Правовой статус МС складывается из следующих элементов: права и обязанности, ограничения и запреты, гарантии деятельности и ответственность.




Теории МСУ.

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права и была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В догосударственный период община является независимой, самостоятельной единицей в решении всех задач. Она свободна от внешнего влияния. Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства.

Хозяйственная и общественная теория самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины - это дело общинного хозяйства, и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. Хозяйственная и общественная теория самоуправления, равно как и теория свободной общины, основывалась на противопоставлении государства обществу.

Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление - вот откровенный вывод школы германских юристов.

Политические теории местного самоуправления. Согласно одной из политических теорий, созданной Р. Гнейстом, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. Смягченной формой этой теории является учение О. Майера, согласно которому сущность самоуправления заключается в выполнении в нем должностных функций лишь в порядке побочных, не основных занятий.

Правовую основу местного самоуправления составляют: — Европейская хартия о местном самоуправлении, — Конституция Российской Федерации,

- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- другие федеральные законы;

- конституции, уставы субъектов Российской Федерации, — законы субъектов Российской Федерации,

- уставы муниципальных образований,

- другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

2 вопрос МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МСУ ЗА РУБЕЖОМ

Англосаксонская (Великобритания, США. Канада, Австралия)

Основной признак: самая большая степень автономности МСУ от государства. Это автономность носит финансовый и экономический характер.

МСУ действует самостоятельно в пределах представленных полномочий. Гос контроль осуществляется в форме судебного контроля.

Французская

Основной признак: высокая степень вовлеченности гос органов в деятельность ОМСУ. Трудно провести границу между компетенцией органов власти и ОМСУ. Нет муниципальной службы.

Германская (Германия, Австрия, Япония)

Называется смешанной, т.к. в ней присутствует черты 1 и 2.

Характерным признаком является сочетание автономного МСУ на низовом уровне с государственным управлением на более высоком.

Иберийская (Бразилия, Португалия, испания)

Во всех звеньях административно-территориального деления существуют избранные советы-хунты и избираемые ими или непосредственно населением единоличные органы-алкальды.

Совет –нормотворческий орган. Алкальд-исполнительный.

Алкальд после своего избрания утверждается центральной властью в качестве представителя на этой территории.

Советская (Китай, Куба)

Основной признак: иерархическая соподчиненность всех звеньев, жесткая централизация представительных и исполнительных органов.

Любой совет начиная с самого низового уровня представляет собой орган государственной власти, даже если формально считается ОМСУ.

Реальной властью при такой модели обладает как правило партийная элита на разных уровнях.

3 вопрос ВОПРОСЫМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ 131 осуществляется населением и ОМСУ самостоятельно. Вопросы местного значения подробно изложены в главе 3 131 ФЗ. Причем они устанавливаются по всем типам МО (поселений, муниципальных районов, городских округов).

Конкретный перечень вопросов местного значения закрепляется в Уставе МО.

Общим для всех типов МО являются такие вопросы как:

1) Формирование, утверждение и исполнение бюджета.

2) Организация в границах МО электро, газоснабжения.

3) Распоряжение имуществом, находящимся в собственности МО.

4) Благоустройство территории МО и т.д.

Некоторые вопросы местного значения четко разграничены между поселением и муниципальным районом. Например, к ведению поселений относят все вышеперечисленные вопросы, а к ведению муниципальных районов они также относятся, только эти вопросы имеют межпоселенческий характер. Например, организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Дорожная деятельность в отношении автодорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Однако существуют такие вопросы, которые отнесены только к ведению муниципального района.

1) Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного и школьного образования.

2) Создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района,

3) Выравнивание уровней бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района за счет средств муниципального района.

Что касается городских округов, за ними закреплен весь перечень вопросов местного значения поселений и муниципальных районов.

4 вопрос ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫМСУ

Территориальные основы местного самоуправления — институт муниципального права, представляющий собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

Муниципальные образования обладают следующими признаками:

1) населенная территория в установленных границах;

2) осуществление местного самоуправления выборными органами и в других формах;

3) наличие муниципальной собственности;

4) автономность и самостоятельное решение вопросов местного значения;

5) наличие устава, т.е. необходимость образования юридического лица.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.


5 вопрос ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОГО СОЦ.-ЭК. РАЗВИТИЯ МО

Комплексное с/э развитие МО - процесс внесения изменений в различные сферы жизнедеятельности МО для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения и достижения определенного уровня соц/эк развития МО.

Программа комплексного с/э развития – это система мероприятий, направленных на достижение целей развития МО.

3 этапа формирования программы:

1) Организационно-подготовительный – основанием для начала разработки программы является решение органа представительной власти.

Инициатором принятия подобного решения как правило выступает глава МО, который обосновывает необходимость разработки программы.

Прогнозно-аналитический

Формирование и анализ информационной базы.

Разработка концепций с/э развития МО. Не должна противоречить концепции субъекта РФ.

3) Программно – плановый. Программа по своей сути является механизмом реализации концепции развития МО.

На этом этапе создаются планы с/э развития МО.

Долгосрочный план составляется на срок до 10 лет на уровне ГО и МР. Не должен превышать сроков реализации долгосрочных программ развития субъектов РФ.

Среднесрочный план – до 5 лет. Конкретизирует основные положения долгосрочных планов.

Текущий (годовой) план – с одной стороны является инструментом реализации стратегических целей и задач, с другой- является основой бюджетного планирования (конкретность, реалистичность).

6 вопрос ОРГАНЫМСУ

Это организация или должностное лицо прямо или опосредовано получившее от населения МО полномочия по решению вопросов местного значения.

Признаки ОМСУ:

1) Орган публичной власти

2) Наличие полномочий по решению вопросов местного значения

3) Компетенция ОМСУ распространяется на всю территорию МО.

Глава МО – высшее должностное лицо МО.

Глава Мо имеет представительскую функцию, т.е. представляет МО: заключение договоров и соглашений со всеми другими субъектами, право подписи устава и решений ПО и т.д.

Имеет собственные полномочия в решении вопросов местного значения. Глава МО является главой местной администрации, главой ПО, сильный мэр.

Срок полномочий от 2 до 5 лет - конкретно в Уставе.

Особых требований нет, возраст 21 год, гражданство, дееспособность.

Прекращение полномочий:

Смерть, по собственному желанию, удаление в отставку, признание недееспособным, прекращение гражданства, отзыв избирателями, преобразование МО, увеличение численности избирателей МО больше 25 %.

Представительный орган - выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решение, действующее на территории МО.

ПО состоит из депутатов.

Структура ПО:

1) Председатель избирается членами ПО

2) Заместитель

3) Комитеты и комиссии

Срок полномочий от 2 до 5 лет. Конкретно в Уставе.

Исключительная компетенция ПО:

1) Принятие Устава МО, внесение изменений.

2) Утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении

3) Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов

4) Определение порядка управления и распоряжения имуществом.

5) Принятие решения об удалении главы МО в отставку

Иные полномочия (в Уставе)- заслушивание отчетов главы МО

Основания досрочного прекращения полномочий ПО:

1) Роспуск органами власти.

2) Самороспуск (2/3 голосов)

Местная администрация - исполнительно-распорядительный орган МО. Орган не выборный, коллективный. Состоит из муниципальных служащих и и работников вспомогательного персонала.

Формируется главой местной администрации.

Структура представляется главой с утверждением ее ПО.

Факторы, влияющий на структуру:

1) Тип МО (перечень вопросов местного значения)

2) Цели и задачи с/э развития

3) Размер территории, численность населения и т.д.

Компетенция администрации:

1) Вопросы с/э развития территории

2) Вопросы муниципального хозяйства

3) Финансовые вопросы

4) Социальные вопросы

5) Исполнение отдельных гос.полномочий

6) Организационные вопросы.

Виды структурных подразделений в администрации:

1) Департаменты - функциональное структурное подразделение. Осуществляет исполнительные, распорядительные, контрольные функции (департамент управления системы образования).

2) Управление – отличается более узкой сферой деятельности (управление по школам).

3) Комитеты – самые крупные структурные подразделения. Функционируют на основе приоритетных направлений с/э развития. Внутри могут быть и департаменты и управления.

4) Отделы – осуществляют вспомогательные функции.

5) Временные комиссии – для решения задач, которые носят временный характер.

Местной администрацией руководит глава местной администрации, который является либо главой МО, либо лицом, назначенным на данную должность по контракту.

Контракт заключается по результатам конкурса. Для проведения конкурса ПО формирует комиссию.

Требования к кандидату: высшее проф.образование, стаж не менее 5 лет.

С победителем заключается контракт на 5 лет.

Прекращение контракта: нарушение условий контракта, отстранение главой субъектов РФ.

Контрольный орган: основная задача:

1) Осуществление внешнего финансового контроля. Контроль за использованием средств местного бюджета

2) Контроль за использованием муниципального имущества

3) Контроль за бюджетным процессом.

Формирование Контрольного органа: муниципальные выборы и формирование ПО.

Избирательная комиссия: полномочия:

1) Организация и проведение выборов на территории МО

2) Организация и проведение местных референдумов

3) Организация и проведение голосования.

Они не участвуют в федеральных и региональных выборах. Срок полномочий 4 года.

7 вопрос ФОРМЫПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

МСУ можно рассматривать как систему, состоящую из 2 подсистем:

1. Подсистема непосредственной демократии – различные формы непосредственного участия населения в МСУ. Именно на местном уровне наблюдается самое большое количество форм прямой демократии.

2. Подсистема представительной демократии – выражается через ОМСУ.

Формы непосредственной демократии:

1 группа: формы непосредственного осуществления МСУ- референдумы, муниципальные выборы, сходы, ТОС.

2 группа: формы участия в МСУ: собрания, конференции, публичные слушания, опрос граждан и т.д.

Местный референдум –это голосование граждан Мо по наиболее важным вопросам местного значения.

В каждом субъекте РФ существует закон о местном референдуме.

Инициировать референдум может:

1) Население путем сбора подписей, необходимо 5 % подписей всех зарегистрированных избирателей.

2) Глава МО + ПО

3) Общественная организация, зарегистрированная в МО, в Уставе которой предусмотрено участие в референдуме.

Назначается референдум ПО.

На практике референдумы проводятся:

1) По преобразованию МО

2) По изменению границ МО

3) По принятию Устава вновь созданного МО

4) По вопросам экологии.\

Чтобы решение на референдуме было принято должно присутствовать 50% от числа всех избирателей МО.

Муниципальные выборы – голосование граждан с помощью которого формируются выборные органы МО.

Муниципальные выборы регулируются законом субъектов РФ о муниципальных выборах.

Виды МВ: выборы депутатов ПО, выборы главы МО.

МВ назначается ПО в сроки, предусмотренные в Уставе.

Сход граждан - собрание сельских жителей. Сход может иметь место в поселениях, где число жителей менее 100. Если более 100, то это собрание. Сход заменяет: выборы, ПО, референдум.

Протокол ведет глава поселения.

ТОС – это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории МО для непосредственного решения отдельных вопросов местного значения.

ТОС могут создать жители подъезда, дома, улицы, двора, квартала. В сельских поселениях – жители улицы, нескольких поселений.

Вопросы, которые решаются на ТОС:

1) Благоустройство- детские площадки, скверы.

2) Охрана общественного порядка

3) Для коммерческого использования чердаков и подвалов.

4) Проведение культурных мероприятий

Для создания ТОС нужно:

1) Инициативная группа. Задача: организовать и провести собрание, написать проект учредительных документов. Участвовать могут с 16 лет, быть избранными с 18 лет.

2) Избираются руководящие органы ТОС: высший орган-собрание, совет, председатель, ревизионная комиссия.

3) Муниципальная регистрация. Порядок определяется Уставом МО или НПА ПО МО.

4) Государственная регистрация не обязательна. Если нет регистрации, то не могут дать деньги из местного бюджета для каких-либо целей. Для регистрации нужно заплатить пошлину и собрать специальный пакет документов.

Собрание граждан – проводятся по инициативе населения, ПО, главы МО. Проводится для:

1) Обсуждения вопросов местного значения

2) Информирования населения о деятельности ОМСУ

3) Для осуществления территориального, общественного самоуправления на части территории МО.

4) Обращения, принятые МО подлежат обязательному рассмотрению ОМСУ

Итоги подлежат официальному опубликованию.

Конференции граждан- собрания делегатов. Участвуют не все жители, а их представители.

Публичные слушания- выявление мнения населения по вопросам местного значения в форме выступлений и реплик.

Основная задача-информирование жителей. Проводится либо ПО либо администрацией.

ПС проводятся обязательно в случаях:

1) Перед решением вопроса о преобразовании

2) При решении вопроса землеустройства

За месяц до ПС выносится специальный вопрос для обсуждения и распечатывается.

 

8 вопрос МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовые основы МС:

1) Конституция РФ

2) ФЗ № 25 «О муниципальной службе в РФ»

3) Конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ.

4) Устав МО

5) Решения, принятые на сходах граждан и иные муниципальные Правовые акты.

Основные принципы организации МС:

1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина

2) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ к муниципальной службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности и т.д.

3) Профессионализм и компетентность МС

4) Стабильность МС

5) Правовая и социальная защищенность МС и т.д.

Правовой статус МС складывается из следующих элементов: права и обязанности, ограничения и запреты, гарантии деятельности и ответственность.

Права МС:

1) Ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности

2) Обеспечение организационно-технических условий

3) Оплата труда и иные выплаты

4) Отдых

5) Защита персональных данных

Обязанности МС:

1) Соблюдать К РФ, ФЗ и иные правовые акты.

2) Исполнять должностные обязанности.

3) Беречь гос. и муниципальное имущество

4) Поддерживать уровень квалификации

Ограничения, связанные с прохождением МС:

1) Признание недееспособным, ограниченно дееспособным судом

2) Осуждение его к наказанию, исключающего возможность выполнять должностные обязательства

3) Наличие заболевания, не позволяющего поступить на МС

4) Близкого родства с муниципальным служащим, если предполагается подчиненность или подконтрольность.

5) Наличие гражданства другого государства, исключение – договор.

Запрещается!!!

1) Замещать должность муниципальной службы в случае:

- назначение на гос. должность

- избрание или назначение муниципальную должность

2) заниматься предпринимательской деятельностью

3) получать в связи с должностным положением вознаграждения от физических и юридических лиц

4) использовать в своих целях муниципальное имущество

5) разглашать тайну (после увольнения).

Гарантии деятельности - это условия и средства, которые обеспечивают фактическую реализацию и надежную охрану деятельности.

1) Условия работы, обеспечивающие исполнение должностных обязательств

2) Право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания

3) Отдых

4) Пенсионное обеспечение за выслугу лет, инвалидность

5) Медицинское обеспечение муниципального служащего и членов его семьи

Законом субъектов РФ или Уставом МО могут предоставляться доп.гарантии.

Ответственность МС - за неисполнение либо ненадлежащее исполнение муниципальным служащим своих обязанностей, на него могут налагаться дисциплинарные взыскания

 

9 вопрос МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО

В собственности МО может находиться:

1) Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

2) Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий.

3) Имущество. Предназначенное для обеспечения деятельности ОМСУ и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Муниципальное имущество имеет целевой характер, т.е. МО имеет только то имущество, которое ему необходимо для решения задач (перепрофилирование либо отчуждение).

ОМСУ от имени МО самостоятельно пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

1) ПО составляет правило управления муниципальным имуществом

2) Непосредственное управление осуществляет администрация

3) Контроль осуществляет либо ПО либо контрольный орган МО

Эти органы тесно взаимодействуют между собой.

Основания приобретения МИ:

1) Передано из гос. собственности

2) Создание нового имущества

3) Сделки гражданско-правового характера (дарение, переход имущества после смерти собственника)

ОМСУ вправе передавать МИ во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам гос. власти, ОМСУ других МО.

ОМСУ обязаны вести учет наличия и изменения МИ. С этой целью ведется реестр МИ. Для организации учета и управления МИ в структуре местной администрации обычно создается комитет по управлению имуществом (КУМИ Иркутск).

Основания ликвидации МИ:

1) Если МО не может использовать МИ по назначению.

2) Естественные причины (сгорело)

3) Приватизация

ОМСУ могут осуществлять с объектами МИ операции купли-продажи, обмена. Аренды, дарения. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач МО.

 

10 вопрос ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОС ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МСУ

Экономическое регулирование деятельности местного самоуправления осуществляется путем наделения его имуществом и финансовыми средствами, через использование механизмов налогового и бюджетного регулирования.

Поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации.

Государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Гарантии местного самоуправления - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.
Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: