Г. Р. в составе Польши (сер. XIV в.- 1772)




Начиная с сер. XIV в. Галицкая земля - «Русское воеводство» Речи Посполитой - стала своеобразным полигоном, где польск. власть апробировала различные меры, направленные на утверждение католицизма в Вост. Европе. Этому способствовали, с одной стороны, наличие значительной прослойки католиков среди дворянства и городского населения, с др. стороны, отсутствие на этих землях с кон. XIV в. правосл. иерархов. (Городское население галицко-волынских земель издревле было пестрым в этническом и религ. отношении: в Холме со времени его основания жили помимо вост. славян немцы и поляки. К кон. XIII в. во Львове сформировалась нем. колония со своими органами самоуправления, колонисты были из г. Лемберг (ныне село) в Силезии, и это имя стало нем. названием Львова. С Лембергом связано и посвящение костела колонии (сохранившегося в позднейшей перестройке) Марии Снежной (чудо Богоматери о папе Ливерии, выпавшим снегом обозначившей местонахождение, размеры и абрис храма в Ее честь). В 1297 г. во Львове был основан доминиканский мон-рь. В городе жили также татары, евреи. На похоронах Владимира Васильковича присутствовало множество жителей Владимира-Волынского, среди к-рых были немцы, итальянцы, евреи.)


Преображенская церковь во Львове, преобразованная из униатской в православную в 1915 г. Фотография. 1915 г.

В правление Казимира III католичество на галицких землях приобрело статус привилегированной религии (лишь оно признавалось христианством, Православие именовалось «ересью» и «схизмой»), католики получили посты в местной администрации и пожалования из бывш. княжеских владений. В наиболее крупных городах были созданы самоуправляющиеся общины из нем. и польск. колонистов-католиков. В сер. XIV в. возник проект создания на галицко-волынских землях католич. митрополии, включающей 7 кафедр. Проект не осуществился, однако возникли католич. еп-ства в Перемышле (не позднее 1351), во Владимире-Волынском (1358), в Холме и во Львове (1359), в 1367 г. упоминается Галицкий католич. епископ. Польск. власти поддерживали деятельность францисканского и доминиканского орденов в Г. Р.

Когда после смерти Казимира его наследником стал польск. и венг. кор. Людовик, сначала передавший Г. Р. в управление одному из силезских князей, Владиславу Опольскому (1370-1379), а затем подчинивший ее непосредственно венг. органам власти, возросло внимание Ватикана к межконфессиональным отношениям на этой территории. Исходя из того, что в одном диоцезе не могут сосуществовать епископы разных конфессий, папа в 1372 г. предложил удалить «схизматических» епископов в Г. Р. с их кафедр. В 1375 г. папской буллой для этой земли была учреждена митрополия с центром в Галиче (с 1412 во Львове), в состав к-рой были включены ранее созданные еп-ства в Перемышле, во Владимире и в Холме. Вскоре после выдачи буллы Владислав Опольский наделил католич. митрополичью кафедру во Львове обширными земельными владениями и десятиной от городских пошлин. В 1384 г. кафедра получила значительные земельные дарения от венг. кор. Марии. К 1385 г. в центре католич. диоцеза был построен кафедральный собор.

Эти тенденции получили продолжение в политике польск. кор. и вел. кн. литов. Владислава (Ягайло), под власть к-рого Г. Р. перешла в 1387 г. Одним из главных итогов его правления стало то, что к 1430 г. все католич. еп-ства на «русских землях» Польши и Великого княжества Литовского (последнее с 1392 находилось под непосредственным упр. Витовта, поддерживавшего в этом аспекте политику Ягайло) оказались обеспечены земельными владениями и иными доходами. В 1426 г. Ягайло подтвердил право Львовского католич. архиепископа взимать налог со всех крестьян - как католиков, так и православных,- что ясно показывало намерения власти содержать католич. Церковь за счет правосл. подданных. Легче было положение православных в Перемышле, где сохранялась епископская кафедра.

Деятельность правосл. Церкви в Г. Р. начиная с кон. XIV в. подвергалась многочисленным ограничениям, сохранявшим силу до кон. XV в.: ограничивалась свобода богослужения (были запрещены крестные ходы, правосл. священники не имели права посещать больных со Св. Дарами и провожать умерших в церковных облачениях и со свечами, в нек-рых местах не разрешался колокольный звон), действовал запрет на строительство правосл. храмов, правосл. мещане не допускались в состав городских магистратов, не принимались в цехи, в судебных спорах с католиками не могли выступать ни в качестве одной из сторон, ни в качестве свидетелей. Однако совр. исследования показывают, что, несмотря на это, распространение католицизма на восточнослав. землях в составе Польши, как и в Великом княжестве Литовском, было незначительным. Прирост католич. населения осуществлялся в основном за счет нем. и польск. колонистов-горожан. В 1-й пол. XVI в. в силу ряда внешне- и внутриполитических причин польск. власти частично отменили или ослабили ограничения в отношении православных. В нек-рых городах на галицких землях правосл. мещане получили доступ в магистраты, приобрели возможность участвовать в судебных спорах, правосл. священники могли посещать больных в облачении, но без свечей. В 1539 г. в Г. Р. было восстановлено правосл. еп-ство, центром к-рого стал Львов (см. Львовская и Галицкая епархия).

Прозелитическая деятельность католич. Церкви на восточнослав. землях резко активизировалась в 70-х гг. XVI в., в первую очередь благодаря появлению там главной движущей силы Контрреформации - ордена иезуитов. Борьбу населения против насаждения католичества, а позднее и унии (см. Брестская уния 1596 г.) в Речи Посполитой возглавили объединения правосл. мирян - братства православные, появившиеся в Г. Р. в кон. XVI в. Крупнейшим было Львовское братство, устав к-рого в 1586 г. был утвержден Антиохийским патриархом Иоакимом. В 1586-1595 гг. братство находилось в состоянии острого конфликта со Львовским еп. Гедеоном (Балабаном), к-рый, по мнению братчиков, нарушал архипастырский долг и недостаточно заботился об укреплении позиций Православия. На Брестском унийном Соборе Холмский еп. Дионисий (Збируйский) принял унию. Перемышльская и Львовская епархии присоединились к унии соответственно в 1691 и 1700 гг. Поскольку с 1676 г. действовал введенный польск. сеймом запрет на контакты правосл. подданных Речи Посполитой с вост. правосл. иерархами и т. о. был отменен ставропигиальный статус нек-рых братств и мон-рей, все правосл. храмы и братства на территории епархий, чьи епископы приняли унию, вскоре стали униатскими. В 1708 г. приняло унию Львовское братство. Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии правосл. монашество Галиции. Мон-рь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Во 2-й пол. XVIII в. на галицких землях действовал 1 правосл. храм - в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту.

В 1717-1771 гг. в связи с попытками польск. олигархии противостоять распаду Речи Посполитой, испытывавшей в то время глубокий внутриполитический кризис и давление со стороны более сильных соседей - Пруссии и России, польск. шляхта и католич. духовенство проводили открытое гонение против православных. Развернутое обоснование этой политики дал виленский каноник иезуит Жебровский в «Проекте уничтожения греко-российского вероисповедания в польских владениях» (1717). Он писал о том, что процветанию Польши препятствует «разность веры», поэтому «государственные чины и каждый поляк... должен поставить себе в обязанность, чтобы греческое вероисповедание, латинскому противное, всячески выводить, то презрением, то преследованием, то притеснением тех, которые держатся оного, и другими... действительными средствами» (цит. по: «Жебровский. Проект (иезуитский). Об уничтожении греко-российского вероисповедания» / Публ. текста и ввод. ст. И. Н. Слюньковой (в печати)). При этом обращение в унию рассматривалось как этап к принятию католичества.

Ист.: АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714). К., 1904.

 

Лит.: Грушевський М., Левицький О. Розвiдки про церковнi вiдносини на Украïнi-Русi, XVI-XVIII вв. Львiв, 1900; Грушевський М. С. Iсторiя Украïни-Русi. Львiв, 1905. Т. 3 (до рокi 1340); Т. 5: Суспiльно-полiт. i церк. устрiй i вiдносими в укр.-рус. землях XIV-XVII вв. Львiв, 1905; Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси: Сб. мат-лов и исслед. СПб., 1907 [Библиогр.]; Пашуто В. Т. Образование Литов. гос-ва. М., 1959; Abraham W. Powstanie organizacji Kościoła łacińskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1; Włodarski B. Polska i Ruś, 1194-1340. Warsz., 1966; Крижанiвський О. П., Плохiй С. М. Iсторiя Церкви та релiгiйноï думки в Украïни. К., 1994. Кн. 3. С. 115-119; Флоря Б. Н. Православный мир Вост. Европы перед ист. выбором: (XIV-XV вв.). В печати.

 

Б. Н. Флоря

Г. Р. в составе Австрии (1772-1918)

По 1-му разделу Польши в 1772 г. основная часть Г. Р. вошла в Австрийскую империю как часть Королевства Галиции и Лодомерии (территория Королевства со столицей во Львове включала помимо Г. Р. с преимущественно восточнослав. населением Зап. Галицию, населенную в основном поляками, и Буковину, населенную вост. славянами); холмские земли оказались в составе Российской империи. В 1809 г., после поражения Австрии в войне с Францией, Тернопольский окр. был передан России, в 1815 г. решением Венского конгресса были восстановлены прежние границы. Переход под власть Австрии способствовал экономическому оживлению края, но ключевые национальные и религ. вопросы не были решены, в галицких землях сохранилась польск. администрация, всемерно стремившаяся к ополячиванию и окатоличиванию местного населения.

Реформы имп. Иосифа II 1781-1784 гг. утвердили в империи принцип веротерпимости, Православие было официально признано в ряде земель, но не в Галиции. В 1786 г. в Галиции открылась Генеральная консистория «русского» обряда. Во время массовой ликвидации католич. мон-рей в 1785 г. был упразднен и разрушен также правосл. Манявский скит; последний его игум. Исаак (Протасевич) и 59 монахов отказались принять унию и перешли в мон-ри Сучевица и Драгомирна в Юж. Буковине, а также в Киево-Печерскую лавру. Небольшой правосл. общине, состоявшей из греков, румын и славян, было разрешено на свои средства устроить во Львове домовую церковь «без права публичности» (1-е богослужение состоялось в 1787). Церковь размещалась в разное время в частных домах, в 1896-1901 гг. на купленном в 1856 г. земельном участке была построена каменная правосл. ц. во имя вмч. Георгия.

В кон. XVIII в. на галицких землях существовали католич. Львовское архиеп-ство, Перемышльское и Тарновское еп-ства, а также Львовская и Перемышльская униат. епископские кафедры. В 1808 г. на территории Галиции была учреждена униат. Галицкая митрополия (ее возглавил Антон Ангелович), в 1885 г. создана униат. Станиславская (Станиславовская) кафедра (совр. Ивано-Франковская). В кон. XIX в. в Галиции действовало более 3 тыс. униат. приходов, ок. 20 базилианских мон-рей.

В 1774 г. в Вене по указу императора начала работу теологическая академия, где учились униат. священнослужители, в 1784 г. во Львове открылась униат. ДС с преподаванием на «русском» (восточнослав. разговорном) языке, в 1787 г. преобразованная в гос. Studium Ruthenum с философским и теологическим фак-тами. В 1784 г. открылся ун-т во Львове, «русский» стал одним из языков преподавания. В 1788 г. Львовское братство было преобразовано в Ставропигийский ин-т, являвшийся по преимуществу просветительским учреждением. В 1790 г. декрет имп. Леопольда II уравнял в правах униатов с католиками.

В 30-х гг. XIX в. в Галиции начался процесс национального возрождения, главными деятелями к-рого («будителями») стали униат. священнослужители (Н. Л. Устианович, Я. Ф. Головацкий, М. С. Шашкевич и мн. др.) и деятели культуры (Д. И. Зубрицкий). В 1837 г. Головацкий совместно с Шашкевичем и И. Н. Вагилевичем выпустил 1-й национальный патриотический альманах «Русалка днестровая», немедленно запрещенный цензурой. Сопротивляясь ополячиванию и противопоставляя ему идею единой Руси («от Карпат до Камчатки»), «будители» ориентировались на рус. культуру, стремились употреблять рус. лит. язык. У «будителей» завязались связи с учеными-славистами в России - М. П. Погодиным, М. А. Максимовичем, И. И. Срезневским, О. М. Бодянским, в Галицию стали проникать книги из России.

«Будители» испытывали давление со стороны австр. администрации, порой подвергались преследованиям. Исключением стал период революции 1848-1849 гг., когда правительство, опасаясь усилившегося польск. движения, надеялось найти союзников в Галиции. В мае 1848 г. оформился политический орган галицких русинов - Головна руська рада, ее председателем избрали униат. Перемышльского еп. Григория Яхимовича. Печатным органом рады стала 1-я газета галицких русинов «Зоря галицька». В этот период начала работу «Галицко-русская матица», выпускавшая книги по различным отраслям знаний, был основан Народный дом. В 50-х гг. политика австр. властей по отношению к национальному движению в Галиции стала жестче. Перестали выходить галицкие периодические издания, в 1859 г. администрация во главе с губернатором А. Голуховским сделала попытку навязать галицким русинам лат. алфавит, но протесты «будителей» сорвали этот план. В этот период в национальное движение влилось младшее поколение «будителей»: А. С. Петрушевич, униат. свящ. И. Г. Наумович, Б. А. Дедицкий и др. Одновременно к рубежу 50-60-х гг. в культурной жизни Галиции набирало силы укр. движение, начали выходить издания на укр. языке.

Кризис Австрийской империи в результате поражения в войне с Францией и Сардинским королевством в 1859 г. заставил правительство пойти на реформы, оживившие общественную жизнь, в т. ч. в Галиции. В 1861 г. был создан Галицкий краевой сейм (как представительство Королевства Галиции и Лодомерии), но большинство населения Галиции не получило избирательных прав. С 1861 г. под редакцией Дедицкого выходила независимая политическая газ. «Слово» на языке галицких русинов. Наумович инициировал широкое движение в униат. приходах по возвращению в богослужение правосл. обряда (в него систематически вводились католич. элементы). Львовский митр. Г. Яхимович не мешал движению, но под давлением Рима вынужден был призвать униатов подождать до решения Собора, к-рый он обещал вскоре созвать. Однако 29 апр. 1863 г. он неожиданно умер, после чего «обрядовому движению» был положен конец.

8 февр. 1867 г. образовалась Австро-Венгерская монархия, в к-рой венгры имели права автономии, надежды слав. народов на аналогичные права потерпели крах. В кон. 60-х гг. произошел раскол национального движения в Галиции на «русскую» и «украинскую» партии; последняя (во многом отвечая на русификаторскую политику российских властей в Вост. Украине) пропагандировала идею единой Украины. Возникли культурно-просветительские орг-ции укр. направления («Просвiта», основана в 1868; «Наукове товариство iменi Т. Г. Шевченка», возникло после реорганизации об-ва им. Т. Г. Шевченко, основанного в 1873). Рус. направления придерживалось об-во им. М. Качковского (основано в 1874). В нач. XX в. одним из лидеров рус. движения являлся О. А. Мончаловский, укр. партию возглавлял М. С. Грушевский, оба деятеля входили в приходской совет львовской правосл. ц. во имя вмч. Георгия.

На фоне ухудшавшихся взаимоотношений России и Австро-Венгрии австр. правящие круги делали ставку на укр. движение в Галиции, подавляя в нем лишь крайние социалистические тенденции. «Москвофилы» постоянно встречали враждебное отношение австр. администрации. В 1867 г. Головацкий принял участие в этнографической выставке и слав. съезде в Москве, после чего был изгнан из Львовского ун-та и в 1868 г. уехал в Россию. В 1882 г. был начат судебный процесс против Наумовича, А. И. Добрянского-Сачурова, В. М. Площанского, О. А. Грабар и др., к-рых обвиняли в панславизме и гос. измене. Поводом для суда над ними было их участие в попытке жителей с. Гнилички перейти в Православие (что не было запрещено законом). Обвинение провалилось, но за «нарушение публичного спокойствия» подсудимые были приговорены к неск. месяцам тюрьмы. Наумович, кроме того, был лишен прихода, а затем отлучен от католич. Церкви. Добрянский-Сачуров был выслан под адм. надзор в Тироль, его дочь Грабар с семьей эмигрировала в Россию.

В кон. XIX в. в униат. Церкви в Галиции произошли изменения. В 1882 г. василианские мон-ри (см. Василиане) были переданы под власть иезуитов. Против этой меры выступил униат. Львовский митр. Иосиф Сембратович, вскоре смещенный с кафедры. Его сменил Сильвестр Сембратович, поддержавший проукр. политику австр. администрации. В 1893 г. была закрыта галицко-рус. униат. ДС в Вене, под угрозой закрытия оказалась ДС во Львове, вместо к-рой предполагалось открыть неск. епархиальных ДС с пониженным образовательным цензом. В 1901-1944 гг. главой униат. Церкви в Галиции являлся принадлежавший к «украинской партии» Андрей Шептицкий. Он много внимания уделял очищению униат. богослужения от лат. элементов и укреплению униат. церковной жизни.

С кон. XIX в. имели место случаи возвращения галичан из унии в Православие. Этот процесс был разрешен австр. законами, хотя на практике против принимавших Православие применялись репрессии. В 1912 г. состоялся процесс по обвинению в гос. измене и шпионаже правосл. галицких священников Игнатия Гудимы и сщмч. Максима Сандовича и галицко-рус. интеллигентов С. Ю. Бендасюка и В. А. Колдры. Подсудимые были оправданы. Тяжелое положение русинов вынуждало их к эмиграции в США, Канаду и др. страны, многие из них обратились там в Православие.

Начало первой мировой войны ознаменовалось в Галиции разгулом террора по отношению к восточнослав. населению, к-рое власти обвиняли в симпатиях к России. Начиная с сент. 1914 г. предположительно ок. 20 тыс. людей были отправлены в концлагерь Талергоф в Штирии, где значительная часть заключенных погибла от голода, болезней и побоев. 6 сент. 1914 г. был расстрелян свящ. М. Сандович (канонизирован Польской автокефальной Православной Церковью). После смерти имп. Франца Иосифа его наследник Карл I в 1917 г. ликвидировал лагерь.

В ходе войны Галицию дважды занимали российские войска. В 1914-1915 гг., во время российской оккупации, галицкие приходы окормлял Волынский архиеп. Евлогий (Георгиевский), по настоянию Святейшего Синода стремившийся к скорейшему возвращению униатов в Православие. В 1916-1917 гг. Галиция была вновь занята российскими войсками, церковными делами здесь ведал протопр. военного и морского духовенства Георгий Шавельский, предпочитавший идти навстречу духовным нуждам униатов и не подталкивавший их к присоединению к Православию.

Галицкие земли в 1918-2005 гг.

В 1918 г. Австро-Венгерская империя распалась. В 1918-1919 гг. на территории Галиции существовала Западноукраинская народная республика, до 1923 г. регион был ареной польско-укр. боев. Согласно советско-польск. Рижскому мирному договору 1921 г., Галиция и Зап. Белоруссия отошли к Польше, к-рая обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам все права, обеспечивавшие свободное развитие культуры, языка и выполнение религ. обрядов. Окончательно Галиция вошла в состав Польши в 1923 г., сразу же началась ее активная полонизация, особенно на Лемковщине (в школы направлялись учителя-поляки, порой даже не знавшие местного языка, к-рый изгонялся из гос. учреждений и общественной жизни; при приеме на работу от чиновника требовалась декларация о переходе в католицизм и т. д.).

Сложно складывалась религ. жизнь края. Униат. Перемышльский еп. Иосафат Коцыловский при поддержке митр. Шептицкого развернул в 20-х гг. широкую украинизаторскую кампанию. Одним из результатов этой деятельности стал массовый переход в 1926-1927 гг. в Православие лемковских сел, вошедших в Польскую автокефальную Православную Церковь. При переходе общины в Православие она теряла храм, между православными и униатами происходили столкновения. Польск. власти ничего не делали для предотвращения беспорядков, зачастую гос. чиновники натравливали общины друг на друга, действуя в русле привычной политики «напустить русина на русина». Церковная вражда утихла на Лемковщине лишь после того, как Рим изъял лемковские униат. приходы из-под власти Коцыловского и создал на этих землях Апостольскую администратуру, подчиненную непосредственно Риму. Переход униатов в Православие происходил также в Вост. Галиции.

В 20-30-х гг. в Галиции продолжали работу просветительские орг-ции как укр. («Просвiта», «Наукове товариство iменi Т. Г. Шевченка» и др.), так и рус. (Ставропигийский ин-т, «Галицко-русская матица» и др.) направлений. Движение «русских галичан», обескровленное репрессиями и потерявшее связь с Россией, носило в основном просветительский характер, его лидером с 20-х гг. являлся В. Р. Ваврик. Укр. движение, в к-ром с 20-х гг. играла значительную роль «Организация украинских националистов» (ОУН), приобрело экстремистский характер.

В сент. 1939 г., после начала второй мировой войны, Польское гос-во перестало существовать. Граница между Германией и СССР прошла по Лемковщине, Перемышль (Пшемысль) оказался на советской территории. В сент. 1939 г. «русские» галичане приветствовали установление советской власти в большей части Галиции; сторонники ОУН перед приходом Красной Армии бежали на территорию, отошедшую фашистской Германии, где нашли доброжелательный прием. Галиция вошла в СССР как часть Украинской Советской Социалистической Республики (УССР) (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области). 30 марта 1941 г. на территории советской Галиции была восстановлена правосл. Львовская и Тернопольская кафедра.

На Зап. Украине были упразднены католич. мон-ри, семинарии, изд-ва. Однако ни епархиально-приходская структура униат. Церкви, ни ее клир не были затронуты новым режимом, на территории Львовской митрополичьей епархии продолжали действовать 1267 греко-католич. приходов, существовавших здесь до 1939 г. После объединения укр. земель в составе СССР глава униат. Церкви митр. Шептицкий вынашивал планы прозелитической деятельности на всей территории страны, для чего в окт. 1939 г. учредил 4 униат. структуры: экзархат Вел. Украины, экзархат Вел. России и Сибири, экзархат Волыни, Полесья, а также занятых советскими войсками районов Холмщины и Подляшья, экзархат Белоруссии. Ватикан не сразу, но утвердил эту структуру униатской Церкви.

В ходе Великой Отечественной войны галичане принимали активное участие в антифашистской борьбе. При оккупации Галиции фашистской армией вместе с ней шли и сторонники ОУН, составившие партизанские отряды, боровшиеся против Красной Армии. Они получили название бандеровцев, по имени одного из руководителей движения - С. Бандеры. В конце войны бандеровцы обратили оружие не только против «советов», но и против фашистов. Движение продолжало существовать и после войны, носило террористический характер, отличалось жестокостью по отношению к политическим врагам и к мирному населению, было подавлено советскими органами лишь к сер. 50-х гг.

В конце войны в результате дипломатических переговоров между СССР и зап. державами Перемышль и Лемковщина были отданы Польше. Лемкам разрешили выбирать подданство, многие переселились в советскую Зап. Украину. Оставшихся в Польше ждала трагическая судьба - в Лемковщине хозяйничали польск. террористические банды, затем бандеровцы. После убийства ими ген. К. Сверчевского весной 1947 г. лемки были выселены польск. правительством в зап. польск. земли - В. Силезию (операция «Висла»). Лишь в последние годы потомки переселенцев получили возможность вернуться на родные земли, там действуют правосл. церкви и мон-ри, входящие в Перемышльско-Новосондецкую епархию ПАПЦ.

После окончания второй мировой войны по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами были арестованы все униат. епископы в Галиции во главе с митр. Иосифом Слипым; почти одновременно было разгромлено движение «русских галичан», обвиненных в «буржуазном национализме». В послевоенные годы власти проводили украинизацию Галиции, куда переселилось много выходцев из Вост. Украины. На Львовском Соборе 8-10 марта 1946 г., готовившемся с 1945 г. инициативной группой во главе с униат. прот. Гавриилом Костельником при активном участии советских властей, было принято решение об упразднении Брестской унии и о воссоединении греко-католич. духовенства и мирян с РПЦ. В февр. 1946 г. в Галиции были учреждены правосл. епархии - Станиславская (с 1962 Ивано-Франковская) и Дрогобычская (21 окт. 1959 вошла в состав Львовской епархии). 20 сент. 1948 г. протопр. Гавриил Костельник был убит укр. националистами. После 1946 г. в Галиции официально существовали 2 христ. Церкви - православная, окормлявшая основную массу верующего населения, и католическая, к к-рой принадлежали преимущественно поляки, жившие во Львове и др. городах. Нелегально существовавшая униат. Церковь имела общины, мон-ри, даже семинарии. После посещения М. С. Горбачёвым папы Римского в дек. 1989 г. началась легализация униат. Церкви, в т. ч. на Зап. Украине. Однако еще ранее униаты приступили к насильственному захвату правосл. храмов, осуществлявшемуся обычно при поддержке местных органов власти и самоуправления; пик насилий пришелся на 1993 г.

В 2005 г. на Зап. Украине действовали 3 епархии канонической правосл. Церкви: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская (все они сильно пострадали от нападений униатов и раскольников в 90-х гг. XX в.). Неканоническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) имеет в регионе 3 епархии: Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую,- в к-рых, по сведениям УАПЦ, сосредоточено 70% всех ее приходов, действует семинария в Ивано-Франковске. Раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) открыла в регионе 6 кафедр: Ивано-Франковскую и Галичскую, Коломыйско-Косовскую (Ивано-Франковская обл.), Дрогобычско-Самборскую, Львовско-Сокальскую (Львовская обл.), Тернопольско-Бучачскую, Тернопольско-Кременецкую (Тернопольская обл.). На галицких землях сосредоточено почти 90% приходов Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), принадлежащих к Львовской архиепархии, Ивано-Франковской, Коломыйско-Черновицкой, Самборско-Дрогобычской, Тернопольско-Зборовской епархиям. Католич. Церковь располагает на Зап. Украине Львовской архидиецезией, в юрисдикции к-рой находится ок. 250 общин; во Львове, являющемся центром католич. Церкви на Украине, действует семинария. Там же находится центр Армянской Апостольской Церкви на Украине, в к-рую входит 20 общин.

Ист.: Наумович И. Г. Апелляция к папе Льву XIII: Пер. с лат. СПб., 1883; Талергофский альм.: Пропамятная кн. австр. жестокостей, изуверств и насилий над карпато-рус. народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Львов, 1924-1932. 4 вып.; То же, изм. загл.: Военные преступления Габсбургской монархии 1914-1917 гг. / Ред. П. С. Гардый. Trumbull (Conn.), 1964. Кн. 1: Галицкая Голгофа.

 

Лит.: Головацкий Я. Ф. О первом лит.-умственном движении русинов в Галиции со времен австр. владения в той земле. Львов, 1865; Worobkiewicz E. E. Ein historisches Gedenkbüchlein anlässlich der nahebevorstehenden Grundsteinlegung unter die neuzuerbauende Orthodoxorientalische Kirche in Lemberg. Lemberg, 1896; Вульфсон Э. С. Галиция до Великой европейской войны. М., 1915; Захiдна Украïна: Зб. ст. К., 1940; Бендасюк С. Ю. Православна св. Георгiвська церква у Львовi: Iстор. нарис // Єпархiальний вiсник: Правосл. журн. Львiв, 1946. № 5. С. 10-21; iсаєвич Я. Д. Братства та ïх роль в розвитку укр. культури XVI-XVIII ст. К., 1966; Ваврик В. Р. Кр. очерк галицко-рус. письменности. Лувен (Бельгия), 1973; он же. Терезин и Талергоф. М., 2001; Magocsi P. R. Galicia: a Нist. Survey and Bibliogr. Guide. Toronto, 1983; Добош О., прот. Унiя на Украïнi, вiк XX. Кам'янець-Подiльский, 1996; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в 1989-1997 гг. М., 1998; Бахтурина А. Ю. Политика Российской империи в Вост. Галиции в годы первой мировой войны. М., 2000; Пашаева Н. М. Очерки истории рус. движения в Галичине, XIX-XX вв. М., 2001; она же. Немного об унии в Галичине: Глазами светского историка. М., 2003; Щёголев С. Н. История «украинского» сепаратизма. М., 2004п.

 

Н. М. Пашаева

Рубрики:

История Древней Руси Средние века Всемирная история по периодам

Ключевые слова:

География. Украина Средние века. История Униатство Польша. История Галицкая Русь, историческая область на северо-восточных склонах Карпат Австрия. История Русская Православная Церковь. История Страноведение. Украина Древняя Русь (Древнерусское государство), древнейшее государство восточных славян География историческая

См.также:

ЗАКАРПАТЬЕ территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины)

АЛЕКСАНДР ЯГЕЛЛОНЧИК (1460–1506), вел. кн. Литовский (1492 – 1506), кор. польский (1501 - 1506)

АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Киевской митрополии

БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками

ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых)

ВЛАДИСЛАВ Ягайло (50-е гг. XIV в.- 1434), вел. кн. литовский

ВЛАДИСЛАВ IV ВАЗА (1595 - 1648), польск. король (1632-1648)

ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268)

ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл.

ГАЗА город в юго-зап. Палестине

ГАЛАТИЯ область в М. Азии (совр. Турция) на Анатолийском нагорье

ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ православная епархия, существовавшая с сер. XII до нач. XV в. на галицко-волынских землях

ГЕРАСИМ († 1388), еп. Коломенский (ок. 1375-1388)

ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ (1201-1264), верховный правитель Галицко-Волынского княжества (1205-1264, с перерывами)

ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог

АБИССИНИЯ старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников

АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель

АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города)

АВИ-ЙОНА Михаэль (1904–1974), археолог, историк искусства

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: