Дизельное топливо.
Качество дизельного топлива оценивается рядом физико-химических характеристик. Основные из них:
1) температура застывания
2) температура самовоспламенения
3) температура вспышки
4) вязкость топлива
1. температура застывания – температура, при которой топливо теряет свою подвижность и становится невозможной его прокачка в топливной системе.
Для дизельных двигателей применяются следующие марки дизельного топлива:
ДА – дизельное арктическое; температура застывания - 60°С.
ДЗ – дизельное зимнее; температура застывания - 45°С.
ДЛ – дизельное летнее; температура застывания - 10°С.
2. температура самовоспламенения – температура, при которой дизельное топливо воспламеняется без воздействия постороннего источника тепла. Повышение температуры воздуха к моменту впрыска топлива увеличивает нагрев его и возрастает скорость испарения, улучшается самовоспламеняемость. Воспламеняемость зависит от цитанового числа. Оптимальная величина цитанового числа для дизельного топлива, колеблется от 45 до 55 единиц. Чем выше цитановое число, тем легче топливо воспламеняется, но и больше расход дизельного топлива.
3. температура вспышки – это наименьшая температура, при которой пары топлива вспыхивают в присутствии открытого огня.
4. вязкость топлива – от вязкости топлива зависит скорость протекания топлива в трубопроводах топливной системы, полнота сгорания топлива, работа топливных фильтров и ТНВД, а так же работа топливных форсунок. При высокой вязкости топлива ухудшается качество распыла форсунки, что приводит к неполному сгоранию и дымному выпуску.
НАЗНАЧЕНИЕ И СХЕМА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫДИЗЕЛЯ
Топливная система служит для очистки топлива от механических примесей, подачи его в цилиндры в нужный момент в мелко распыленном виде и регулировки количества топлива, вводимого в цилиндры.
Система питания топливом состоит:
1) топливный бак
2) фильтры грубой и тонкой очистки топлива;
3) топливоподкачивающий насос низкого давления и с ручным поршневым насосом;
4) топливный насос высокого давления с регулятором числа оборотов и автоматической муфтой опережения впрыска топлива:
5) форсунки;
6) трубопроводы высокого и низкого давлений.
7) дополнительный топливный насос с электрическим приводом.
8) Расходный бак (180 л).
Схема циркуляции топлива.
Из основного топливного бака топливо нагнетается в дополнительный расходный бак топливным насосом с электрическим приводом, где из дополнительного бака топливо засасывается топливоподкачивающим насосом ТН, через ФГО и ручной насос, нагнетается через ФТО к блоку ТНВД.
При этом часть топлива из ФТО через специальный жиклер и из ТНВД через перепускной клапан(1,3 кгс/см²) по отводящим трубопроводам возвращается в дополнительный бак.
Из ТНВД в соответствии с порядком работы цилиндров топливо по топливопроводам высокого давления подается к форсункам. Просочившееся топливо из форсунки по сливным трубопроводам отводится в топливный бак (дополнительный).
Для заполнения системы питания топливом перед пуском двигателя на топливоподкачивающем насосе установлен ручной поршневой насос. На заполнение исправной системы и удаление из нее воздуха требуется около 2 минут.
Исчезновение пузырьков воздуха в прозрачных топливопроводах низкого давления свидетельствует о том, что система питания подготовлена к пуску двигателя.
При установке вместе с двигателем предпускового подогревателя топливо для его камеры сгорания должно отбираться через специальное отверстие на корпусе фильтра тонкой очистки топлива. В этом случае прокачка системы питания двигателя может осуществляться насосом предпускового подогревателя при подготовке последнего к работе.
Топливный бак
Имеет отстойник для сбора попавших в топливо воды и грязи и сетку в приемном патрубке. Горловина приемного патрубка должна находиться на расстоянии не менее 15 мм от днища.
Бак должен быть расположен таким образом, чтобы при включении его в систему питания разрежение перед подкачивающей помпой при максимальных числах оборотов двигателя не превышало 180 мм рт. ст.
Топливоподкачивающий насос- поршневого типа.
Устанавливается на корпусе насоса высокого давления и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала привода ТНВД.
н |
ввв |


Топливоподкачивающий насос ТН (низкого давления) - предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки топлива к впускной полости насоса высокого давления. Состоит из корпуса, который выполнен из чугунной отливки и присоединен фланцем к корпусу насоса высокого давления через паронитовую прокладку с помощью трех болтов с пружинными шайбами.
В центральную цилиндрическую расточку корпуса установлен стальной поршень. С одной стороны на него действует пружина, вторым концом пружина упирается в кольцевой паз пробки, которая ввернута в корпус и уплотнена медной шайбой. С другой стороны на поршень через шток действует толкатель. Толкатель приводится в движение от эксцентрикового вала через ролик, который вращается на плавающей оси, застопоренной от продольного перемещения двумя сухарями.
От выпадения из корпуса толкатель удерживается усом стопорного кольца. Шток толкателя, передающий движение поршню, перемещается в направляющей втулке штока. Шток и втулка составляют прецизионную пару, в которой замена одной детали на одноименную из другой пары не допускается.
Сверху в корпусе насоса имеются две цилиндрические расточки с резьбой. В одну устанавливается
впускной клапан с ручным поршневым топливным насосом, а в другой – нагнетательный клапан.
Впускной и нагнетательный клапаны из капрона типа «корд » пружинами прижимаются к притертым торцам стальных седел, запрессованных в корпус насоса.
Направляющей впускного клапана служит запрессованная в корпус ручного поршневого насоса стальная втулка. Направляющей нагнетательного клапана служит вворачиваемая пробка.
В корпусе ручного насоса закреплен на резьбе цилиндр ручного насоса через прокладку из масло-бензостойкой резины. В цилиндре установлен поршень со штоком. На штоке установлена рукоятка.
Ручной насос – предназначен для прокачки топливной системы и для заполнения после длительной остановки дизеля.
Прокачка системы питания осуществляется ручным движением рукоятки со штоком и поршнем вверх-вниз. После прокачки рукоятка должна быть плотно вручную навернута на верхний резьбовой хвостовик цилиндра. При этом поршень прижимается к резиновой прокладке, уплотняя впускную полость подкачивающего насоса.
Топливный насос высокого давления (ТНВД):плунжерного типа, восьми- секционный. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Работа ТНВД
К отверстиям гильз топливо подается топливоподкачивающим насосом под давлением до 6 кГ/см2. Плунжер движется вверх от кулачка при помощи толкателя, а вниз — под действием пружины. При нижнем положении плунжера боковое отверстие 9 гильзы открыто, и топливо, нагнетаемое топливоподкачивающим насосом; поступает внутрь гильзы. При подъеме плунжера в момент перекрытия плунжером отверстия 9 гильзы резко возрастает давление, под действием которого открывается нагнетательный клапан 7, и топливо поступает в форсунку.
Подача топлива продолжается до момента подхода отсечной кромки 3 плунжера к отверстию 5 гильзы. При дальнейшем движении плунжер вытесняет топливо из рабочей полости гильзы через перепускную канавку 4 и выточку 10 плунжера в отверстие 5, а из него по каналу корпуса насоса через перепускной клапан в топливный бак. Давление топлива в гильзе резко уменьшается, и нагнетательный клапан 7 под действием пружины и давления топлива быстро закрывается.
Схемы работы плунжера (а) и нагнетательного клапана (б)
1 — гильза; 2 — плунжер; 3 — отсечная кромка плунжера; 4 — перепускная канавка плунжера; 5 — перепускное отверстие; 6 — корпус нагнетательного клапана; 7 — нагнетательный клапан; 8 — разгрузочный поясок клапана; 9 — отверстие входа топлива в гильзу; 10 — выточка; I — заполнение гильзы топливом; II и III — положения плунжера при полной подаче топлива (II — начало и III — конец подачи); IV — при малой подаче; V — при нулевой подаче; VI — начало погружения пояска нагнетательного клапана; VII — конец погружения
Количество подаваемого топлива в цилиндры двигателя изменяется поворотом плунжеров в гильзах на одинаковый угол при помощи зубчатой рейки и зубчатых секторов.
В зависимости от угла поворота плунжера изменяется расстояние, проходимое им от момента перекрытия отверстия 9 гильзы до момента открытия отсечной кромкой 3 отверстия 5 гильзы; в результате изменяется продолжительность впрыска и, следовательно, количество подаваемого топлива. Максимальная подача топлива ограничивается регулировочным болтом.
Чтобы остановить двигатель, прекращают подачу топлива. Для этого при помощи рейки устанавливают плунжеры в гильзах в положение, когда перепускная канавка 4 каждого плунжера будет обращена к отверстию 5. В этом случае придвижение плунжера вверх все топливо перетекает из рабочей полости каждой гильзы по перепускной канавке 4 плунжера к отверстию 5, а затем в топливный бак.
Смазка ТНВД
Трущиеся детали ТНВДсмазываются из системы смазки. Масло разбрызгивается кулачками кулачкового вала. На верхней поверхности средней полки корпуса насоса выполнены маслосборные лотки для смазки трущейся пары толкатель - корпус насоса. Просочившееся в картер через плунжерные пары топливо может привести к повышению уровня смазки выше допустимой величины. Во избежание этого в картерной части корпуса насоса выполнено дренажное отверстие, через которое избыточное количество смеси топлива и смазки удаляется по отводящему трубопроводу.Для вентиляции картерной полости насоса высокого давления на боковой крышке установлен специальный сапун с набивкой, предназначенной для защиты от попадания во внутренние полости пыли и влаги. Топливная форсунка |