Архитектура. Замки Луары




ИСТОРИЯ ИСКУССТВА СТРАН

СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию специальный термин "Северное Возрождение", который описывает особенности Ренессанса в этих странах Европы. Под ним подразумевают "не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции.

В культуре Германии, Швейцарии и Нидерландов время расцвета гуманизма началось на столетие позднее, чем в Италии. Однако уже с первых шагов стала намечаться и специфика Северного Возрождения - сочетание средневекового мистического мироощущения с ренессансным мышлением. Местные условия Европы и идейные традиции определили особый интерес гуманистов к этико-религиозной и церковно-политической проблематике.

В Северной Европе центром художественного творчества становится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гуманистическое начало составляет главнейшую особенность искусства Северного Возрождения.

В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. И, если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему.

В искусстве северных стран преобладает правдивое, непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, в противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного.

Становление нового искусства в Нидерландах связано с творчеством Яна ван Эйка (1390 -1441). Главное создание Яна ван Эйка - грандиозный Гентский алтарь - полиптих (т.е. сложенный много раз). Гентский алтарь (1422-1432) - программное произведение нидерландского Возрождения, в котором выражено представление о человеческой Вселенной.

Ян ван Эйк был и выдающимся портретистом. Картина "Портрет четы Арнольфини" (1434). Художник впервые создает двойной портрет, впервые изображает свои модели в рост, впервые раздвигает рамки самого портретного жанра. Ян ван Эйк усовершенствовал и впервые применил масляную живопись при создании алтарных картин.

Особой прелестью в нидерландском искусстве обладают произведения, проникнутые кротким, созерцательным настроением. В отличие от итальянских художников с их ощущением красоты, силы и всемогущества человеческой личности, нидерландцы приемлют и поэтизируют "среднего человека", не обязательно красивого, но всегда благочестивого и исполненного достоинства в своем смирении. В евангельских сюжетах преломлялась и одухотворялась мирская добропорядочная жизнь. Все это ясно ощущается при взгляде на картину Робера Кампена «Мадонна с младенцем у камина»; Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари»; Рогир ван дер Вейден «Распятие с донаторами»; Иохим Патинир «Крещение Христа».

Особое место в художественной культуре Нидерландов и Возрождения в целом принадлежит двум мастера - Босху и Брейгелю.

В творчестве Иеронимуса Босха (ван Акен) - (около 1450 -1516) мир предстает как царство дьявола и греха. Свои картины на темы ада, рая, Страшного суда, искушения святых художник населял легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части различных животных, растений, предметов, а иногда и человека. Изумительный колорит, живописное мастерство придают картинам Босха, несмотря на их содержание, немеркнущую красоту.

Питер Брейгель старший (Мужицкий) - (1525/30 - 1569) - последний художник нидерландского Возрождения. Такой широты в изображении жизни народа, такой бесстрашной трезвости в подходе к ней искусство еще не знало.

Источник силы и надежды художник видел в природе и трудовой жизни человека.

Картина "Слепые" - самая трагическая картина Брейгеля. Ее сюжет восходит к строкам Евангелия: "Может ли слепой водить слепого, не оба ли они упадут в яму?".

Возникновение культуры Возрождения запоздало в Германии, это была раздробленная, типичная средневековая страна. Поворот наметился в 30-е гг. ХV в.

Южно-немецкие мастера: Конрад Витц "Хождение по водам". Женева.

Скульптор Тильман Рименшнейдер - "Тайная вечеря" Одно из величайших произведений немецкой религиозной живописи - алтарные картины церкви в Изенгейме, созданные Грюневальдом. Грюневальд (МатисГотхард Нейтхарт)Распятие. Алтарь был создан для церкви монастыря ордена Св.Антония, расположенного в Изенгейме, около города Кольмара в Эльзасе. На створках по сторонам "Распятия" изображены Св.Антоний и Св.Себастьян. Центральную часть занимает "Праславление Богоматери", пронизанное ликующим, восторженным настроением; на боковых створках изображены "Благовещение" и "Воскресение Христа".

Первым, истинно ренессансным художником и единственной универсальной личностью, подобной итальянским титанам Возрождения, был в Германии Альбрехт Дюрер (1471 -1528).

Альбрехт Дюрер был великим гравером, живописцем и рисовальщиком, он занимался архитектурой, разработал теорию фортификации, интересовался математикой, механикой, астрономией, естествознанием, создавал астрономические и географические карты, писал стихи и трактаты.

К числу крупнейших художников Германии первой половины ХVI в. принадлежит Лукас Кранах Старший (1472 - 1553).

Последним великим мастером немецкого искусства ХVI в. был Ганс Гольбейн Младший - (1465 -1524). Он выделялся классичностью своих работ, почти не писал картины на религиозные темы, главной темой его творчества были - портреты.

Период же немецкого Возрождения был коротким - его составляет творчество художников одного поколения. Победа феодальной реакции, утверждение протестантизма, неблагоприятного для искусства, надолго остановили культурное развитие Германии.

Период Возрождения во Франции выглядит скромно, по сравнению с предшествующей эпохой готики, когда Франция оказывала влияние на страны Северной Европы, и с последующим ХVII в. - веком классицизма, вернувшим Франции главенствующую роль.

Искусство приобретало придворный характер, чего нельзя сказать о всей ренессансной культуре Франции - о творчестве Вийона, Рабле, Ронсара, Монтеня.

Живопись и скульптура отличаются изяществом и спокойствием, драматизм в них не проникает, хотя бурных, жестоких событий было достаточно: Столетняя война, война с Габсбургами, ожесточенные войны католиков с гугенотами, кровавая Варфоломеевская ночь.

Ренессансный характер французское искусство начинает приобретать во второй половине ХV в., в миниатюрной живописи.

Знаменитый "Роскошный часослов герцога Беррийского", исполненный братьями Лимбург (1411-1416).

Жан Фуке - (около 1420 - около 1480) - крупнейший мастер раннего периода французского Возрождения. Придворный живописец Карла VII и Людовика IХ, прославился своими портретами и миниатюрами.

"Часослов Этьена Шевалье",

"Иудейские древности",

"Жизнь знаменитых мужчин и женщин" (Боккаччо).

С начала ХVI в. гуманистические идеи получают во Франции все большее распространение, развитие гуманизма во Франции происходило под сильным влиянием культуры и искусства Италии. Этому способствовали и военные походы Франциска I в эту страну и то, что три последние года жизни прожил во Франции Леонардо да Винчи.

Архитектура. Замки Луары

Долина Луары - это "сердце" Франции. Замки , построенные здесь в конце ХV в. - начале ХVI в. принесли этой долине славу колыбели французского Возрождения. В Амбуазе (город на Луаре), находилась резиденция короля Карла VIII, где возводился, но закончен не был, огромный дворец с парками и садами.

В 1515 году на французском престоле Франциск I, который перестраивал другой замок - в Блуа. Впервые французский замок смотрел на город не толстыми стенами и крепостными башнями, а лоджиями, что подчеркивало новый ренессансный характер архитектуры.

В замке Шенонсо (1512 -1523) сочетались красота природы и человеческой фантазии. Он был сооружен на искусственном островке, на реке Шер.

В Шамборе (1519 -1559) - в самом грандиозном по замыслу замке, были воплощены некоторые идеи Леонардо да Винчи, который приехал во Францию в 1516 г. и прожил здесь до 1519 г. Великолепный Шамбор стал вершиной и образцом оригинального стиля, воплощенного в замках Луары.

В 30-х гг. ХVI в. король-меценат Франциск I решил расстаться с долиной Луары и перенести место пребывания двора в Париж - историческую столицу Франции и занялся перестройкой Лувра.

В середине фасад решен в виде триумфальной арки и оформлен рельефами скульптора Гужона, который, очевидно, принимал участие в разработке и осуществлении всего архитектурного замысла.

Жан Гужон - (около 1510 - 1568) - наиболее значительный скульптор французского Возрождения.

Северное Возрождение являлось однородным: в каждой стране оно имело определенные специфические черты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: