I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.




Целью воспитания в отрядах ВООС является воспитание достойных и ответственных граждан России и Мира.

Цель заключена в девизе: «За Россию будьте готовы! – Всегда готовы за Россию!», а также в словах – ОБЕЩАНИЯ, произносимого ребенком в момент посвящения в скауты. Обещание, как личная клятва, дается один раз и на всю жизнь. В нем – основные нравственные ценности, которыми скаут обещает руководствоваться в своей жизни; основная цель ради которой он вступает в организацию. Обещание скаута ВООС:«Клянусь честью скаута, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы выполнить свой долг перед своей страной; перед самим собой, своей совестью и окружающими меня людьми; клянусь помогать другим в любое время, жить по скаутским законам».

ЗАДАЧАМИ воспитания в скаутинге являются ЗАКОНЫ, по которым должны строиться жизнь, деятельность и отношения в скаутских коллективах, и которые постепенно становятся образом жизни каждого скаута, его внутренней позицией.

ЗАКОНЫчленов ВООС:

Закон Родины: скаут предан своей Родине.

Закон помощи: скаут старается быть полезным и помогать окружающим людям.

Закон послушания: скаут исполняет требования своих родителей, а также

руководителя патруля, скаут – лидера.

Закон дружбы: скаут друг всем и брат (сестра) всякому другому скауту.

Закон труда: скаут трудолюбив и настойчив.

Закон бережливости: скаут бережлив и уважает чужую собственность.

Закон природы: скаут – друг природы.

Закон рыцарства: скаут вежлив.

Закон чистоты: скаут чист в мыслях, словах и делах.

Закон радости: скаут весел и никогда не падает духом.

Закон верности: скаут верен.

Закон чести: чести скаута следует доверять.

II. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ.

Содержание воспитания в отрядах ВООС строятся по четырем ведущим направлениям, соответствующим основополагающим принципам скаутинга, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2.1. Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО. Это направление объединяет гражданское, патриотическое, социальное воспитание, и реализует на практике основополагающий принцип «Долг скаута перед своей Родиной и окружающими людьми».

1) РОДИНОВЕДЕНИЕ. Включает знания:

-из истории Государства Российского(возникновение, даты, события, герои, правители и т.п.);

-боевое прошлое нашей Родины;

-развитие России в ХХ веке;

-государственные символы России;

-достижения и открытия в различных областях науки, техники, производства, искусства, спорта и т. п;

-география страны, ее административный и многонациональный состав;

-экономика страны;

-природа, экология;

-гражданское общество сегодня и его общественно-политическая жизнь;

-и т.д.

2) КРАЕВЕДЕНИЕ. Включает знания:

-по географии, животному и растительному миру Волгоградской области;

-страницы истории родного края;

-экономика, промышленность, хозяйство области;

-культурная, спортивная жизнь края;

-знаменитые люди области, города;

-памятные места родного края;

-экологические проблемы области и города;

-история и памятные места города;

-и т.д.

3) ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ. Включает знания:

-о правах Человека и обязанностей гражданина;

-конвенцию о правах ребенка;

-как пользоваться своими правами в повседневной жизни;

-чрезвычайные ситуации в повседневной жизни;

-криминальная опасность;

-выживание в условиях города; вне города;

-основы безопасности жизнедеятельность;

-профессиональное просвещение;

-подготовка к защите Отечества: начальный курс разведчика, медсестры;

-и т.д.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫРАБОТЫ:

-тематические занятия;

-интеллектуальные игры;

-дискуссии, беседы, тренинги;

-встречи с профессионалами в той или иной области;

-экскурсии, походы, экспедиции;

-помощь в восстановлении культурно-исторических памятников, шефство над ними;

-реальное участие в жизни микрорайона, города, области;

-дела на радость и пользу окружающим;

-милосердие, шефство, помощь нуждающимся;

ВОЗМОЖНЫЕ СКАУТСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

-краевед -топограф

-эколог -правовед (юный)

-географ -ориентировщик

-ботаник -спасатель

-экскурсовод.

2.2.Я И МОЯ ДУХОВНОСТЬ. Это направление означает духовно-нравственное и этическое воспитание, и реализует другой основополагающий принцип скаутинга «Долг скаута перед Богом и своей совестью».

1) КУЛЬТУРА. Включает знания:

-истоки Российской народной культуры;

-составляющие культуры: литература, искусство, театр, музеи и т.п;

-памятники культуры города, области, страны;

-культура поведения;

-культура общения;

-культура речи, внешнего вида и т.д;

-и т. д.

2) ВЕРА И РЕЛИГИЯ. Включает знания:

-религия как часть культуры;

-религия и наука;

-основные мировые религии;

-осторожно: «ловцы душ» (секты, их опасность);

-основы Православия (святые Русской церкви, библейские легенды, заповеди; православные праздники и традиции);

-как вести себя в церкви и во время обрядов (храмовый этикет);

-человек-семья-вера;

-и т.д.

3) МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР. Включает самопознание и самоопределение в вопросах:

-кто я? какой я?

-зачем я живу?

-что есть добро и зло?

-свобода и ответственность?

-честь, совесть, порядочность?

-во что я верю?

-кто я для себя, родных, друзей, окружающих?

-мои ценностные ориентации?

-и т. д.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫРАБОТЫ:

-посещение, охрана, восстановление памятников культуры;

-посещение музеев, выставок;

-поездки, экскурсии по памятным местам;

-посещение театров, концертов, творческих вечеров;

-тренинги общения;

-«часы» этикета, хороших манер;

-«лекторские группы»;

-интеллектуальные игры;

-диспуты, костры, «свечки» о ценностях человеческой жизни;

-«проигрывание» ситуаций выбора с последующим обсуждением;

-встречи с деятелями церкви, культуры;

-участие в народных и православных праздниках;

-и т.д.

ВОЗМОЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

-экскурсовод -знаток (этикета, искусства и др.)

-лектор -религиовед

-основы психологии

2.3. Я И МОЕ РАЗВИТИЕ. Это направление означает воспитание ответственности за собственное развитие и соответствует третьему основополагающему принципу скаутинга «Долг скаута перед самим собой».

1) ЗДОРОВЬЕ. Включает знания:

-анатомия и физиология человека;

-поло-возрастные особенности растущего человека;

-этика взаимоотношений между мальчиками и девочками;

-закаливание организма;

-личная гигиена;

-здоровый образ жизни;

-здоровое питание;

-опасность вредных привычек, их профилактика;

-травы-помощники;

-первая медпомощь;

-выживание в экстремальных условиях;

-границы прочности человеческого организма;

-развитие физических способностей;

-и т.д.

2) СПОСОБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. Включает:

-расширение общего кругозора и интересов;

-развитие интеллектуальных способностей (в том числе и изобретательских);

-развитие творческих способностей;

-развитие коммуникативных способностей;

-развитие организаторских (лидерских) способностей;

-развитие разнообразных практических умений и навыков;

-и т.д.

3) ХАРАКТЕР. ВОЛЯ. Включает:

-воспитание таких качеств как самостоятельность, ответственность, доброта, воля, упорство, самодисциплина и т.д;

-организация скаутских испытаний (таких, как «Спящий орел», «Ежик», «Пчела», «Робинзон», «Три орлиных пера» и др.);

-ориентация взрослеющих подростков на развитие положительных качеств личности, на саморазвитие и самовоспитание;

-помощь в изучении и познании своего «Я».

 

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫРАБОТЫ:

-практические занятия, тренинги;

-игры и соревнования;

-откровенные разговоры, диспуты;

-походы, поездки, дискуссии;

-«сдача» зачетов, испытаний, специальностей;

и т.д.

 

ВОЗМОЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

-медик -спортсмен (конкретно какой)

-повар -музыкант (конкретно какой)

-костровой -знаток (чего)

-турист -и т.д. и т.п.

-строитель лагеря

-спасатель

 

2.4. Я И МОЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Это направление означает воспитание гордости и ответственности за свою организацию.

1) ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

-возникновение и развитие скаутинга;

-скаутинг как Всемирное Молодежное Движение;

-судьба скаутинга в России: от О.Пантюхова до наших дней;

-легенды и мифы о скаутинге («обвинялки»);

-место скаутинга среди других детских и молодежных организаций;

-чем скаутинг отличается от других организаций;

-ВООС: история, структура, традиции, перспективы и т.д.

2) СИМВОЛЫ, РИТУАЛЫ, ТРАДИЦИИ:

-работа вокруг Положения о символах (знать, уметь объяснять, использовать, соблюдать…);

-работа вокруг Законов скаутов;

-придание оттенка легенды скаутским символам;

-соблюдение ритуалов в отряде;

-традиции ВООС, НОРС-Р;

-укрепление и развитие собственных традиций;

-создание отрядно-патрульной символики;

-и т.д.

3) Я И МОЙ ОТРЯД:

-сплочение отряда как коллектива;

-оформление своего клуба, забота о нем;

-ведение летописи отряда;

-проведение межпатрульных дел;

-самоуправление в отряде (сбор, как высший орган самоуправление; совет патрульных; система дежурных командиров; чередование творческих поручений и т.д.);

-трудовые дела на пользу отряду и организации;

-взаимодействие с другими скаутскими отрядами;

-и т.д.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫРАБОТЫ:

-игры, встречи, состязания между патрулями отрядами;

-выпуск газеты, бюллетеней, стендов о скаутинге и своем отряде;

-переписка с другими отрядами;

-соблюдение, поддержание, упрочение скаутского духа и традиций;

-и т.д.

 

ВОЗМОЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

-знаток истории скаутинга

-знаток скаутских ритуалов;

-флаговый;

-сигнальщик;

-летописец;

-игротехник.

 

Это примерная программа, а также знание Устава ВООС и Уставных документов (Положений), а также Программа Роста и Программы скаутских специальностей помогут Вам составить собственную Программу деятельности Вашего отряда.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СИМВРЛАХ, АТРИБУТАХ, РИТУАЛАХ И ТРАДИЦИЯХ ВООС.

 

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

1.1. Термин «символ» в переводе с древнегреческого означает образ, знак, воплощающий какую- либо идею.

Под СИМВОЛАМИ ВООС будем понимать слова, образы, понятия, а также предметы и действия, отражающие основной смысл, сущность и значение организации.

1.2. Символы могут быть общепризнанными во всей скаутской организации (в рамках всей национальной или региональной организации), а также принятыми в отдельном скаутском объединении (ССО).

1.3. В любых ситуациях признается безусловный приоритет общегосударственных (Российских) символов.

1.4. Символы, имеющие предметное выражение, одновременно являются АТРИБУТАМИ, хотя их основное назначение-символическое.

Атрибут –внешний признак. Он говорит о принадлежности кого-то к чему-то, или о достижениях кого-то в чем-то.

Атрибуты могут быть общепринятыми во всей скаутской организации, а

также принятые в отдельном ССО.

1.5. Символы –действия являются одновременно РИТУАЛАМИ.

Ритуал –строго установленный порядок какого-либо действия. Ритуалы могут быть общепризнанными и соблюдаться всеми членами организации, а также могут возникать и становить традиционными внутри отдельных ССО.

1.6. ТРАДИЦИИ. Это – праздники, ритуалы, иная деятельность, а также

особенности поведения и отношений, складывающиеся естественно в

конкретном скаутском объединении. Традиции нельзя ввести официально

или насильственно. Традиции возникают, живут какое-то время,

эмоционально окрашивая жизнь коллектива, а затем могут исчезать, давая

жизнь новым традициям. В традициях проявляется творчество и

направленность деятельности конкретного скаутского объединения.

1.7. Символы и атрибуты должны соответствовать основным геральдическим принципам и законам, а ритуалы и традиции не должны противоречить государственным.

1.8. Ответственность за работу вокруг символов, атрибутов, ритуалов и традиций возлагается на скаут-лидеров –руководителя ССО.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СИМВОЛОВ, АТРИБУТОВ И РИТУАЛОВ ВООС.

  Общепринятые в национальном и региональном масштабах Принятые в конкретном ССО
СИМВОЛЫ–слова, понятия, образы а) «Скаут» -название члена организации б) Девиз и Обещание члена организации в) Законы скаутов ВООС г) Покровители российских скаутов: св. Георгий Победоносец и св. кн. Ольга д) Гимн организации е) Заветные слова а) Название ССО, патруля б) Лесные имена членов ССО
СИМВОЛЫ–предметы или АТРИБУТЫ а) Лилия –скаутский знак б) Официальная эмблема организации в) Значок члена организации г) Официальный флаг организации д) Знамя ВООС е) Официальный галстук члена организации ж) Форма члена организации з) Знаки (нашивки) -принадлежности -роста -участия -специальностей а) Флаг ССО б) Патрульный вымпел, бунчук в) Отрядный галстук г) Отрядная форма д) Знак (эмблема) отряда, его регистрационный номер е) Сигнальные инструменты  
СИВВОЛЫ–действия или РИТУАЛЫ а) Салют б) Ритуал подъема и спуска официальных флагов. Почести флагу и знамени. в) Приветствие (рукопожатие) г) Обращение друг к другу д) Линейка (Большой круг) нескольких ССО или всей организации а) Прием в отряд б) Посвящение в скауты (волчата) в) Отрядный круг г) Отрядная линейка (Малый круг)

 

Подробнее –см. «Положение о символах, атрибутах, ритуалах и традициях ВООС»

 

ПРОГРАММНЫЕ ОРИЕНТИРЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДОВ ВООС.

 

Ценностные ориентации Направления воспитания Примерное содержание Примерные (возможные) специальности
1. Я и мое Отечество. гражданское, патриотическое, социальное, воспитание 1. Родиноведение 2. Краеведение 3. Граждановедение - краевед - экскурсовод - эколог - спасатель - ботаник - ориентировщик - географ - турист - топограф - и т.д.
2. Я и моя духовность духовно-нравственное, этическое воспитание 1. Культура 2. Вера и религия как часть культуры 3. Мой внутренний мир. - знаток этикета - экскурсовод - религиовед (миссионер)
3. Я и мое развитие физическое, интеллектуальное воспитание и самовоспитание 1. Здоровье 2. Способности и интересы 3. Характер. Воля. - спортсмен - повар - турист - костровой - портной - фотограф - медик - рыбак - строитель лагеря - шифровальщик - и т.д.  
4. Я и моя организация воспитание ответственности за свою организацию 1. История и современность скаутского движения. 2. Символы, ритуалы, традиции 3. Я и мой отряд - знаток истории скаутинга - знаток скаутских ритуалов - флоговый - летописец - оформитель - игротехник - сигнальщик - и т.д.

P.S. 1. Все направления тесно связаны друг с другом.

P.S. 2. Программа – не догма, а руководство к действию.

ДЕЙСТВУЙ, ЕСЛИ ТЫ– ЛИДЕР!

 

 

СПЕЦИФИКА ВЕДУЩИХ ЗАДАЧ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДОВ ВООС

10-12 лет 5-6 класс 12-15 лет 7-9 класс 15-18 лет 9-11 класс
1) Воспитание осознанного отношения к скаутским законам как к законам собственной жизни и поведения. 2) Воспитание желания и готовности стать скаутом. 3) Сплочение коллектива 4) Отработка патрульной системы. 5) Создание отрядных традиций, ритуалов. 6) Воспитание скаутского духа. 7) Обучение базовым специальностям (первый уровень). 8) Игры. Состязательность. Песни. Приключения. Тайны. Походы. 9) То, что специфично для данного отряда, в этом конкретном году. 10) Ступени: -скаут -скаут бронзовой стрелы 11) Удовлетворение двигательно-игровых и состязательных потребностей 12) Создание образа Разведчика –Рыцаря как идеала. 13) Развитие творчества и доброжелательности.     Приходят к руководителю; играм; интересной жизни 1) Упрочение скаутского духа и отрядных традиций. 2) Развитие самоуправления в отряде. В клубе –хозяева. 3) Организация роста в скаутинге (стрелы: бронзовая, серебряная, золотая). 4) Овладение 2 и 3 уровнями базовых специальностей, а также специальностями по индивидуальному выбору. 5) Определение «места» отряда в организации и окружающем социуме через общественно-политическую деятельность (делаем для себя, школы, клуба, района, организации). 6) Дела на пользу и радость окружающим. 7) Большая самостоятельность и автономность патрулей в отряде. Их взаимодействие. 8) Дружба и взаимодействие с другими скаутскими отрядами. 9) Активная деятельность в соответствии с программными направлениями ВООС. Участие в походах, экспедициях, лагерях. 10) Ступени: -скаут бронзовой стрелы -скаут серебряной стрелы -скаут золотой стрелы 11) Деятельность, значимая для подростков. 12) Лидера мало, нужен «профи».     Приходят к «своим»: «мой отряд, клуб, патруль, ребята» 1) Участие в ЛиССе и в молодежном движении региона (страны) 2) Участие в категорийных походах и серьезных экспедициях. 3) Трудовая деятельность на благо ВООС, отряда, окружающих. 4) Подготовка к служению Отечеству (м. -подготовка к военной службе, к спасательно-восстановительным работам вместе с МЧС; д. –медицинская подготовка, милосердие). 5) Помощь в самоопределении -морально-этическом -мировоззренческом -профессиональном 6) Дружеское неформальное общение со сверстниками. 7) Роверская работа в качестве помощника руководителя с младшими патрулями. 8) Активная позиция в ВООС (инициаторы, организаторы…) 9) Ступени: -скаут золотой стрелы -ровер -ровер-инструктор.     Приходят, если востребованы их качества и есть то, чего в других коллективах нет.

 

ПЛАН РАБОТЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: