1. Профессиональное педагогическое самосознание – это комплекс представлений педагога о себе как о профессионале. Отметьте, какие составляющие можно включить в это понятие:
а) осознание педагогом норм, правил, модели своей профессии, требований к педагогической деятельности и общению, к личности как эталонов для осознания своих качеств;
б) учет оценки себя как профессионала со стороны учеников, коллег, других людей;
в) самооценка педагогом своих отдельных сторон;
г) положительное оценивание педагогом самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции;
д) все перечисленное.
2. Какие из функций присущи деятельности педагога?
а) диагностическая;
б) организаторская;
в) воспитательная;
г) развивающая;
д) коммуникативная;
е) образовательная;
ж) методическая;
з) социальная;
и) прогностическая;
к) аналитическая;
л) все перечисленные.
3. Подберите адекватные характеристики следующим психологическим качествам педагога:
1) педагогической интуиции;
2) педагогической импровизации;
3) педагогической рефлексии;
4) педагогической наблюдательности;
5) педагогической находчивости;
6) педагогической эрудиции.
Предлагаются следующие определения:
а) нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве;
б) запас современных знаний, которые педагог гибко применяет при решении педагогических задач;
в) быстрое, одномоментное принятие педагогом решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа;
г) обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как педагог понимает деятельность обучающегося;
д) понимание педагогом сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика по мало приметным нюансам его поведения;
е) умение гибко перестроить трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность.
4. Что характеризует педагогическую эмпатию?
а) понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности;
б) эмоциональное сопереживание человеку;
в) стремление содействовать, помогать другому человеку;
г) умение встать на точку зрения обучающегося;
д) все вышеперечисленное.
5. От чего зависит развитие педагогической интуиции?
а) профессионального опыта;
б) личностных качеств педагога.
6. Назовите составные элементы педагогической техники:
а) речь;
б) педагогический опыт;
в) мимика, пантомимика, жесты, пластика;
г) профессиональные знания;
д) внешность и эстетическая выразительность;
е) коммуникативные умения;
ж) дидактические умения;
з) темпоритм педагогического воздействия;
и) умение управлять вниманием учащихся;
к) умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с учащимися;
л) все перечисленное;
7. Какими обстоятельствами обуславливается мимика педагога:
а) врожденными факторами отражения фундаментальных эмоций на лице (страх, радость, боль и др.);
б) особенностями педагогической деятельности;
в) социальными нормами взаимоотношений людей;
г) национальными, этническими и культурными стандартами;
д) всеми перечисленными.
8. Какие из элементов необходимы педагогу для искусного владения профессиональной речью:
а) знание предмета;
б) знание самого себя;
в) знание собеседника;
г) знание языка;
д) все перечисленные.
9. Из предлагаемых элементов выделите относящиеся к содержанию понятия "культура речи":
а) богатство и разнообразие словаря говорящего;
б) чистота речи;
в) яркость, образность, выразительность речи;
г) ясность, понятность высказываний;
д) точность речи;
е) правильность речи;
ж) техника речи;
з) все перечисленные.
10. Определите условия, от которых зависит выразительность речи педагога:
а) самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи;
б) неравнодушие, интерес педагога к тому, о чем он говорит;
в) хорошее знание языка, его выразительных возможностей, свойств и особенностей языковых стилей;
г) умение контролировать свою речь;
д) целевая психологическая установка на выразительность речи;
е) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
ж) все перечисленные.
11. Из каких элементов складывается "техника речи":
а) фонационное (речевое) дыхание;
б) речевой голос, правильные навыки голосообразования;
в) дикция, манера произношения;
г) интонация, ритмико-мелодическая сторона речи;
д) из всех перечисленных.
12. Найдите определения следующим элементам техники речи педагога: интонация(1), дикция(2), подвижность, гибкость голоса(3):
а) четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме языка;
б) звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль педагога во всей ее полноте и разнообразии оттенков;
в) повышение или понижение тона голоса, длительность звучания предложений, наличие или отсутствие паузы внутри фразы, ритм, тембр речи, ударение.
13. Известны следующие стили и методы обучения и воспитания: авторитарный(1), демократический(2) и либеральный (попустительский)(3). Сгруппируйте признаки, им соответствующие:
а) педагог проявляет колебания, нерешительность;
б) обучающийся рассматривается как объект воздействия;
в) нацеленность на широкую самостоятельность обучающихся;
г) отсутствие каких-либо ограничений;
д) жесткий контроль за жизнью учащихся;
е) ориентация на формирование самоконтроля и чувства ответственности учащихся;
ж) учет личностных качеств обучаемых;
з) предоставление обучающихся самим себе при принятии ответственных решений;
и) педагог единолично принимает решения;
к) учащийся рассматривается как равный партнер в общении.
14. Какие из ниже перечисленных утверждений справедливы по отношению к влиянию авторитарного стиля преподавания на поведение учащихся?
а) относительно прост в применении;
б) дает педагогу уверенность в себе;
в) может породить сопротивление;
г) сравнительно быстро дает результаты;
д) может повредить моральному климату;
е) все перечисленные.
15. Педагог в общении может занимать различные позиции и играть различные роли. Условно назовем их: "Монблан"(1), "Китайская стена"(2), "Локатор"(3), "Робот"(4), "Гамлет"(5), "Тетерев"(6) и др. Какие из нижеприведенных характеристик определяют суть данных моделей общения?
а) педагог озабочен не столько содержательной стороной воздействия, сколько тем, как он воспринимается учащимися;
б) педагог слышит только самого себя и никак не реагирует на учащихся, его речь большей частью монологична;
в) действует по программе, не учитывая изменения ситуации общения;
г) между педагогом и обучающимися существует слабая обратная связь ввиду существования какого-либо барьера общения;
д) педагог избирательно реагирует на учащихся;
е) педагог отстранен от учащихся и "возвышается" над ними.
16. Выделите обстоятельства, "барьеры", мешающие общению, отрицательно сказывающиеся на самочувствии педагога и учащихся:
а) несовпадение установок (педагог увлечен, а класс равнодушен, невнимателен, в результате неопытный педагог раздражен, нервничает);
б) боязнь обучающихся, студенческой группы (особенно у начинающих педагогов);
в) отсутствие контакта (неумение организовать взаимодействие, "автономные" действия педагога);
г) сужение функций общения (педагог учитывает только информативные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные функции общения);
д) негативная установка на класс (в результате собственных педагогических неудач или сформированная на основе мнений других педагогов, работающих в данном коллективе);
е) отрицательные эмоции, плохое настроение;
ж) прошлый негативный опыт общения с данной группой или учащимся;
з) боязнь педагогических ошибок;
и) темперамент, характер субъектов обучения;
к) все перечисленные.
17. Что можно отнести к причинам возникновения конфликтов в учебном процессе?
а) утомление обучающихся;
б) конфликты на предыдущем занятии;
в) ссоры на перемене;
г) настроение педагога;
д) неумение педагога организовать учебную работу;
е) личностные качества участников педагогического процесса;
ж) все перечисленное.
18. Выявите факторы, стимулирующие(1) и препятствующие(2) саморазвитию педагога:
а) собственная инерция;
б) разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
в) пример и влияние коллег;
г) интерес к работе;
д) недостаток времени;
е) занятия самообразованием;
ж) враждебность окружающих, плохо воспринимающих стремление к новому;
з) возрастающая ответственность;
и) возможность получения признания в коллективе;
к) интерес и доверие к его деятельности;
19. Синдром эмоционального выгорания - опасное психологическое состояние, которое свойственно и многим педагогам. Его симптомы: усталость, негативное отношение к ученикам и самой работе, агрессивные чувства, негативная Я-концепция и др. С воздействием каких факторов связано возникновение этого синдрома?
а) возрастом, полом, семейным положением, образовательным уровнем;
б) мотивацией работы учителя;
в) способами реагирования на стрессовые ситуации (несдержанность, агрессивность, чувство уныния, подавленность);
г) "трудоголизмом", фанатизмом в работе;
д) отсутствием слаженности в работе, неопределенностью ответственности;
е) неадекватной оценкой работы педагога;
ж) жесткостью контроля со стороны руководства;
з) некоторыми природными предпосылками для развития синдрома эмоционального выгорания;
и) всех перечисленных.
20. Какими способами можно предупредить эмоциональное выгорание педагога:
а) овладением ситуацией путем ее преобразования;
б) преодолением эмоционального дистресса, изменяя свое отношение к ситуации;
в) реализацией постоянного стремления учителя к самообновлению и самосовершенствованию;
г) любовью к детям и оптимизмом;
д) стремлением избегать проблем;
е) всеми перечисленными.