Типы используемых судов: Таймень2ПВХ, Таймень3ПВХ, Вуокса2, Шуя3, Свирь2КНБ




На участке от моста на дороге Юшково – Торхи до моста трассы Е95 в районе дер. Холюны (турбаза Алоль)

Даты похода: 01 - 05.05.2015 (все дни ходовые, один день полудневка)

Типы используемых судов: Таймень2ПВХ, Таймень3ПВХ, Вуокса2, Шуя3, Свирь2КНБ

 

Решение написать лоцию связано с тем, что нормальных описаний маршрута в Инете нет. Так как пишу с опозданием на месяц, наверное, в моей лоции также могут быть ошибки, но надеюсь, что она поможет хоть как-то тем, кто собирается на р. Великая впервые.

 

Лоция дана для высокой воды начала мая. По ощущениям вода в реке в период майского половодья поднимается не значительно и широких разливов на реке не бывает. При этом очевидно меженный уровень воды таков, что на многих участках образуются обширные мели.

Общая оценка реки 8 из 10. Балл снижен за малое количество стоянок.

 

Стапель удобен на большой поляне возле моста. Дрова для костра можно найти в близлежащем смешанном лесу. Река в районе стапеля не более 5 метров, глубина по майской воде около полуметра. До моста дороги Юшково – Михеево препятствий нет.

Мост в 2015 году еще проезжий для легковых автомашин. Подъезд к нему на газелях сомнителен. «Буханка» вероятно сможет подъехать. Мест для стапеля вблизи моста не видели. Проход под мостом в 2015 году еще возможен на байдарках. Текуха под мостом не слишком большая. Проходить надо в дыру у левого берега (которая еще не завалена бревнами от сгнившей нижней части моста), сразу за мостом у левого берега поваленное дерево, без особых проблем обходится, однако надо направлять байдарку руками.

Практически сразу за мостом начинаются озера.

Протока из озера Хвойно в озеро Ченое без особых препятствий. На озерах можно найти места для стоянок, однако лес везде лиственный (в основном ольха)

В конце оз Ченое база рыборазведения у ПБ. От ее левого края глубоко в озеро к ЛБ идут остатки каких-то свай с гвоздями точащими шляпками в вверх к поверхности воды (гвозди находятся на глубине 15-20 см от уреза воды и абсолютно не видны). Несколько байдарок сели на эти гвозди-сваи, однако явных повреждений от такого сидения не было выявлено.

Мост около дер. Озерная пешеходный и лежит на воде – обнос по ПБ 15 метров. Подъездная дорога весьма плохая, проехать можно только на «буханке». Места для стапеля/антистапеля мало, но есть.

Через примерно 300 метров от моста г – образный поворот образованный остатками мельницы или просто плотины. Падения воды при нашем уровне воды на плотине нет. На входе поваленные деревья, которые затрудняют ориентацию. Проход плотины (на ЛП буквы г) у ЛБ – здесь имеет место прижим к свае (уйти от него можно только на КНБ) из сваи торчат гвозди (правда при нашей воде они были безопасны – высоко над водой). За плотиной расширение реки – мини озерцо.

Через 100 метров после плотины слив через следующую каменистую плотину. При нашей воде слив чистый - проходной для любых типов байдарок.

После, кажется, были еще какие-то несложные препятствия в виде поваленных деревьев, все легко проходятся, и озеро Лукас. На озере есть одна стоянка на входе у ЛБ (впрочем, может там не слишком хорошее место и не факт, что оно там вообще есть) и на поляне ПБ (там, очевидно, есть автомобильный подъезд для внедорожников).

Вход в реку из озера свободный всюду мелко, но для нашей воды проходимо для любых байдарок, сразу после входа брод через реку и место для большого лагеря на дороге к этому броду.

Участок от оз. Лукас до оз. Верято сплошь изобилует поваленными деревьями, местами приходится проходить по стволам (в основном это деревья толщиной с руку). Мест для стоянки практически нет.

Первое серьезное препятствие примерно в том месте, где впадает ручей Лапу. Здесь после небольшого расширения начинается сужение реки в осыпном «каньоне», увеличение скорости текухи и серия поваленных деревьев, которые легко пройти зигзагами. Однако все это заканчивается толстым бревном, лежащим почти на воде. У бревна отпилен конец, что дает возможность прохода под правым берегом (проход шириной 2,5 метра). Однако туда надо еще попасть, текуха точно под бревно. Байдарки класса КНБ пройти смогут без особых проблем, а вот для Тайменей это может быть сложно.

Около дер. Новая река успокаивается поваленные деревья на время прекращаются. В деревне деревянный пешеходный мост интересной конструкции. Проходится без затруднений. Мест для стоянки около деревни не видели. После деревни опять начинаются поваленные деревья. Проход везде свободный. Около впадения р. Язница на реке раздвоение русла. Оба рукава кажутся одинаковыми по ширине, однако идти лучше в левый рукав, в правом очень не тривиальный выход, который вероятно в межень пересыхает. Подходов вдоль р. Язница от автодороги в районе деревень Мельница и Копнино нет. Вероятно, есть подход по грунтовой дороге от дер. Мельница, ведущей к мосту через р. Великая ниже по течению.

Еще через 1 км после впадения р. Язница целая серия поваленных деревьев и в том числе одно большое, обойти которое не возможно. Мы перепрыгивали через него у ПБ, высаживая матросов на ЛБ. Глубина у ПБ чуть более 1 метра.

Мост на дороге от дер. Мельница, ведущей к реке Великая и далее в лес, существует и вполне проезжий. На нем тусят рыбаки. За 150 метров до моста серьезное препятствие, здесь очевидно ранее был мост или плотина. Место весьма опасное – сильный боковой прижим к сваям, требуется маневр, однако места для его проведения мало. После плотины чистый судовой ход примерно 100 м, за тем низко висящее над водой дерево, а еще через 50 м упомянутый мост. Под мостом лучше делать проводку, однако опытные экипажи на КНБ могут попробовать пройти самостоятельно. Мост очень низкий деревянный. Перед мостом сваи не дают направить байдарку в пролет, в результате очевидно возникнет сильный прижим к сваям левой опоры, а здесь высота не более 0,5 метра от воды до бревен моста. Для проводки надо чалиться в залив ЛБ. Проводка трудоемка и требует участия 3 человек, двое из которых работают в воде (примерно по пояс) и один с моста.

В районе моста есть места для стоянки, однако людно.

После моста поваленные деревья продолжаются, однако все они легко проходятся. На входе в озеро Верято, когда уже кажется, что все препятствия пройдены, поперек русла лежат две елки (упали в 2015 году) одну из них пришлось проходить перетаскивая байдарку по затопленному ЛБ (глубина здесь около 0,5 метра с учетом ила, но берег так густо зарос водорослями, что байдарку тащить приходится волоком). Глубина в русле реки более 1,5 метров.

В озере Верято множество хороших мест для стоянки в верхней северной части. Озеро очень живописное, по берегам много сосен и берез. Здесь же остатки затопленного леса (он представляет некоторую опасность, так как на волне можно легко напороться на стоящие под водой бревна).

Ближе к Копылку стоянок практически уже нет, разве что на длинном острове, который тянется вдоль ПБ. Плотину в Копылке надо обносить. Для этого следует чалиться в заливчик уходящий влево у самой плотины. На оз. Заволоцкое мы смогли встать на высоком южном берегу, место не самое симпатичное, но поляна большая. Протока из оз. Лосино заросла и вход в реку из оз. Заволоцкое читается легко. Практически сразу после выхода в реку завал, образованный в результате варварского пропила деревьев вдоль ЛЭП.

Много деревьев лежит в воде. Однако узкий проход (около 0,5 метра) есть у ЛБ. Сразу за завалом начинают попадаться камни в русле. До озера Быстрое серьезных завалов нет. На этом участке, кажется можно найти стоянку. На оз Быстрое мест для стоянки не видели, однако, видимо, они есть в западной части озера. В районе деревень Маслово и Высоцкое очень приличная текуха, в начале - в коридоре из камыша. Моста в дер. Маслово нет. От Высоцкого в русле начинают попадаться камни. После входа реки в лес камни начинают попадаться чаще. Весь лесной участок это набор перекатов переходящих друг в друга без заметных промежутков чистой воды. Один из этих перекатов весьма мелкий – здесь река разливается вокруг низкого каменистого острова. Мелко везде. Таймени сидели даже по майской воде, КНБ прошли. Остальные перекаты глубокие. Встречаются поваленные деревья, обход их везде был возможен. Однако, очевидно, обстановка меняется здесь каждый год. В лесу есть места для стоянки и вообще место это красивое. Внимание, это последние возможные места для стоянки вплоть до оз. Ясское. Вероятно, в экстренном варианте можно встать на лугах перед началом дер. Поддубье.

Все перекаты заканчиваются на выходе из леса. Здесь, кажется, мы видели здесь остатки моста.

Начиная от входа в деревню Поддубье начинается порог. Первая его часть может быть оценена на уровне 1+ к.с. Это классическая шивера с большим количеством каменей в русле и большой скоростью течения. Причем сложность ее увеличивается по мере продвижения. Почти всюду возможностей для маневров достаточно и возможен чистый проход. В какой-то момент на ПБ будет видна между деревьями водонапорная башня. Это первый признак того, что скоро начнется вторая ступень.

Вторая ступень начинается сразу после первой. Единственный ориентир ее начала это разделение реки на два рукава. В правый рукав уходит основное русло в нем видно, что шивера становится серьезнее. В левом рукаве видно, что прохода нет вообще. Чалиться надо либо к ЛБ перед островом либо на остров. Тем, кто планирует проходить вторую ступень, чалиться следует либо на остров, либо к ПБ.

Вторая ступень образована прорывом реки в обход плотины. Ее начало – шиверистая 60-метровая разгонная «труба» вдоль острова, в струе камней почти нет. Заканчивается она стеной плотины, русло уходит на 90 градусов направо и обходит стену двумя левыми поворотами по 90 градусов каждый. Около начала обхода сравнительно спокойно (здесь втекает левый рукав и остров заканчивается), но в русле торчат сваи и к ним будет прижим. На обходе отдельные острые камни, остатки бетонных плит, с которых вода сливается бочками. Уже после обхода по центру русла торчит арматура или рельс, а от правого берега до середины русла каменная гряда, заканчивающаяся каменистым островом посередине русла. В целом на нашей воде уровень второй ступени 2+ к.с. Для тайменей проход практически не осуществим. И вообще, поганенький обход плотины с арматурами и обломками бетона именно за его поганство можно оценить на 3 к.с.

Проводка и обнос возможны через левый рукав, также можно частично пройти «трубу» и пристать к ПБ, там обнос удобнее, но зачалиться существенно сложнее да и места для чалки у плотины максимум на две байдарки.

Сразу после порога перекат образованный несколькими камнями по руслу реки и упавшими деревьями – проходится без каких-либо проблем и большой железобетонный мост с чистым проходом под ним. За мостом будут еще встречаться камни и поваленные деревья, но все проходится легко. Текуха весьма сильная. В конце деревни Поддубье (или уже за ней) остатки не-то моста не-то плотины образуют остров, проход слева узкий и с крутым зигзагом – настолько, что таймень-3 не вписывается, но так как течение не сильное пройти можно без особых проблем. Проход справа кажется совсем мелкий

Далее до деревни Устье серьезных проблем нет, как, впрочем, нет и мест для стоянки – совсем нет!

Мост в дер. Устье проходится без каких-либо проблем. Сразу за мостом на ЛБ две приличные стоянки, первая находится в непосредственной близости от дороги. Потом опять по ПБ появляются дома деревни Устье и как только они кончаются на ЛБ еще одна стоянка. Далее до Ясского озера стоянок нет. В деревне Яссы есть сельский магазин.

На озере самая шикарная стоянка в широкой бухте справа от дер. Симоново (если смотреть на нее с озера). Но туда ведет укатанная дорога, правее еще два места, где можно встать. Видимо есть и другие места.

Протока в озеро Зверино чистая. На озере Зверино, вероятно, можно встать на левом берегу, но есть опасность, что это место уже относится к территории турбазы Алоль

На турбазе Алоль у моста автотрассы есть магазин и кафе. Поляна антистапеля – маленькая - за мостом на левом берегу. Также можно выгрузиться перед мостом на левом берегу, но там места еще меньше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: