ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Аникьева Наталья Витальевна, учитель музыки и МХК, МБОУ г




 

Аникьева Наталья Витальевна, учитель музыки и МХК, МБОУ г. Иркутска СОШ № 19.

Автор, разработчик УМК «Музыка. 8 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеев.
Предмет Музыка
Класс  
Межпредметные связи Литература.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Тема урока Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. (2 урока)
Художественно-педагогическая идея урока: «Тайна сия велика есть…»  
Цели (планируемые результаты) 1. Раскрыть содержание сонаты № 14 Л. Бетховена. Через художественный анализ произведения показать «переинтонирование» чувств композитора в музыку. 2. Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия образа Любви, воплощенного в произведениях искусства. Предметные результаты: - установить взаимодействие между музыкальным образом и литературным; - определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа; - оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов; - совершенствовать вокально-хоровые навыки. Личностные результаты: - инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач; Метапредметные результаты: - творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем; - сопоставить форму сонаты с «формулой человеческой жизни» по В. Набокову (домашнее задание).
Художественный материал: Музыка 1. Фантазия на тему песни С. Баневича «Дорога» 2. Л. Бетховен. Соната №14. 3. С. Баневич «Дорога».   Литература 1. Взгляд на нотное письмо О. Мандельштама из книги «Верьте музыке» Я. Платека. 2. Цитата В. Набокова. Трехсложная формула человеческой жизни. Поэзия 3. М. Рыльский. «Бетховен» 4. М. Саленко. «Лунная соната» 5. В. Инбер. Неоконченное стихотворение. 6. П. Михни. «Бетховен».
Материалы и оборудование: Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран Цифровые образовательные ресурсы компьютерная презентация, музыкальные записи.
Список используемой литературы: Искусство. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012. Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5 - классы: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2013. Я. Платек. Верьте музыке. - М.:Советский композитор, 1989 г. Сборник стихов / Музыка и поэзия – М.: Музыка, 1980
Интернет-ресурсы: https://www.stihi.ru/ https://moudrost.ru/ https://www.kartinkijane.ru https://1576.com.ua/
Этапы урока Деятельность учителя (включая задания для учащихся)   Деятельность обучающихся Планируемые результаты (формирование УУД)
Организационный момент. Побуждающий диалог.     1. Вход в класс под музыку «Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича. Учитель исполняет начало песни: «Кто подсказал эту музыку твоей душе?... Кто повенчал в этом мире песню и певца?..» На экране (доске) «Тайна сия велика есть…» Что означают эти слова? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ в музыке великого композитора.   Размышления учеников в процессе диалога.   - Очевидно ответом на эти вопросы, будет музыка! Познавательные: Восприятие информации, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу. Личностные: умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. Регулятивные: осуществление самоконтроля, планирование деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний. 2. Работа с текстом. Вариант 1. Учитель читает стихотворение Пауля Михни «Бетховен».   Ты – Прометей, сгорающий в огне, Перед богами, как и он, греховен. Гореть в огне не пламенем жаровен, А факелом, с тобою наравне! Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней Уже манят свирели Пасторальной, И у себя в плену ты – сладкий плен! Нет больше счастья, чем отдаться людям И высекать огонь в груди у буден – И ничего не требовать взамен. - Образ, какого композитора представлен в этих строках? - С какими произведениями Бетховена вы знакомы? Вариант 2. Ученики построчно выразительно читают стихотворение, предварительно прочитав его про себя.     - Речь идет о Л. Бетховене.   Ученики вспоминают произведения, с которыми встречались на уроках музыки и во внеурочное время. Познавательные: умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений, умение находить взаимодействия между художественными образами музыки и литературы. Личностные: осмысленное чтение стихотворения. Совершенствование диалоговой формы общения. Регулятивные: умение соотносить и анализировать изученный материал и новый. Коммуникативные: умение организовать учебное взаимодействие в группе.  
Постановка учебной проблемы. Основной этап (планирование и осуществление практической деятельности)   - Значит, музыка какого композитора будет звучать на уроке? Кто будет нашим собеседником?     3. Прежде чем послушать музыку Бетховена, посмотрите нотную запись его произведения. Показ нотной записи I части сонаты №14 без названия. - Какое движение наблюдается в музыке?   - Каков характер музыки на ваш взгляд? - Сегодня на уроке Бетховен будет нашим собеседником, его музыка поможет нам ответить на волнующие нас вопросы.   Предполагаемые ответы. - Плавное, скользящее, без резких скачков и т.д. - Спокойный, сдержанный, легкая взволнованность пронизывает музыку, но всего о нем сказать нельзя по нотным знакам – нужно слушать! Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, обсуждение характера и настроения музыкального произведения. Личностные: умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. Регулятивные: умение соотносить и анализировать изученный материал и новый. Коммуникативные: умение координировать различные позиции в сотрудничестве, рассматривая все затруднения и используя помощь партнеров.
Изучение нового материала. Работа над осмыслением содержания музыки.     - Правильно. Но прежде чем слушать музыку, обратимся к творчеству русского поэта Осипа Мандельштама. У него свой взгляд на нотное письмо. Давайте послушаем! Учитель читает высказывание поэта по альбому. (Материал в книге Я. Платека «Верьте музыке» стр. 127) 4. На слайде нотная страница первой части сонаты №14. - Что же хранят в себе эти таинственные звуки? Далее, учитель играет начало мелодии (интонацию вздоха). - Что выражает интонация этой мелодии? Всего одна нота - соль диез!   Через вокализацию мелодии, демонстрацию нотной страницы первой части сонаты, учащиеся в процессе подводящего диалога приходят к выводу, что это музыка первой части сонаты № 14. Настрой на слушание. Звучит I часть сонаты №14. - Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Почему? О чем поведал нам композитор?     5. Сравнение содержания музыки со стихотворением Маргарита Саленко и выбор фрагмента, соответствующий первой части сонаты.   - Мы с вами знаем, что соната состоит из трех частей. - О чем пойдет речь дальше? О чем расскажет Бетховен во второй, третьей части?     Настрой на слушание второй части. Сравнение содержания музыки со стихотворением Маргарита Саленко и выбор фрагмента, соответствующий второй части сонаты. 6.Вы прослушали две части сонаты. Попытались угадать замысел композитора. О чем расскажет третья часть, это тема следующего урока. А сейчас вернемся к началу нашего урока, ответим на вопросы: «Кто подсказал эту музыку твоей душе?.. Кто повенчал в этом мире песню и певца?..» -Правильно. Эти строчки из песни, с которой мы уже знакомы. Учитель играет фрагмент песни. - О чем эта песня? Настрой на вокально-хоровую работу. Учитель исполняет начало песни, ученики продолжают. 7.Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трехсложная формула человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность» Как вы понимаете эти слова? - Давайте подумаем, применима ли эта формула к трем частям сонаты по содержанию музыки?     - Вздох, стон, как выражение безысходности переживания.   Учащиеся на одном звуке или слоге разучивают 1-ое предложение, осмысленно исполняя мелодию.   Грусть, печаль… Чувствуется волнение, но сдержанное. Боль, страдания от неразделенной любви. Скорбь, мужественная скорбь – образ I части. Групповая форма работы со стихотворением М. Саленко. На карточках фрагменты стихотворения по частям (по два абзаца на каждую часть сонаты). Каждая группа (3-4 гр.) получает по три карточки. В процессе слушания музыки и анализа, учащиеся выбирают нужный фрагмент. Зачитывают и объясняют, почему они так думают. Размышления учащихся. Ученики высказывают свои предположения, отмечая, какими будут средства музыкальной выразительности. Анализ произведения.     - Только любовь!   О трудной жизненной дороге композитора. Работа над песней. Совершенствование вокально-хоровых навыков.     Размышления учащихся. -Невозвратимость. То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д. - Несбыточность. Мечты, которым не суждено было сбыться. - Неизбежность. Рано или поздно жизнь закончится.   Познавательные: определение в прослушанном произведении его главных средств музыкальной выразительности. Анализирование приемов развития в музыкальном произведении. Личностные: выявление жизненного содержания сонаты и песни, духовно-нравственных установок содержания. Регулятивные: планирование действий для решения проблемы. Коммуникативные: обсуждение в группе, по мере необходимости (исправляют или дополняют).  
Определение домашнего задания. Домашнее задание: Еще раз прослушайте дома 1 и 2 части сонаты, попробуйте соотнести музыку каждой части с «тройной формулой человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность» (цитата В. Набокова). Запишите свои размышления в тетради, обоснуйте свое мнение. Подумайте, о чем нам расскажет Бетховен в третьей части своего удивительного произведения? Выход из класса под музыку Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича.     Личностные: умение рассказывать о влиянии музыки на человека; Рефлексия собственной деятельности. Регулятивные: умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, рефлексия; Коммуникативные: адекватное восприятие оценки учащихся и учителя. Создание творческих работ, написание эссе по заданной теме.
Продолжение темы предыдущего урока.     Актуализация знаний.     Изучение нового материала. Работа над осмыслением содержания музыки.     Обобщение.   Урок № 2 При входе звучит Фантазия С. Баневича. Опрос домашнего задания. Выход на тему предыдущего урока. -Мы продолжаем тему предыдущего урока. - О какой музыке мы говорили? - Что ожидает нас в третьей части сонаты? Настрой на слушание. Звучит III часть сонаты. После прослушивания – выход на образ. «Буря, стихия негодования, бурное кипение страстей и т.д.; борьба разума и сердца; мы часто живем сердцем, а не разумом. В музыке слышится крик отчаяния, негодования, возмущение. Разум Бетховена готов смириться с безнадежностью любви, а сердце кричит от боли. В музыке эта внутренняя борьба ярко ощутима;вновь и вновь одна тема следует за другой». Сравнение содержания музыки со стихотворением Маргарита Саленко и выбор фрагмента, соответствующий третьей части сонаты. 3. Слушание сонаты целиком. Соотношение 3 части сонаты с формулой Набокова. I-я часть – «невозвратимость», своеобразная оглядка на прошлое. II-я часть – «несбыточность», романтическая идея иллюзорности счастья, ускользающая мечта. III-я часть – «неизбежность», страсти, бушующие внутри человека. «Нет музыки более заигранной, знакомой, чем «Лунная соната». Но загадка классики в том, что она все-таки не превращается в бестселлер, в «кич». При всей самоочевидности красоты, в ней что-то ускользающее, странность какая-то, которая сразу не дается слуху, заставляет вдумываться и вслушиваться…» - Почему эта музыка так значима для нас? В чем её современность?       Размышляют, высказывают свои предположение.     Слушание музыки. Анализ произведение.     Аргументированные ответы учащихся.     Размышления учащихся. Познавательные: Умение находить взаимодействия между художественными образами музыки и литературы. Личностные: умение отстаивать свою точку зрения, обосновывая свой ответ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Освоение диалоговой формы общения. Регулятивные: умениесоотносить и анализировать изученный материал и новый. Коммуникативные: умение организовать учебное взаимодействие в группе.  
Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия)     Рефлексия. Сегодня для меня было открытием… Я понял, что… Я почувствовал, что…    
Домашнее задание: Написать эссе о сонате № 14 Л. Бетховена.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: