а также когда и сколько будет получено в результате.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчёт последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают, правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Добиваться успеха могут только те предприниматели, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, и эту цель должны знать и поддерживать все работники предприятия. Известно, что в фирмах успешных предпринимателей налажена железная дисциплина, они сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, которые нацелены не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

Микросреда предпринимательской единицы представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентуры на целевом рынке: поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. При разработке стратегии действий должны учитываться интересы всех подразделений внутри предприятия: высшего руководства, финансовой службы, службы НИОКР, службы материально-технического снабжения, производства и бухгалтерии. Все перечисленные подразделения и составляют микросреду предприятия. Предприниматель определяет цели предприятия, его общие стратегические установки и текущую политику. Функциональные управляющие должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства.

Рис. 1.6. Микросреда предприятия

Таким образом, внутри отдельного предприятия должна осуществляться строгая координация всех работ. Как было отмечено выше, в функции микросреды входит также работа с поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентурой, контактными аудиториями.

Одной из кардинальных в реализации предпринимательской идеи является проблема лидерства и руководства. Все ли руководители - лидеры? Иначе говоря, должен ли предприниматель быть руководителем (менеджером) или лидером?

Понятия "лидерство" и "руководство" имеют принципиально разные социальные, политические и психологические значения. Суть различий - в характере и направлении выдвижения "номера первого". Лидера признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается "снизу", более или менее демократическими методами. Руководитель же, напротив, назначается "сверху", так или иначе, навязывается. Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет, скорее всего, назначен "сверху". Иными словами, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же - вектором противоположного направления.

Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе (микросреде), руководитель - официальных отношений группы как некоей социальной организации (элемент макросреды). Лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе; руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения; а также сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя - более широкая социальная система.

В настоящее время на Западной доминирующей является “синтетическая концепция лидерства”, где лидерство выступает как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. Эта теория отличается комплексным подходом ко всему процессу управления. На характер осуществления лидерской роли оказывает влияние взаимосвязь трех переменных: качества лидера, качества последователей, характер ситуации.

К общим качествам отнесены:

- незаурядный интеллект,

- фундаментальные знания,

- достаточный опыт. Конкретные качества:

- идейно-нравственные,

- научно-профессиональные,

- организаторские,

- психофизические.

Специфические личностно-деловые качества: коммуникабельность, способность к психоанализу, стрессоустойчивость, красноречивость, визуальность, представительские склонности, проницательность.

Признавая многообразие научно-практических подходов к решению этой проблемы, самыми важными качествами предпринимателя были:

  • умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;
  • способность быть организатором совместной деятельности;
  • готовность рисковать и брать ответственность за это на себя.

Взаимоотношения руководителя с подчиненных, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

Выделяют следующие стили управления:

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления, для которого характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений демократии, жесткий постоянный контроль выполнения решений с угрозой наказания (“максимум контроля”), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счёт постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим).

Но недостатков в этом случае больше, чем достоинств. Это и высокая вероятность ошибочных решений, и подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников. В результате возникает неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический (или коллективный) стиль управления характерен тем, что управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учёта мнений и инициатив “сотрудников демократии”, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими “сотрудниками контроля”, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учёту их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “демократией” (все могут высказывать свои позиции, но реального учёта, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, “минимумом контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “самотек”). Вследствие всего этого, результаты обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой и руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться. Разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты, работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

В зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности сегодня выделяют следующие четыре типа руководителей:

1) Консервативно-интуитивный тип;

2) Консервативно-аналитический тип;

З) Новаторско-интуитивный тип;

4) Новаторско-аналитический тип.

Наиболее популярным и эффективным считается новаторско - аналитический стиль, который способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Он идеален для предпринимателя. Для него характерны энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практической реализации новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуации и работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: формальный, моральный и функциональный авторитет.

Формальный авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, Полную отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из морального и функционального авторитета.

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя.

Функциональный авторитет определяется: компетентностью руководителя; его деловыми качествами и его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

Результатом эффективной управленческой работы предпринимателя является состояние, когда каждый член коллектива предъявляет к себе требования на фоне общего сознательного принятия определенных ценностей и задач. Задача руководителя - эффективное использование собственных, индивидуальных и групповых ресурсов. От руководителя ждут положительных усилий по социально-психологическому формированию трудового коллектива из определенной совокупности работающих индивидов.

Управленческая деятельность имеет свои особенности, они заключается в том, что руководитель, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи. Управленческая деятельность строится по определенным правилам, которые и исследуются психологией управления.

Можно сказать, что управление производит очень важный продукт - порядок из хаоса. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И, наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего прочего, компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей, что, конечно же, имеет практическое значение.

Обладая психологической подготовкой, талантливый менеджер сможет целенаправленно и эффективно воздействовать на своих подчиненных. Психологическая подготовка формируется путем овладения им тремя блоками знаний:

  • знания содержания и специфики управленческого воздействия;
  • знание основных способов психологического воздействия;
  • знание индивидуальных особенностей объектов воздействия.

На основе этой триады формируются навыки и умения рационального управленческого воздействия. Многообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности.

Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли. Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствования самого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов, менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.

Напротив, отсутствие достаточных знаний в области психологии или опыта их применения в практической деятельности может стать прямым препятствием в осуществлении руководителем своих функций, привести к падению эффективности производства.

Проанализировав выше изложенный материал, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка имеет особое место в управленческой деятельности. Изучению психологии и применению этих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении квалификации менеджеров.

Несомненный практический интерес для российских предпринимателей представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды японского предпринимателя К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге “Вечный дух предпринимательства”.

Суть эффективного, рационального менеджмента в компании “Омрон”, позволяющего добиваться успехов по Татеиси, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении личности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента.

По утверждению автора, между рационализмом и гуманизмом нет никаких противоречий, К примеру, если рациональной целью для вас является сокращение издержек производства, то успеха вы не добьетесь до тех пор, пока не создадите благоприятных условий для ваших работников, чтобы они могли сами решить данную проблему. Важное место в менеджменте компании “Омрон” занимают мотивация работников, создание такого производственного, управленческого климата, чтобы каждый работник смог в полной мере проявить свой талант.

“В нашей компании занято около 15 тысяч человек, - пишет Татеиси. - Это означает, что мы имеем дело не просто с 15 тысячами людей, а с 15 тысячами различных подходов к жизни и работе, с 15 тысячами различных уровней образования и опыта, амбиций и характеров. Для меня идеальным местом работы представляется то, где царит хорошее настроение, где кипит работа. Рабочее место должно излучать радость и покой и для самого работника, и для посетителя. Это ведет и к росту продуктивности, и к улучшению самочувствия людей, занятых работой. Пристального внимания заслуживает талант каждого служащего. В конечном счете, успех любой работы зависит от способностей человека и от умения применить эти способности. Для нас главное - талант как таковой, независимо от сферы его проявления”.

Важными в механизме совершенствования управления компанией являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью. Так, на руководителя низовых подразделений компании были возложены “обязанности, весьма сходные с обязанностями президента компании средней руки”, в результате низовое подразделение приобрело статус как бы независимой компании среднего размера со всеми обязанностями, правилами и мотивацией, что приносит положительные результаты.

Большую роль в совершенствовании менеджмента компании “Омрон” сыграло внедрение в практику управления понятия “предприятие - слуга общества” в виде девиза компании: “Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех”.

Следование этому девизу позволяло руководству компании внедрить рациональный менеджмент, расширять деловую активность всех подразделений компании, совершенствовать организацию производства, обновлять выпускаемую продукцию, увеличивать объёмы продаж и получать больше прибыли, а на этой основе совершенствовать материальное стимулирование всех работников.

В компании проведена корпоративная реконструкция, в основе которой лежали две главные идеи: приблизить администрацию к реальным условиям работы и создать в разумном объёме несколько предприятий, которым предоставлена полная самостоятельность и которые действуют в рамках компании как определенные небольшие фирмы. Эта реконструкция позволяет развивать предпринимательское управление, чему в немалой степени способствовало провозглашение трех лозунгов: “Продает каждый!”, “Реагировать немедленно!”, “Действовать молниеносно!”. По этому поводу К. Татеиси пишет: “Каждое утро вместо того, чтобы по обычаю приветствовать друг друга, все наши работники должны были повторять эти лозунги, чтобы перед работой зафиксировать в своем сознании эти заповеди”.

Задачей менеджмента в сфере производства является совершенствование управления всеми процессами производства продуктов, но менеджеру необходимо овладеть механизмом прогнозирования, планирования процесса производства. По мнению К. Татеиси, предприниматель должен взять себе за правило прогнозировать будущее и соответственно регулировать деятельность своей компании, используя обратные связи.

Для того чтобы вывести компанию на дорогу успеха, необходимы, по мнению К. Татеиси, следующие условия (факторы):

- выработка четкого кредо компании

- соотношение целей компании с естественным поведением людей (человеческий фактор);

- распределение доходов;

- характерный дух (и совместная собственность);

- понятие всеобщей заинтересованности (сопричастность);

- перспективный рынок сбыта (новые товары);

- оригинальная технология;

- эффективное руководство.

В послесловии книги “Вечный дух предпринимательства” К. Татеиси подчеркивает мысль, что самым важным достижением “Омрона” является создание духа соревновательности, который позволил компании в течение десятилетий без страха глядеть в будущее. Философия управления фирмы “Омрон” основывается на следующих основных составляющих.

1. Четыре характерные черты идеального места работы:

а) привлекательный вид места работы;

б) талантливые работники;

в) удовлетворение вкусов покупателя;

г) вознаграждение за труд и усердие.

2. Три главные линии менеджмента:

а) изучать запросы покупателя;

б) по достоинству оценивать каждого работника;

в) поощрять дух соревновательности.

3. Три основные краткосрочные цели:

а) восстановить структуру прибыли;

б) создать инфраструктуру, отвечающую требованию нового общества;

в) оживить корпоративную организацию.

4. Пять принципов оперативной деятельности:

а) все действия определяются среднесрочными и долгосрочными планами;

б) ориентация на приоритеты;

в) реальные сроки выполнения операций;

г) тотальная оптимизация;

д) отношения на принципах честности и скромности.

Резюме:

  1. Предприятие является важнейшей предпринимательской структурой, хозяйственной единицей в бизнесе. Предприятие - это основная экономическая ячейка общества, место, где в процессе соединения, комбинирования производственных ресурсов создаются материальные блага.
  2. Предприятие - это открытая производственно-социальная система, в которой различают внутренние и внешние сферы деятельности, внутрипроизводственную и внешнюю среду. Внутренняя среда предпринимательской единицы представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентуры на целевом рынке.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: