Лекция 3.12.20
Атмосферная коррозия железа. Процесс атмосферной коррозии железа характеризуется чередованием интервалов, при которых реакция протекает со значительной скоростью, или почти останавливается. Структурные изменения слоя ржавчины происходят как в условиях "сухих", так и в условиях "влажных" интервалов: из аморфных продуктов или насыщенных растворов образуются кристаллические соединения (различные модификации гидроксидов железа, или соли железа), происходит процесс образования или окисления Fe3O4, наблюдаются перекристаллизация и рост частиц продуктов коррозии. В условиях длительного воздействия воздуха с относительной влажностью выше 80% или конденсации в определенном температурном режиме появляются слои ржавчины, в которых отдельные агломераты продуктов коррозии достигают крупных размеров (например, трубчатые образования до 10 мм длиной). Необходимым условием процесса атмосферной коррозии являются циклические изменения внешних факторов среды – влажности, температуры, силы и направления ветра и т. д., поэтому ржавчина всегда полидисперсна.
Согласно данным фазового анализа, ржавчина состоит главным образом из гидратированных оксидов железа (a-, b- и g-FeOOH), магнетита (Fe3O4) и аморфных продуктов. Таким образом, слой ржавчины является гетерогенным, и его химические и физические свойства зависят от условий, в которых образуются продукты коррозии. В зависимости от климатических факторов можно ожидать появления ржавчины различной степени компактности, образование плотных беспористых или рыхлых осыпающихся слоев.
По толщине слой ржавчины обладает физической и химической анизотропией, у него можно выделить несколько подслоев. Согласно общепринятой схеме, наружный или первый, подслой представляет собой рыхлую часть ржавчины, которая легко удаляется при обработке поверхности проволочными щетками. Количественно этот подслой составляет 10-30% от общей массы ржавчины. Средний, или второй, подслой отделяется от подложки с помощью постепенного изгибания пластинки до 90о в обе стороны от нормального положения. Механически это сравнительно прочный подслой, он нередко составляет основную часть ржавчины. Внутренний, или третий подслой удаляется травлением образца в соляной кислоте (1:1 по объему) с добавкой ингибитора растворения металла (например, 1%-ного утропина). При длительных экспозициях часть продуктов коррозии теряется. Это – четвертый, так называемый опавший, подслой ржавчины.
|
Процесс атмосферной коррозии железа, за исключением короткого начального периода времени, когда поверхность металла очищена, происходит в сложной системе твёрдых, жидких и сорбированных веществ, которые вместе образуют ржавчину. Процесс разрушения металла является, поэтому определяется целым комплексом явлений: сорбцией, диффузией, мембранными и миграционными явлениями и т.д.
Содержание воды в этой системе непостоянно вследствие выпадения дождей, изменения температуры или протекания реакции связывания в кристаллогидраты и гидроксиды. Воду в системе ржавчины необходимо рассматривать в качестве реагирующего компонента, а не только как избыточного растворителя.
Скорость атмосферной коррозии железа прямо пропорциональна содержанию диоксида серы в атмосфере. Молекулы SO2, попадающие на поверхность металла, адсорбируются ею, и в ходе последующих реакций принимают участие в коррозионном процессе. В зависимости от внешних условий – присутствие воды и доступа кислорода – сульфат железа то кристаллизуется, то опять гидролизуется и образует сульфат-ионы:
|
Fe + H2SO4 ® FeSO4 + 2H+ +2 e (1)
4FeSO4 + 6H2O + O2 ® 4H2SO4 + 4FeOOH (2)
Этот процесс может повторяться до тех пор, пока вследствие тех или иных причин изменятся условия гидролиза сульфата железа. Как только на поверхности металла обнаруживаются первые количества сульфата железа, можно предположить действие электрохимического элемента Fe|FeSO4|FeOOH, в котором происходит анодная реакция:
Fe ® Fe2+ + 2 e. (3)
Эта реакция компенсируется катодной деполяризацией, в процессе которой FeOOH восстанавливается до магнетита:
8FeOOH + Fe ® 3Fe3O4 + 4H2O (4)
6Fe3O4 + 3/2O2 +9 H2O ® 18FeOOH. (5)
Под действием атмосферного кислорода этот магнетит опять может окисляться до первоначального состояния.
Скорость коррозии железа определяется степенью агрессивности атмосферы, т. е. совокупностью климатических и химических факторов, которые воздействуют на металл. В зависимости от сочетания этих факторов скорость процесса коррозии может уменьшаться или повышаться в десятки раз. Так скорость процесса коррозии обыкновенной углеродистой стали составляет (г/м2×год): в атмосфере сельской местности 30-500, в атмосфере города 150-550, в атмосфере промышленных предприятий 300-1300.
За атмосферу средней агрессивности принята атмосфера различных городов России, таких как Санкт-Петербург, Астрахань, городов прибалтийских государств – Рига, Лиепая. В атмосфере средней агрессивности основную часть ржавчины составляют липидокрокит (g-FeOOH) и гетит (a-FeOOH) независимо от того, где она образовалась – в прибрежных районах Балтийского или Каспийского моря.
|
Коррозия железа в контакте с другими металлами. Давно известно, что контакт железа с электроположительными (катодными) металлами часто увеличивает скорость коррозии, в то время как контакт с электроотрицательными (анодными металлами уменьшает её (табл. 1).
Таблица 1
Коррозия пластин железа и металла, находящегося с ним в контакте, полностью погруженных в 1%-ный раствор NaCl
Контактирующий металл | Коррозия железа, мг | Коррозия контактирующего металла, мг |
Магний Цинк Кадмий Алюминий Сурьма Вольфрам Свинец Олово Никель Медь | 0,0 0,4 0,4 9,8 153,1 176,0 183,2 171,1 181,1 183,1 | 3104,3 688,0 307.9 105,9 13,8 5.2 3,6 2,5 0,2 0,0 |
Из табл. 1 видно, что с уменьшением коррозии второго металла защита железа также уменьшается.
В морской практике иногда наблюдается серьёзная коррозия в месте контакта железа с медными сплавами. Например, чугунные крышки конденсаторов вследствие контакта с медью настолько графитизируются, что их легко можно резать ножом. В случае, когда чугунные трубопроводы контактируют с клапанами из пушечной бронзы, необходимо иметь в наличии запасные части, ибо можно ожидать необходимости частой замены. Коррозия стальных листов в контакте с арматурой из пушечной бронзы предупреждается введением в соединение прокладки из цинка.
Эволюция цинковых покрытий. Среди многочисленных процессов нанесения защитных покрытий на стальные и чугунные изделия цинкование занимает одно из ведущих мест. Многовековой опыт применения цинкования показал, что это один из эффективных и экономически обоснованных способов защиты стальных изделий от коррозии. Например, горячее цинкование железа известно с XVII века.
По объему и номенклатуре защищаемых от коррозии изделий цинковым покрытиям нет равных среди других металлических покрытий. Это обусловлено многообразием технологических процессов цинкования, их относительной простотой, возможностью широкой механизации и автоматизации.
Можно выделить шесть видов цинковых покрытий исходя из механизма их образования и физико-химических характеристик.
Гальванические (электролитические) покрытия наносят на поверхность изделий в растворах электролитов под действием электрического тока. Основными компонентами этих электролитов являются соли цинка, буферирующие добавки и ПАВ.
Металлизационные покрытия наносят путем распыления расплавленного цинка струей воздуха или горячего газа. Используют газопламенное напыление и электродуговую металлизацию, а в качестве источника металла – цинковую проволоку (пруток) или порошок цинка.
Горячецинковые покрытия образуются при погружении изделия в ванну с расплавленным цинком.
Диффузионные покрытия получают путем химико-термической обработки изделий при температуре 380-480 °С в порошковых смесях на основе цинка или путем соответствующей термической обработки превращают, например, гальваническое покрытие в диффузионное.
Цинкнаполненные покрытия представляют собой наносимые на изделия композиции, состоящие из цинкового порошка и связующего компонента. В качестве связующих применяют различные синтетические смолы (эпоксидные, фенольные, полиуретановые и др.), лаки, краски, полимеры.
Комбинированные покрытия представляют собой комбинацию цинкового покрытия любого вида и лакокрасочного или полимерного. В мировой практике такие покрытия известны как «дуплекс-системы», которые сочетают в себе не только электрохимический защитный эффект цинкового покрытия, но и гидроизолирующий защитный эффект лакокрасочного или полимерного покрытия.
До середины семидесятых годов XX столетия существовало мнение, что срок службы цинковых покрытий зависит от их толщины в гораздо большей степени, чем от способа их получения. Такое утверждение относилось, прежде всего, к гальваническим и металлизационным цинковым покрытиям, которые при небольшой толщине слоя обладали высокой пористостью.
Цинковые покрытия, полученные различными способами, существенно различаются по равномерности, строению (микроструктуре), плотности, химическому составу, что, в конечном итоге, определяет их защитные свойства, прежде всего коррозионную стойкость в различных средах.
Это подтверждает практический опыт эксплуатации оцинкованных изделий на предприятиях нефтегазодобывающей отрасли, коксохимической и нефтеперерабатывающей промышленности, судостроения, которые характеризуются особо жесткими условиями эксплуатации. Выбор вида цинкового покрытия для каждого конкретного применения зависит не только от условий, в которых должно эксплуатироваться оцинкованное изделие, но и от свойств данного покрытия.
Анализ цинковых покрытий различных видов, проведенный на основе их структурных, физико-механических и электрохимических свойств, позволяет сопоставить их коррозионную стойкость для конкретных условий эксплуатации.
Горячецинковые покрытия, получаемые методом горячего цинкования (из расплава цинка), и диффузионные покрытия, наносимые из порошковых смесей на основе цинка, имеют аналогичный механизм образования — диффузионный. Поэтому в плане классификации эти цинковые покрытия можно отнести к одному виду (классу). Это подтверждается и их строением. В соответствии с диаграммой состояния системы «железо – цинк» в структуре этих покрытий присутствует ряд аналогичных фаз (интерметаллических соединений). Однако общее строение этих покрытий все-таки различно и их свойства также во многом различаются.
Следует отметить, что гальванические и металлизационные цинковые покрытия не содержат интерметаллических соединений (фаз) и состоят из цинка соответствующего химического состава.
Структура цинковых покрытий, полученных горячим цинкованием, многофазна, и верхняя фаза (h-фаза), состоящая из цинка, аналогичного расплаву цинка, имеет низкую микротвердость не более 600-900 МПа. Необходимо отметить при этом, что верхняя фаза горячецинкового покрытия обычно составляет от 1/3 до половины толщины покрытия, что обусловлено методом нанесения покрытия.
В классическом диффузионном цинковом покрытии, полученном путем химико-термической обработки в порошковых смесях на основе цинка при 430-480 °С и продолжительности обработки 3-5 ч, четко наблюдаются в основном две фазы: Г-фаза («гамма-кэпитал»-фаза), представляющая собой тонкий (2-4 мкм) слой темного цвета, расположенный непосредственно на поверхности покрываемого изделия, и d1-фаза («дельта»-фаза), находящаяся над этим слоем. Фаза Г представляет собой интерметаллическое соединение и может содержать до 28% железа. Г-фаза с одной стороны граничит с твердым раствором цинка в железе (a-фазой), а с другой – с d1-фазой, которая также является интерметаллическим соединением, содержание железа в ней от 7 до 11,5%. Диффузионные цинковые покрытия, полученные в порошковых смесях, имеют повышенную стойкость против коррозионно-эрозионного воздействия быстродвижущейся агрессивной водной среды, что обусловлено образованием в покрытии железоцинковых сплавов соответствующей структуры с повышенной микротвердостью.
Скорость и характер коррозии цинка (цинковых покрытий) определяются не только агрессивностью рабочейсреды,но и физико-химическими свойствами продуктов коррозии, образующихся на покрытии в процессе эксплуатации и выполняющих роль барьера, препятствующего доступу последней к поверхности изделия. В зависимости от свойств покрытия (пористости, однородности по толщине, химической стойкости, содержания примесей и др.) глубина протекания коррозионного процесса будет различной. Особенно ощутимый эффект увеличения продолжительности срока службы изделий наблюдается при защите их покрытиями из сплавов цинка с другими элементами, например железом.
В случае изделий с диффузионным цинковым покрытием, состоящим из сплавов железо-цинк, коррозионный процесс замедляется и стационарныйпотенциал данного покрытия смещается к потенциалу железа. Это можно объяснить тем, что в результате преимущественного растворения цинка увеличивается на поверхности покрытия концентрация железа, входящего в состав сплава, в результате чего электродный потенциал покрытия приближается к потенциалу железа.
Таким образом, коррозионная стойкость цинковых покрытий определяется не только термодинамическими и кинетическими характеристиками системы «металл – коррозионно-активная среда, но и свойствами коррозионной среды, химическим составом и структурой покрытия.
На основании сравнения комплекса свойств и результатов коррозионных испытаний ниже приведены рациональные области применения различных цинковых покрытий.
Гальванические (электролитические) покрытия широко применяют в машиностроении и производстве бытовой техники для защиты от
коррозии и улучшения декоративного вида различных деталей и изделий в случае эксплуатации последних в малоагрессивных средах.
Металлизационные покрытия применяют в строительстве, для ремонта различных крупногабаритных объектов (различные емкости, металлоконструкции, наружные поверхности трубопроводов, сварные швы трубопроводов и др.).
Горячецинковые покрытиянаиболее широко применяются в металлургии и трубной промышленности при производстве оцинкованного полосового проката, труб и проволоки, используемых при строительстве промышленных и гражданских объектов, а также для защиты различных металлоизделий при штучном (пакетном) способе цинкования.
Диффузионные – для защиты от коррозии различных металлоизделий, эксплуатирующихся в жестких коррозионно-эрозионных условиях. Диффузионно оцинкованные изделия с успехом применяют в гражданском и промышленном строительстве, в коксохимической и нефтедобывающей промышленности, судостроении и морском флоте – в первую очередь для защиты трубопроводных систем и технологических аппаратов, крепежных изделий (болтов, гаек и др., особенно высокопрочных). Диффузионный способ цинкованмя находит все большее распространение при цинковании длинномерных стальных изделий (труб, компонентов дорожных ограждений и линий электропередачи, арматуры и др.), что обусловлено прежде всего высокими химическими и физико-механическими свойствами диффузионных цинковых покрытий.
Цинкнаполненные покрытия наносят на автоматизированных поточных линиях на стальную полосу, которую используют в автомобилестроении (различные детали кузова автомобиля), для защиты в морской воде стальных изделий и конструкций – резервуаров, трубопроводов, пирсов, корпусов судов, мостовых конструкций, буровых вышек, при ремонтных работах и др.
Комбинированные покрытияхарактеризуютсявысокими противокоррозионными свойствами в сочетании с декоративным видом. В промышленно развитых странах до 90% листового материала производят с двойной защитой. Такая продукция находит широкое
применение в строительстве, судостроении, машиностроении и других областях промышленности.
Технология нанесения гальванических цинковых покрытий. Гальваническое цинкование – нанесение цинковых покрытий на поверхность изделий в растворах электролитов под действием электрического тока. При гальваническом цинковании на электродах (катоде и аноде), которые представляют собой в основном металлы, протекают реакции окисления и восстановления. На поверхности положительного электрода (аноде) ионы, молекулы или атомы отдают электроны, т.е. протекает реакция электрохимического окисления. На электроде, подключенном к отрицательному полюсу источника постоянного тока (катоде), происходит присоединение электронов, т.е. реакция электрохимического восстановления.
Электродные процессы сопровождаются переносом электронов через внешнюю цепь и движением ионов цинка в электролите от анода к катоду. Электродные процессы являются гетерогенными и поэтому, как правило, состоят из ряда последовательных стадий: доставка гидратированного иона к катоду, частичная дегидратация, адсорбция на поверхности металла, дегидратация, разряд и вхождение в кристаллическую решетку металла.
При электролитическом способе цинкования не всегда удается получать покрытия одинаковой толщины по всей поверхности изделия (катода). На выступающих участках профилированного изделия толщина слоя покрытия больше, чем в углублениях, впадинах. Это свидетельствует о неравномерном распределении электрического тока на поверхности изделия (катода).
Гальваническое цинкование широко применяется в машиностроении, приборостроении и электронной промышленности. Это обусловлено необходимостью защиты от коррозии или придания необходимых свойств деталям, которые используются в этих отраслях в массовом количестве.
Основной задачей машиностроительной гальванотехники является получение качественных, равномерных по толщине и, как правило, блестящих покрытий, которые наносят на автоматических, колокольных, барабанных линиях, а также в стационарных ваннах. Применяемые плотности тока обычно составляют величины порядка 1-5 А/дм2.
Используемые в традиционной гальванотехнике процессы и оборудование для цинкования по производительности не соответствовали технологическим скоростям металлургического производства полосового проката и труб. Для создания непрерывного цикла, включающего производство металлопродукции и нанесение на нее защитного покрытия, необходимо было создать технологические процессы и оборудование, обеспечивающие увеличение скорости цинкования по меньшей мере в 20-50 раз. Эти обстоятельства обусловили появление нового направления в гальванотехнике, которое можно определить как металлургическое.
Основной особенностью процессов, используемых в металлургической гальванотехнике, является применение высокоскоростных гидродинамических и нестационарных режимов, обеспечивающих нанесение цинкового покрытия при плотностях тока 50-400 А/дм2.
Технология гальванического цинкования изделий включает подготовку их поверхности и сам процесс нанесения гальванического покрытия. Подготовка поверхности оказывает большое влияние на качество образующегося покрытия.
Перед гальваническим цинкованием обычно применяются химические и электрохимические методы подготовки поверхности (обезжиривание, травление, декапирование) и очень редко – механические (шлифование, крацевание, полирование, галтовка). Правильная и тщательная подготовка поверхности изделия является основным условием получения качественного цинкового покрытия.
По своему характеру и прочности связи с основным металлом все загрязнения разделяются на два вида:
• загрязнения, не связанные химически с основным металлом (масла,
эмульсии, механическая пыль);
• загрязнения, представляющие собой результат химического взаимодействия металла с окружающей средой (оксиды, соли и другие продукты коррозии).
Первый вид загрязнений обычно удаляют путем обезжиривания, чаще всего в щелочных растворах, второй – травлением в растворах кислот.
Обезжиривание. Обезжиривание в органических растворителях применяют только для предварительной подготовки особо ответственных, сильно замасленных и очень сложно профилированных деталей, после чего их обезжиривают в щелочных растворах химически и электрохимически.
Для обезжиривания обычно применяют хлорированные углеводороды, реже – бензин, керосин (из-за их опасности). Обезжиривание проводят окунанием, обрызгиванием или протиркой. Наиболее широко при органическом обезжиривании применяют трихлорэтилен и тетрахлорэтилен. Они не огнеопасны, менее ядовиты и более устойчивы, чем другие органические растворители, легко поддаются регенерации. Применяются только в герметичных или с достаточной вентиляцией промышленных обезжиривающих установках.
Обезжиривание в щелочных растворах проводят химически и под действием электрического тока (электрохимически). По сравнению с обезжириванием в растворителях обработка в щелочных растворах, особенно содержащих поверхностно-активные органические добавки, является значительно более эффективной (по степени очистки металлической поверхности).
Основой щелочных моющих растворов обычно являются гидрокид натрия, сода, силикаты, фосфаты. В них также добавляют поверхностно-активные добавки. Процесс обезжиривания значительно ускоряется при перемешивании раствора сжатым воздухом.
Важной операцией является промывка деталей после обезжиривания. Наиболее эффективна спрейная промывка. При промывке погружением используют две ванны с проточной горячей и холодной водой.
Травление. На стальных изделиях в процессе их изготовления и хранения образуются слои из различных продуктов коррозии (окалина, ржавчина), толщина которых может составлять от нескольких микрон до миллиметра и более. В гальванотехнике такие слои удаляют травлением в растворах кислот.
Окалину с поверхности стальных изделий удаляют в растворах серной, соляной кислот или их смесей. Состав раствора и режим травления (продолжительность, температура) выбирают в зависимости от природы металла и характера продуктов окисления на его поверхности. Для увеличения скорости травления растворы серной кислоты подогревают до 60 °С, соляной – до 30-40 °С.
В настоящее время в промышленности все шире применяют растворы на основе смеси соляной (6-10%) и серной (10-20%) кислот или растворы только соляной кислоты с добавлением ингибиторов травления (например, уротропин, катапин и др.), которые, не снижая скорости растворения окалины, препятствуют растворению железа.
После травления необходимо тщательно промыть детали сначала холодной, а затем горячей водой.
Активация (декапирование) является завершающей стадией подготовки поверхности стали перед гальваническим цинкованием и проводится непосредственно перед электроосаждением цинкового покрытия. В процессе декапирования удаляются тонкие оксидные пленки, которые могут образоваться на поверхности изделия после травления или даже при кратковременном хранении.
Состав раствора для декапирования углеродистой и низколегированной стали – 50-100 г/л H2SO4, температура 15-30 °С, время декапирования – 15-60 с.
Электролиты для цинкования. В машиностроительной гальванотехнике применяется множество типов электролитов для цинкования: высокоцианистый, малоцианистый, щелочной бесцианистый, пирофосфатный, слабокислый и кислый. Основными критериями при выборе метода цинкования являются конфигурация деталей и условия их эксплуатации.
В металлургической промышленности при цинковании изделий простой конфигурации (полосы, проволока, трубы) применяли главным образом кислые электролиты. Для цинкования листов, проволоки и ленты, движущихся непрерывно, при температуре электролита 40-50 °С, концентрация основного электролита составляет 400-500 г/л.
Эти электролиты недороги, позволяют осаждать цинк с высокой скоростью, а некоторые из них (слабокислые электролиты с высоким содержанием хлоридов) отличаются высокой рассеивающей способностью, близкой к РС цианистых электролитов.
В связи с многообразием электролитов для цинкования при их выборе руководствуются требованиями, предъявляемыми к цинковому покрытию по равномерности, декоративности, чистоте, твердости, внутренним напряжениям и пластичности. Определяющим фактором является также скорость осаждения покрытия. Большое влияние на качество цинкового покрытия оказывает подготовка поверхности изделия перед цинкованием.