План – конспект
занятия студии «Фитодизайн».
Руководитель: Шуленко Лина Валерьевна.
Дата проведения 01.02.2022
Группа Фб-2-1
Тема: «Интерьерные флористические объекты. Дизайн и композиция. Каркасные транспарентные объекты».
Цель: изучить особенности и технологии создания флористических транспарентных объектов и возможности их использования в декоре.
Задачи.
Образовательные:
- повторить законы дизайна и композиции, приемы работы с каркасами и транспарентными основами, теорию основных флористических стилей и понятия «флористический объект»;
- изучать транспарентную технику в контексте разнообразных возможностей ее применения в декоре и флористическом интерьерном дизайне;
- изучить технологию создания каркасов и основные техники работы с флористическими объектами;
- повторить и закрепить технологические приемы работы в транспарентной технике;
- разработать авторскую концепцию композиционного оформления.
Развивающие:
- развивать творческие способности и воображение, художественный вкус;
- расширять и углублять знания в области флористики, дизайна и композиции;
- развивать профессиональные прикладные навыки и способности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе, прикладному искусству, историческим традициям мира и своей Родины;
- поощрять инициативность и креативность.
Форма работы: индивидуальная
Тип занятия: комбинированное
Предварительная работа: подготовка рабочего материала, изучение и создание профильной наглядности.
Оборудование и используемые материалы: компьютер\телефон с выходом в интернет, видео и фото мастер-класс Шуленко Л.В., клеевой пистолет, силиконовые стержни или клей «Титан», ножницы, секатор, шпажки\ровные длиной 20-25 см, джут/шпагат/нити цветные/шнурок, рафия.
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3.Повторение изученного.
4.Объяснение нового материала. Видео-урок с мастер-классом.
5. Практическая работа учащихся в процессе видео-урока.
6. Подведение итогов.
Ход занятия.
Организационная часть.
Учащиеся готовят рабочее место и необходимые материалы и инструменты. Включают ПК с доступом в интеренет.
2. Сообщение темы и цели занятия. Учащиеся знакомятся с конспектом занятия и наглядными материалами, повторяют теорию транспарентности, включают учебный мастер-класс
Повторение изученного.
Флористика, как и любое другое декоративно-прикладное искусство, строится на определенных композиционных принципах.
СЕМЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Прежде всего, необходимо мысленно уловить идею композиции, ее настроение. Конструкция – точка отсчета будущего букета и должна опираться как минимум на 3 основных параметра – ширину, высоту и глубину.
Пропорции. Гармония пропорций складывается из соотношения сосуда, предназначенного для композиции и непосредственно самого букета. В параметры пропорций входят также размеры цветов и их количество. Традиционно используется метод «золотого сечения», которому бессознательно следуют опытные флористы. Новички должны внимательно следить за соблюдением пропорций, чтобы не нарушить все созвучие букета.
Фокусная точка. Как у любой композиции, у букета цветов должен быть центр, некая точка, на которую в первую очередь падает взгляд смотрящего. Это может быть крупный или мелкий элемент, не обязательно цветок. Фокусной точкой с успехом могут выступать листья, флористические украшения или ваза. Главное, чтобы фокус не закрывал остальную часть композиции, а служил своего рода акцентом, вокруг которого раскручивается композиция букета.
Ритм делает композицию из цветов живой, наполненной идей и энергией. Это то ощущение движения, которое отличает шедевр флористики от обычного, наобум собранного букета. Способов задать ритм очень много: перетекание цвета от более светлых тонов к темным, размерное сочетание крупных и мелких цветов, игра фактуры и преломления света. С помощью правильно выстроенного ритма можно увеличить или сузить композицию, убрать провалы в пространстве.
Уравновешенность. Какой бы экстравагантной и ассиметричной не была композиция, она должна сохранять необходимую устойчивость или уравновешенность, не заваливаться. Выдержанность композиционной формы – отличительный знак опытного флориста. Добиться визуальной устойчивости, чаще всего, можно с помощью цвета и формы.
Цвет. Правильно подобранное цветовое сочетание может из простой композиции создать настоящее искусство или, наоборот, испортить самый роскошный букет. Новички во флористическом дизайне используют цветовой круг, разделяющий цвета на холодные и теплые оттенки, а опытные мастера салона флористики могут допустить некоторую вольность, порой смешивая, казалось бы, неподходящие тона, но создавая при этом нечто совершенно новое и удивительное.
Гармония. Восприятие каждого букета весьма субъективно: что нравится одному человеку, может оставлять равнодушным другого. Тем не менее, есть некие эстетические предпочтения, которых придерживается большинство. Из них и складывается так называемая гармония букета.
Постановка материала: симметричная и асимметричная.
Техника сборки композиций: радиальный способ, параллельный способ сборки и спиральная сборка.
Для работы флористами используется: сборка на натуральных стеблях, техника тейпирования, техника втыкания, смешанная техника, гирляндовая техника, техники приклеивания, плетения, нанизывания, привязывания, пришпиливания.
Транспарентность.
От англ. Transparent- явный, открытый.
В транспарентной технике:
- нет четких композиционных границ и центра;
- расположение материала равномерное или свободное;
- минимальное разнообразие в материале и цветовой гамме;
- обычно используется каркас;
- совмещение различных приемов и флористических техник в одной работе;
- использование разнообразных декоративных материалов, применение технологий других видов ДПТ.
Флористический объект.
Флористический объект — фигуры, предметы, скульптуры из растительного материала.
Обычно в понятие «объект» флористы вкладывают разный смысл. Одни считают, что это — большая конструкция, другие полагают, что это какое-либо необычное представление растений или создание из них новых предметов или даже скульптурных работ, то есть создание нового целого из отдельных элементов. В искусстве это понятие трактуется по-другому: объектом может быть, например, скульптура из камня либо из дерева.
Арт-объекты разделяют на функциональные и декоративные, тематические и фигуративные, выполненные из самых разнообразных материалов и предметов, с соблюдением различных техник - все они созданы для того, чтобы восхищать и привлекать внимание. Арт-объект может быть неким ярким акцентом, а может наоборот выступать в роли фона, с целью объединения всех отдельных значимых элементов композиции в пространстве, для создания неповторимой картины. Отправная точка при создании арт-объекта – философская идея или та концепция, способная стать незабываемой «изюминкой». Также арт-объект не должен казаться навязчивым или же лишним, но при этом, он должен суметь обратить на себя внимание.
Флористический объект должен быть умело, гармонично вписан в окружающее его пространство. И современные тенденции в области флористического (в том числе цветочного) дизайна больше опираются на естественный природный стиль. Объектом изделия становятся именно в контексте пространства и времени, когда несут и стилистическую, и смысловую нагрузку.
4.Объяснение нового материала. Видео-урок с мастер-классом.
Мастер-класс: Создание каркаса транспарентного объекта. Видео мастер-класс Шуленко Л.В.
https://www.youtube.com/watch?v=uFH7F4oQyFI
1. Склеиваем шпажки/ветки клеевым пистолетом или при помощи клея «Титан» квадратом. Следим, чтобы шпажки по возможности лежали ровно.Таких квадратов требуется 6 штук. После застывания клея дополнительно укрепляем стыки при помощи связывания шпагатом или нитями. Узлы также проклеиваем.
2. Соединяем готовые грани. Аккуратно склеиваем грани по очереди, пока не соберем основу-куб. Стыки куба скрепляем нитями или джутовым шпагатом. В представленной работе использована синтетическая рафию, которая выполняет не только крепежную, но и декоративную функцию. Рафия плотно стягивает грани между собой и не позволяет им расшатываться.
Острые углы шпажек отрезаем секатором.
3. Создаем транспарентную обмотку каркаса. Привязываем шпагат\нити и обматываем все стороны кубы, переплетая нити между собой. Для того, чтобы нити не провисали и не сползали со шпажек, подклеиваем их к граням куба. Частота переплетения произвольная. Для удобства отрезаем нить длиной 120-150см и заплетаем ее, затем подвязываем к ней новый отрезок. Можно оплетать куб двумя цветами нитей. После серого джутового шпагата были использованы несколько нитей рафии.
Готовый каркас может быть использован как самостоятельный объект для
тематического декора (вариант с бантом для оформления праздников, интерьерного украшения), или станет транспарентной основой для интерьерной флористической композиции.
Практическая работа учащихся в процессе видео-урока.
Учащиеся поэтапно создают каркас и его оформление из имеющихся у них материалов.
Подведение итогов.
Обратная связь и анализ проделанной работы осуществляется в рабочей группе студии «Фитодизайн» в сети вайбер. Готовые каркасы остаются у учащихся до следующего занятия.
Список используемой литературы и источники.
1. Асманн П. Современная флористика.- М.: Культура и традиции, 2019.— 225 с.
2. Лерш Г. Основы композиции во флористике. — М.: Дизайнер BOOKS, 2019— 332 с.
3. Лерш Г. Ремесло флориста. — М.: Дизайнер BOOKS, 2019.—332 с.
4. Чернявская. С. Курс лекций по основам флористики. - [Электронный ресурс].- URL: https://osnovy-floristiki.blogspot.com - (Дата обращения: 30.01.2022)
5. Флористика как средство работы с природным материалом.- [Электронный ресурс] - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/floristika-kak-sredstvo-raboty-s-prirodnym-materialom.html - (Дата обращения: 27.01.2022)
6. Планета флористики. Интернет журнал о флористике. - [Электронный ресурс] - URL:https://www.floristicplanet.by - (Дата обращения: 28.01.2022)
7. Шуленко Л.В. Каркасная транспарентная композиция «Куб» - [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=uFH7F4oQyFI - (Дата обращения: 30.01.2022)