Схемы работы плунжера (а) и нагнетательного клапана (б)




Дизельное топливо.

Качество дизельного топлива оценивается рядом физико-химических характеристик. Основные из них:

1) температура застывания

2) температура самовоспламенения

3) температура вспышки

4) вязкость топлива

1. температура застывания – температура, при которой топливо теряет свою подвижность и становится невозможной его прокачка в топливной системе.

Для дизельных двигателей применяются следующие марки дизельного топлива:

ДА – дизельное арктическое; температура застывания - 60°С.

ДЗ – дизельное зимнее; температура застывания - 45°С.

ДЛ – дизельное летнее; температура застывания - 10°С.

2. температура самовоспламенения температура, при которой дизельное топливо воспламеняется без воздействия постороннего источника тепла. Повышение температуры воздуха к моменту впрыска топлива увеличивает нагрев его и возрастает скорость испарения, улучшается самовоспламеняемость. Воспламеняемость зависит от цитанового числа. Оптимальная величина цитанового числа для дизельного топлива, колеблется от 45 до 55 единиц. Чем выше цитановое число, тем легче топливо воспламеняется, но и больше расход дизельного топлива.

3. температура вспышки – это наименьшая температура, при которой пары топлива вспыхивают в присутствии открытого огня.

4. вязкость топлива – от вязкости топлива зависит скорость протекания топлива в трубопроводах топливной системы, полнота сгорания топлива, работа топливных фильтров и ТНВД, а так же работа топливных форсунок. При высокой вязкости топлива ухудшается качество распыла форсунки, что приводит к неполному сгоранию и дымному выпуску.

НАЗНАЧЕНИЕ И СХЕМА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫДИЗЕЛЯ

Топливная система служит для очистки топлива от механических примесей, подачи его в цилиндры в нужный момент в мелко распыленном виде и регулировки количества топлива, вводимого в цилиндры.

Система питания топливом состоит:

1) топливный бак
2) фильтры грубой и тонкой очистки топлива;
3) топливоподкачивающий насос низкого давления и с ручным поршневым насосом;
4) топливный насос высокого давления с регулятором числа оборотов и автоматической муфтой опережения впрыска топлива:
5) форсунки;
6) трубопроводы высокого и низкого давлений.

7) дополнительный топливный насос с электрическим приводом.

8) Расходный бак (180 л).

 

Схема циркуляции топлива.

Из основного топливного бака топливо нагнетается в дополнительный расходный бак топливным насосом с электрическим приводом, где из дополнительного бака топливо засасывается топливоподкачивающим насосом ТН, через ФГО и ручной насос, нагнетается через ФТО к блоку ТНВД.

При этом часть топлива из ФТО через специальный жиклер и из ТНВД через перепускной клапан(1,3 кгс/см²) по отводящим трубопроводам возвращается в дополнительный бак.

Из ТНВД в соответствии с порядком работы цилиндров топливо по топливопроводам высокого давления подается к форсункам. Просочившееся топливо из форсунки по сливным трубопроводам отводится в топливный бак (дополнительный).
Для заполнения системы питания топливом перед пуском двигателя на топливоподкачивающем насосе установлен ручной поршневой насос. На заполнение исправной системы и удаление из нее воздуха требуется около 2 минут.

Исчезновение пузырьков воздуха в прозрачных топливопроводах низкого давления свиде­тельствует о том, что система питания подготовлена к пуску дви­гателя.
При установке вместе с двигателем предпускового подогре­вателя топливо для его камеры сгорания должно отбираться через специальное отверстие на корпусе фильтра тонкой очистки топлива. В этом случае прокачка системы питания двигателя может осущест­вляться насосом предпускового подогревателя при подготовке последнего к работе.

Топливный бак

Имеет отстойник для сбора попавших в топливо воды и грязи и сетку в приемном патрубке. Горловина приемного патрубка должна находиться на расстоянии не менее 15 мм от днища.
Бак должен быть расположен таким образом, чтобы при вклю­чении его в систему питания разрежение перед подкачивающей помпой при максимальных числах оборотов двигателя не превышало 180 мм рт. ст.


Топливоподкачивающий насос- поршневого типа.
Устанавливается на корпусе насоса высокого давления и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала привода ТНВД.

 

н
ввв

Топливоподкачивающий насос ТН (низкого давления) - предназначен для подачи топ­лива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки топлива к впускной полости насоса высокого давления. Состоит из корпуса, который выполнен из чугунной отливки и присоединен фланцем к корпусу насоса высокого давле­ния через паронитовую прокладку с помощью трех болтов с пружин­ными шайбами.

В центральную цилиндрическую расточку корпуса установлен стальной поршень. С одной стороны на него действует пружина, вторым концом пружина упирается в кольцевой паз пробки, которая ввернута в корпус и уплотнена медной шайбой. С другой стороны на поршень через шток действует толкатель. Толкатель приводится в движе­ние от эксцентрикового вала через ролик, который вращается на плавающей оси, застопоренной от продольного перемещения двумя сухарями.

От выпадения из корпуса толкатель удер­живается усом стопорного кольца. Шток толкателя, передающий движение поршню, перемеща­ется в направляющей втулке штока. Шток и втулка составляют прецизионную пару, в которой за­мена одной детали на одноименную из другой пары не допускается.

Сверху в корпусе насоса имеются две цилиндрические расточки с резьбой. В одну устанавливается

впускной клапан с ручным поршневым топливным насосом, а в другой – нагнетательный клапан.

Впускной и нагнетатель­ный клапаны из капрона типа «корд » пружинами прижимают­ся к притертым торцам стальных седел, запрессованных в корпус насоса.

Направляющей впускно­го клапана служит запрессован­ная в корпус ручного поршневого насоса стальная втулка. Направляющей нагнетательного клапана служит вворачиваемая пробка.

В корпусе ручного насоса за­креплен на резьбе цилиндр ручного насоса через прокладку из масло-бензостойкой резины. В цилиндре установлен поршень со штоком. На штоке установлена рукоятка.

Ручной насос – предназначен для прокачки топливной системы и для заполнения после длительной остановки дизеля.

Прокачка системы питания осуществляется ручным движением рукоятки со штоком и поршнем вверх-вниз. После прокачки рукоятка должна быть плотно вручную навернута на верхний резьбовой хвостовик цилиндра. При этом поршень прижимается к резиновой прокладке, уплотняя впускную полость подкачи­вающего насоса.

Топливный насос высокого давления (ТНВД):плунжерного типа, восьми- секционный. Обеспечивает равномерную подачу строго дозированных порций топлива в каждый цилиндр двигателя в определенный момент и в течение определенного про­межутка времени под высоким давлением. состоит: 1. Блочный корпус 2. Кулачковый вал 3. Восемь секций ТНВД 4. толкатели 4. Зубчатая рейка   1. Все узлы и механизмы насоса высокого давления смонтированы в корпусе, который установлен в развале блоков цилиндров. Корпус насоса высокого давления изготовлен из алюминиевого сплава. В корпусе выполнены гнезда для установки секций ТНВД. Сверху в корпусе 8 гнезд для установки штуцеров, от которых отводятся трубки высокого давления к топливным форсункам. На переднем торце корпуса вворачивается трубка подвода топлива от ФТО, а рядом- трубка с перепускным клапаном(при давлении более 1,3 кгс/см² перепускает излишки топлива в расходный бак). Под впускным каналом в корпусе расположено отверстие под зубчатую рейку с латунными втулками. На боковой поверхности корпуса обработана площадка для уста­новки боковой крышки. Алюминиевая крышка, закрывает и уплотняет полость пружин тол­кателей через паронитовую прокладку. Выше крышки имеется пробка для выпуска воздуха. Для вентиляции картерной полости насоса высокого давления на боковой крышке установлен специальный сапун с набивкой, предназначенной для защиты от попадания во внутренние полости пыли и влаги. К заднему торцу корпуса крепится регулятор числа оборотов. В нижней части корпуса установлен кулачковый вал. 2. Кулачковый вал насоса вращается в конических подшипниках, обоймы которых напрессованы на концевые опоры вала. Кулачков 8 шт., расположены в порядке чередования подач топлива секциями. На кулачковом валу имеется эксцентрик для при­вода топливоподкачивающего насоса. Конусные концы вала со шпоночными пазами, заканчивающиеся резьбой, предназначены для установки и крепления муфты опережения впрыска спереди и демпферной шестерни привода регулятора сзади насоса.На передней крышке и корпусе регулятора для уплотнения полости кулачкового вала установлены резино-армированные сальники         3. Секция ТНВД (8 шт.) Рис. Насосный элемент топливного насоса дизелей ЯМЗ: 1 — штуцер; 2 — упор нагнетательного клапана; 3 — пружина клапана; 4 — седло клапана; 5 — нагнетательный клапан; 6 — прокладка седла клапана; 7 — втулка плунжера; 8 — плунжер; 9 — рейка; 10 — зубчатый венец; 11 — поворотная втулка; 12 — верхняя тарелка пружины плунжера; 13 — пружина плунжера; 14 — нижняя тарелка пружины плунжера; 15 — стяжной винт. Насос высокого давления. Ход плунжера — 10 мм, диаметр плунжера — 9 мм. Плунжерная пара насоса высокого давления представляет собой комплект, состоящий из плунжера и втулки плунжера (прицезионная пара). Втулка плунжера 7 устанавливается в расточке корпуса насоса. Положение втулки относительно оси фиксируется установочным винтом, ввертываемым в корпус насоса со стороны боковой крышки и входящим своим хвостовиком в специальный паз втулки. Во втулке имеются два отверстия для подвода топлива. Плунжер -это цилиндрический стержень имеющий в верхней части головку с вертикальным пазом, горизонтальный вырез и винтовую кромку. Кромка и пазпозволяют плавно изменить количество подаваемого топлива без изменения хода плунжера. Вертикальный пазсоединяет надплунжерное пространство с кольцевой выточкой. Винтовая кромка является регулирующей. С ее помощью изменяется количество топлива, подаваемого плунжером. В средней части имеет лабиринтную канавку (2 мм) для уменьшения просачивания топлива по плунжеру. В нижней части имеет два плеча и цилиндрический хвостовик для зацепления с поворотной втулкой. На втулку 7 плунжера свободно надета поворотная втулка 11. На ней неподвижно укреплен стяжным винтом зубчатый венец 10, постоянно находящийся в зацеплении с рейкой 9 механизма управления подачей топлива. В нижней части поворотной втулки имеются пазы, в которые заходят выступы плунжера 8. На заплечики хвостовика плунжера посажена нижняя тарелка 14 пружины 13 плунжера. Верхняя тарелка 12 пружины установлена на втулку 11. Корпус нагнетательного клапана является седлом для клапана и они притерты друг к другу. Клапан имеет четыре направляющих пера и два пояска, один конический для притирки к седлу и цилиндрический для разгрузки клапана, т.е. для прекращения поступления топлива в конце подачи. При работе насоса пружина 13 через тарелку 14 перемещает плунжер вниз. При помощи зубчатого венца и втулки осуществляется поворот плунжера и управление подачей топлива регулятором при изменении нагрузки на двигатель. 4. Толкатели ТНВД (8 шт.) Толкатель в сборе устанавливается в расточку корпуса насоса и удерживается от проворачивания вы­ступающими шипами оси ролика, кото­рые входят в направляющие пазы расточ­ки корпуса.В днище толкателя выполнено резь­бовое отверстие, в которое ввертывается регулировочный болт, фиксируемый контргайкой. Верхний торец голов­ки регулировочного болта, на который опирается хвостовик плунжера, имеет высокую твердость.На цилиндрическом выступе головки болта центрируется нижняя тарелка пружины толкателя. Боковой про­резью нижняя тарелка надета на хво­стовик плунжера. В тарелке имеется вы­точка, в которую заходит грибковая часть хвостовика плунжера.Пружина толкателя изготовляется из специальной пружинной проволоки и подвергается обработке, повышающей ее усталостную прочность. Верхний торец пружины центрируется в выточке верхней тарелки, которая устанавливается в специальной расточке корпуса на­соса. Нижний торец пружины опирается на нижнюю тарелку.     Привод ТНВД. Привод топливного насоса высокого давления осуществляется парой цилиндрических шестерен.со спиральным зубом. Ведущая шестерня крепится к шестерне распределительного вала шестью болтами.
Ведомая шестерня устанавливается на шейку вала привода топ­ливного насоса до упора в напрессованный на него радиальный шарикоподшипник и крепится гайкой со специальной замковой шайбой.Положение шестерни на валу фиксируется сегментной шпонкой. Вал в сборе с подшипниками и шестерней устанавливается в расточки блока цилиндров. Передний подшипник закрепляется в блоке с помощью штампованного из листовой стали упорного фланца. Задний подшипник в блоке и на валу не крепится. Установленный на выступающем конце вала фланец ведущей полумуфты имеет разрезную ступицу и зажимается на валу болтом с корончатой гайкой. Такое соединение фланца с валом позволяет регулировать осевой зазор в муфте привода при установке топлив­ного насоса. Гайка стопорится разводным шплинтом. На фланце выполнены по дуге два сквозных паза, через которые проходят болты, соединяющие фланец с ведущей полумуфтой. На наружной цилиндрической поверхности фланца нанесена нулевая метка, по обе стороны от которой расположены по восемь рисок через каждые 2°.На обработанной цапфе фланца устанавливается ведущая полу­муфта, имеющая два прямоугольных выступа с резьбовыми отвер­стиями. В эти отверстия ввертываются болты, соединяющие полу­муфту с фланцем. На наружной поверхности полумуфты нанесена нулевая метка. Выступы на ведущей полумуфте входят в соответствующие пазы текстолитовой шайбы. В другую пару пазов текстолитовой шайбы входят выступы автоматической муфты опережения впрыска топ­лива, которая установлена на валу топливного насоса высокого дав­ления. Для увеличения прочности текстолитовая шайба имеет ме­таллический обод.

 

Работа ТНВД

 

К отверстиям гильз топливо подается топливоподкачивающим насосом под давлением до 6 кГ/см2. Плунжер движется вверх от кулачка при помощи толкателя, а вниз — под действием пружины. При нижнем положении плунжера боковое отверстие 9 гильзы открыто, и топливо, нагнетаемое топливоподкачивающим насосом; поступает внутрь гильзы. При подъеме плунжера в момент перекрытия плунжером отверстия 9 гильзы резко возрастает давление, под действием которого открывается нагнетательный клапан 7, и топливо поступает в форсунку.

Подача топлива продолжается до момента подхода отсечной кромки 3 плунжера к отверстию 5 гильзы. При дальнейшем движении плунжер вытесняет топливо из рабочей полости гильзы через перепускную канавку 4 и выточку 10 плунжера в отверстие 5, а из него по каналу корпуса насоса через перепускной клапан в топливный бак. Давление топлива в гильзе резко уменьшается, и нагнетательный клапан 7 под действием пружины и давления топлива быстро закрывается.

Схемы работы плунжера (а) и нагнетательного клапана (б)

1 — гильза; 2 — плунжер; 3 — отсечная кромка плунжера; 4 — перепускная канавка плунжера; 5 — перепускное отверстие; 6 — корпус нагнетательного клапана; 7 — нагнетательный клапан; 8 — разгрузочный поясок клапана; 9 — отверстие входа топлива в гильзу; 10 — выточка; I — заполнение гильзы топливом; II и III — положения плунжера при полной подаче топлива (II — начало и III — конец подачи); IV — при малой подаче; V — при нулевой подаче; VI — начало погружения пояска нагнетательного клапана; VII — конец погружения

Количество подаваемого топлива в цилиндры двигателя изменяется поворотом плунжеров в гильзах на одинаковый угол при помощи зубчатой рейки и зубчатых секторов.

В зависимости от угла поворота плунжера изменяется расстояние, проходимое им от момента перекрытия отверстия 9 гильзы до момента открытия отсечной кромкой 3 отверстия 5 гильзы; в результате изменяется продолжительность впрыска и, следовательно, количество подаваемого топлива. Максимальная подача топлива ограничивается регулировочным болтом.

Чтобы остановить двигатель, прекращают подачу топлива. Для этого при помощи рейки устанавливают плунжеры в гильзах в положение, когда перепускная канавка 4 каждого плунжера будет обращена к отверстию 5. В этом случае придвижение плунжера вверх все топливо перетекает из рабочей полости каждой гильзы по перепускной канавке 4 плунжера к отверстию 5, а затем в топливный бак.

 

Смазка ТНВД

Трущиеся детали ТНВДсмазываются из системы смазки. Масло разбрызгивается кулачками кулачкового вала. На верхней поверх­ности средней полки корпуса насоса выполнены маслосборные лотки для смазки трущейся пары толкатель - корпус насоса. Просочившееся в картер через плунжерные пары топливо может привести к повышению уровня смазки выше допустимой величины. Во избежание этого в картерной части корпуса насоса выполнено дренажное отверстие, через которое избыточное коли­чество смеси топлива и смазки удаляется по отводящему трубо­проводу.Для вентиляции картерной полости насоса высокого давления на боковой крышке установлен специальный сапун с набивкой, предназначенной для защиты от попадания во внутренние полости пыли и влаги. Топливная форсунка

 

Служит для подачи порции топлива в цилиндр двигателя в мелкораспыленном, туманообразном состоянии.

Форсунки при изготовлении разбиваются на четыре группы (0, 1,2,3) по пропускной способности и на две группы (1 и 2) по величине хода иглы распылителя. К первой группе по ходу иглы относят форсунки, у которых высота подъема иглы лежит в пределах 0,28- 0,35 мм. Форсунки нулевой группы имеют минимальную пропускную способность.
На верхнем торце корпуса форсунки имеется индекс из двузначного числа. Первая цифра - ее пропускная способность.Вторая цифра двузначного числа определяет ход иглы распылителя. Так, например, форсунки, имеющие индекс 01, принадлежат к нулевой группе по пропускной способности и к первой группе по ходу иглы. На каждый двигатель при его сборке на заводе-изготовителе устанавливают форсунки только с одним индексом.

 

 

 

 

  Форсунка состоит из корпуса, на нижнюю часть которого наворачивается гайка с корпусом распылителя. Сверху на корпус наворачивается колпак. Сбоку в корпус ввернут подводящий штуцер с сетчатым фильтром. С противоположной стороны к штуцеру подсоединяется трубка высокого давления, идущая от ТНВД. Сетчатый фильтр форсунки состоит из двух наружных стальных и семи внутренних латунных сеток, завальцованных в латунную обойму. Распылитель форсунки, состоящий из корпуса и иглы, представляет собой комплект специально подобранных деталей, в котором замена одной детали на одноименную из другого комплекта не допускается. Величина хода иглы распылителя (0,38 мм) обусловливается величиной зазора между верхним торцом иглы и нижним торцом корпуса форсунки.На верхнем торце корпуса распылителя имеется кольцевая ка­навка, сообщающая три топливопроводящих канала корпуса распы­лителя с топливоподводящим каналом в корпусе форсунки. В сопловом наконечнике распылителя четыре отверстия диаметром 0,34 мм. Игла распылителя выполнена из инструментальной стали. Игла распылителя запорным конусом закрывает канал в сопловом наконечнике. Над иглой в корпусе форсунки установлена штанга, сверху на которую напрессована тарелка. На тарелку нижней стороной опирается пружина. Верхней стороной она опирается на гайку, которая ввернута в корпус форсунки. Необходимый натяг пружи­ны устанавливается регулировочным винтом пружины со шлицем под отвертку, который зафиксирован контргайкой.В регулировочном винте, выполненном из хромистой стали, имеется осевое отверстие для выхода топлива из полости форсунки к сливному трубопроводу. Сверху форсунка закрыта колпаком, который навернут на гайку пружины до упора в верхний торец корпуса через медную уплотняющую шайбу. В днище колпака выполнено резьбовое отверстие для крепления сливного трубопровода.   Топливо к сопловым отверстиям распылителя форсунки подво­дится под давлением от ТНВД 400кгс/см² через канал штуцера, сетчатый фильтр, отверстие корпуса форсунки, кольцевую канав­ку а и три наклонных канала в корпусе распылителя.При давлении в камере распылителя до 150 кгс/см² иг­ла распылителя, преодоле­вая сопротивление пружины, отрывается от седла кор­пуса распылителя. Площадь иглы, на которую действует давление топлива, увеличива­ется, и игла резко поднимает­ся вверх до упора в нижний торец корпуса форсунки. Топ­ливо направляется к сопло­вым отверстиям, через которые оно впрыскивается в цилиндр. Давление в камере распылителя уменьшается и игла под действием пружины садится на место. Часть топлива, просачи­вающаяся при работе форсун­ки через зазор в паре игла- корпус распылителя, отводит­ся из внутренних полостей через верхнее отверстие кол­пака форсунки, к которо­му присоединен сливной топ­ливопровод в бак.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь