Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении (Е.В. Клюева, М.Г. Шадрина)




 

Музыкальные произведения, отображая в своем содержании реальную действительность, открывают человеку возможность познавать окружающий мир и в процессе познания развиваться. О. Шпенглер, подчеркивая данный аспект, называет музыку высшей формой человеческого познания. Музыка является самым эмоциональным видом искусства и в то же время самым сложным среди всех видов искусств. Сложность восприятия музыкального произведения состоит в том, что его идея непосредственно не обозначена, а наоборот, скрыта с тем, чтобы ожить, проявиться в сознании воспринимающего. Чтобы помочь ребенку войти в музыкальный мир, необходимо развить у него музыкальные способности.

Проблема развития музыкальных способностей детей и их целенаправленного формирования стала предметом изучения отечественных и зарубежных ученых Н.А. Ветлугиной, Э. Виллемса, Э.А. Голубевой, О.П. Радыновой, Г. Ревеша, Э. Сеги, К. Сишора, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова и других. Анализ их работ показал, что музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие "музыкальность". По мнению большинства исследователей, музыкальность представляет комплекс способностей. Вместе с тем, ученые высказывают разные точки зрения по вопросу состава его структурных компонентов. Немецкий ученый Г. Ревеш вообще отрицает возможность структурирования музыкальности и рассматривает ее как единое, целостное явление. В противовес его точке зрения другими исследователями даны характеристики структуры музыкальности.

Одной из основополагающих в области музыкального развития ребенка стала работа Б.М. Теплова "Психология музыкальных способностей ". В ней ученый обосновывает содержание музыкальности, раскрывает взаимосвязь между музыкой и переживаниями, между музыкальной деятельностью и способностями.

Музыкальность Б.М. Теплов рассматривает как "... компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой и при этом необходимой для любого вида музыкальной деятельности".

Выделяя две функции музыки - изобразительную и выразительную, он в качестве главной рассматривает именно выразительную функцию. Так как музыка всегда выражает определенные чувства, эмоции, настроения, основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки как выражения некоторого содержания. Со способностью эмоционально отзываться на музыку, по его мнению, тесно связаны музыкальный слух, а также чувство ритма. Ученый дает подробную характеристику этих способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмического чувства. Но при этом Б.М. Теплов подчеркивает, что структура музыкальности не исчерпывается тремя способностями, они лишь составляют ее основу.

НА. Ветлугина называет две основные музыкальные способности: ладо-высотный слух и чувство ритма. В своем подходе она исходит из связи эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) обусловлено, по мнению ученого, необходимостью развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

КБ. Тарасова предлагает свою структуру музыкальности, отличную от выше рассмотренных большим числом компонентов и включающую две подструктуры: 1 - эмоциональную отзывчивость на музыку; 2 - познавательные музыкальные способности: а) сенсорные: - мелодический слух; - тембровый слух; - динамический слух; - чувство ритма; б) общие интеллектуальные музыкальные способности: - музыкальное мышление и воображение; музыкальная память.

Согласно данному подходу, музыкальность представляет многоуровневую систему музыкальных общих и частных способностей. К общим способностям ученый относит те способности, которые необходимы для формирования художественного образа в любом виде музыкальной деятельности, к частным - помогающие решению этой задачи лишь в отдельных ее видах. Данная структура музыкальности взята за основу методики диагностики музыкальных способностей детей, которая представлена в книге "Экспресс-анализ и оценка детской деятельности" под редакцией О.А. Сафоновой. Эта методика используется в дошкольных учреждениях и позволяет отслеживать развитие музыкальных способностей детей.

Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве. Широкие возможности в формировании и развитии музыкальности ребенка имеет пение.

Роль пения в жизни человека высоко оценивалась и оценивается многими общественными деятелями и педагогами. По мнению основателя и руководителя Московского камерного хора, профессора В.Н. Минина, "... самый первый импульс к пробуждению "художнического" начала - это живое, бурлящее впечатление от каких-то спетых строк, какой-то мелодии" (2, с.4). Поэтому в преподавании музыки он призывает не столько обучать детей слушанию и угадыванию музыкальных произведений, сколько включать детей в активное музицирование. Примером активного приобщения детей к музыкальной культуре, по его утверждению, является дореволюционная Россия, когда "... рождался ребенок и вся его жизнь была пронизана музицированием. Почему? Потому, что в деревне он участвовал в обряде, в городе и деревне пел в церковном хоре, да и в любой ячейке общества был хор, начиная от деревни, фабрики и кончая армией".

Пение является наиболее доступным видом музыкальной деятельности как для детей, так и для взрослых людей. Подтверждая эту мысль венгерский композитор и педагог 3. Кодай, называет человеческий голос самым прекрасным и доступным каждому музыкальным инструментом.

Ретроспективный анализ литературы по вокальной педагогике позволяет утверждать, что первоначально на Руси обучение пению не было массовым явлением. В Древней Руси (11-13 в. в) детей обучали пению в монастырских и церковных школах. В летописях упоминается о том, что первые певческие школы на Руси были созданы греческими священнослужителями. Исследователи истории вокальной педагогики указывают на высокий уровень музыкального обучения в этих школах. Однако обучали в этих школах весьма ограниченное число наиболее одаренных детей. В конце 19 в. начинают предприниматься действия по внедрению пения в массовое обучение детей, а в методической литературе появляются высказывания о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Введение пения в школы считается необходимым для всестороннего развития учащихся и принимается за основу формирования у них музыкальной культуры.

Большой вклад в развитие отечественной теории и практики детского пения внесли участники комплексного исследования детского голоса, организованного ИХВ АПН РСФСР, Н.Д. Орлова, Т.Н. Овчинникова и другие ученые. Результатом многолетней работы сотрудников ИХВ стало создание так называемой "щадящей" методики вокального воспитания детей, в которой раскрыты нормы певческих нагрузок, режим работы голосового аппарата, качественные характеристики звучания голоса ребенка в возрастном аспекте.

Специфика обучения дошкольников пению исследовалась в разных аспектах Н.А. Метловым, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Войновой, Т.В. Волчанской, МАМедведевой, Е.В. Харчевниковой, А.И. Ходьковой и другими. Учеными определены вокальные возможности детей дошкольного возраста, педагогические условия активизации обучения пению, индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности; рассмотрены вопросы развития чистоты интонации, музыкального слуха и приобщения детей к народной песне и другие.

В соответствии с требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" одной из задач музыкального воспитания является обучение детей выразительному, искреннему исполнению интересных им и несложных песен. Педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Достичь успеха в этом виде педагогической деятельности можно разными способами и при создании определенных условий.

Воспитательно-образовательная работа должна включать организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов. Эффективность развития этих видов певческой деятельности достигается подбором песенного репертуара. Выбор репертуара обусловлен возрастными особенностями певческих диапазонов дошкольников. По мнению Н.А. Ветлугиной, певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука. В пределах этого интервала голос звучит хорошо.

В исследовании Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и других установлено, что с возрастом диапазон пения детей расширяется. К 5-6 (7) годам он становится семь-восемь нот (ре первой октавы - до второй октавы). Самый большой диапазон в пределах десяти нот. Следует учитывать также и то, что с возрастом сила голоса возрастает, обогащается его тембр. По отсутствию вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка можно судить о правильном использовании динамики и высоты звука.

Как же может быть организована работа с детьми над песней? Пению всегда должна предшествовать распевка, независимо от того разучивается ли новая песня или повторяется старая песня. Опыт показал, что начинать проводить распевание необходимо с детьми средней группы, но особенно большое значение следует уделять распеванию в старших группах детского сада. Для распевания можно использовать небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальные фразы или простейшие песни с плавным голосоведением. В работе над развитием звуковысотного слуха, дикции распевание начинается со звука "ре ". Если требуется расширить диапазон голосов детей, то распевание следует начинать со звука "соль ", чтобы "достать" звук "ре ". Диапазон распевок и других вокальных упражнений сначала необходимо ограничивать. Он должен быть равен малой или большой терции. В старшей группе распевание проводится в пределах терции, а к концу года диапазон можно довести до кварты. В работе с детьми подготовительной группы большое внимание нужно уделять упражнениям на воспроизведение высоты звука. Так, музыкальный руководитель может последовательно проиграть три звука одной высоты, и детям предлагается узнать, сколько звуков звучало и какой высоты. Затем проигрываются звуки разной высоты и задаются те же вопросы. Необходимо упражнять дошкольников в различении звуков по длительности.

В распевании нельзя ограничиваться только одним темпом. Во время распевания в быстром темпе можно добиться от детей хорошей дикции, выработки ритмического ансамбля. Распевание в медленном темпе, на наш взгляд, закладывает основу для развития вокально-певческих навыков, позволяет научить детей протяжному исполнению. Изменение темпа ведет за собой изменение характера звуковедения. Для исполнения в медленном темпе рекомендуется использовать легато, а в быстром - стаккато. Таким образом, повторение упражнений в различных вариантах - с изменением темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения вносит элемент новизны, не дает детям быстро утомляться и привыкнуть к методическим приемам, используемым педагогом на занятиях.

Творческий подход музыкального руководителя заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения и в целом песенный репертуар с учетом возрастных изменений в детских голосах. Прочно вошла в работу по музыкальному воспитанию русская народная песня. Поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма, яркость образов, юмор сделали народное песенное творчество незаменимым источником музыкального развития дошкольников. Эти особенности русской народной песни способны вызвать желание петь даже у самых застенчивых детей. Для упражнений важно использовать народные попевки, песни с плавным голосоведением, например, "Как под горкой, под горой", "Аист", "Василек".

Для распевания на одном звуке можно предложить детям первую фразу из попевки "Андрей-воробей". Повторение мелодии на одном и том же звуке представляет для детей сложность в интонационном отношении. От них требуется умение держать высоко повторяющийся звук. Это упражнение часто дается тяжело и нередко7 дошкольники поют фальшиво. Для исправления пения используется фланелеграф. Он дает возможность продемонстрировать детям, как можно "перекладывать" звуки с "попки на попку", придавая им предметное значение. В том случае, когда дети поют низко, им можно сказать: "Пойте так, чтобы звук "не падал" и "не сползал" с полочки". Показ движением руки, как петь выше или ниже помогает дошкольникам точнее интонировать звуки. С детьми старшего дошкольного возраста чаще рекомендуется использовать дирижерский жест в работе над динамикой, звуковедением, а также в развитии звуковысотного слуха. Дирижирование очень помогает в выработке общего движения в музыкальных фразах.

При разучивании песен важно предложить детям упражнения, непосредственно связанные с их отдельными элементами. Характер связи песен с упражнениями различен. Так, упражнение "Андрей-воробей" можно исполнить перед разучиванием песни А. Филиппенко "На мосточке". Эта попевка помогает добиваться точного интонирования высокого звука без "подъезда". В этом случае можно проследить взаимосвязь звуковысотного характера.

Можно также применять специальные упражнения, не связанные с разучиваемым репертуаром из сборника Н.Д. Добровольской "Распевание в детском хоре начальной школы", Е. Тиличеевой "Маленькие песенки". В выработке хорошей артикуляции, четкой дикции важно слоговое пение. Эмоционально воздействуют на дошкольников, поднимают им настроение упражнения на слоги, например "ха-ха-ха", " га-га-га", которые встречались в песнях Е. Тиличеевой "Чепуха", "Гуси". Аналогично этому можно пропеть с детьми произвольные слова "динь-динь", "ква-ква" и другие.

Одним из важных способов музыкального воспитания дошкольников являются дидактические игры. Они способствуют формированию у детей умений слушать музыку, планомерно развивать высотный, ритмический, динамический и тембровый слух. Развитие музыкального слуха, в свою очередь, позволяет детям успешно проявлять себя в певческой деятельности. При проведении игр необходимо поощрять тех детей, которые следуя образцу взрослого или других детей, проявляют инициативу, выдумку, элементы творчества. Например, в игре "Садовник" детям раздаются карточки с изображением цветов. Выбирается ребенок-"садовник", которому предлагается придумать мелодию на определенные слова. Ребенок, у которого карточка с изображением этого цветка, должен пропеть ответ. От водящего ребенка требуется узнать, кто пел по голосу. Детям не всегда удается пропеть свою мелодию. Поэтому музыкальный руководитель может предложить свои варианты. Как правило, после этого дошкольники проявляют свою инициативу.

Каждая песня, являясь неповторимым музыкально-поэтическим образом, требует от музыкального руководителя подбора целесообразных приемов ее усвоения и затем научить дошкольников петь выразительно. Дети могут по - настоящему передать лишь понятные им литературные и музыкальные образы. Поэтому перед исполнением музыкальным руководителем проводится анализ мелодического и поэтического текстов, устанавливается кульминация, определяется движение во фразах. При соединении мелодического и поэтического текстов важно помочь детям образно представить определенную жизненную ситуацию, соответствующую содержанию песни. Для обогащения музыкально-слуховых представлений и знакомства детей со средствами выразительности необходимо стремиться показать детям связь музыки, создаваемой композиторами с теми звуками, которые окружают их в повседневной жизни. Например, детям можно предложить поиграть в "музыку дождя". В один из ненастных дней предложить им вслушаться взвуки дождя за окном. Необходимо обратить внимание детей на разницу звучания капель по стеклам, крышам, лужам. Потом предложить им разными способами изобразить звуки капель. Капли, которые падали в лужу, можно изобразить, если двумя пальцами правой руки бить по ладони левой руки. Капли, падающие на листья растений, можно изобразить, одновременно хлопая по коленям ладонями. Звучание капель по крышам можно изобразить ударами кулачков по столу. Таким образом, можно предложить передать детям другие природные явления. Такая игра учит вслушиваться в звуки, воспроизводить различные звукосочетания, развивает музыкальную память, воображение, что необходимо детям в песенном творчестве.

Успех в формировании певческой деятельности, а тем более песенного творчества, во многом зависит от хорошо продуманной индивидуальной работы с дошкольниками. Индивидуальный подход должен осуществляться с учетом особенностей каждого ребенка, которые выявляются при систематическом наблюдении и отслеживании развития музыкальности. В исследованиях Э.А. Голубевой, В.В. Печенкова, Е.П. Гусевой и других доказано существование связи между типологическими особенностями нервной системы и выраженностью музыкальных способностей.

В работе с каждым ребенком важное место необходимо уделять формированию оценочной деятельности, как к собственному пению, так и к пению других детей. Так как воспроизведение мелодии строится, прежде всего, на слуховом контроле. Вместе с тем, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию успеха в певческой деятельности.

Проведение разнообразных праздников, особенно с участием родителей, способствует этому. Опыт показывает, что детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Дети могут импровизировать мелодии, сочинять попевки определенного настроения и т.д.

Успешное выполнение детьми творческих заданий, на наш взгляд, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития их музыкальности. Вместе с тем, результаты диагностики показывают, что различные ее компоненты развиваются неравномерно. Так, у детей подготовительной группы к концу учебного года в большей степени оказались сформированными такие компоненты музыкальности как эмоциональная отзывчивость, динамический слух, чувство ритма, репродуктивное музыкальное мышление, и в меньшей степени - звуковысотный и тембровый слух, творческое мышление, музыкальная память. Таким образом, диагностика музыкальных способностей, проводимая систематически, позволяет направленно осуществлять индивидуальный подход к развитию дошкольников, стремиться к равномерному формированию всех компонентов музыкальности в различных видах певческой деятельности. Кроме того, обучение детей пению должно строиться при создании следующих условий: взаимосвязи пения с другими видами музыкальной деятельности, широком использовании русской народной песни, тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей, систематическом проведении художественных событий, влияющих на мотивацию детей.


Заключение

 

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека.Н.Г. Чернышевский относил пение к "высшему, совершеннейшему искусству" и подчеркивал: "Пение первоначально и существенно подобно разговору". Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил еще К.Д. Ушинский: "В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство".

Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.

При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.

Обучать детей пению может не только специалист - музыкальный руководитель, но и каждый воспитатель при наличии у него музыкальной подготовки, полученной в педагогическом ВУЗе.


Литература

 

1. Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение 1984.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1973.

4. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89.

5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985.

6. Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.

7. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), - Дошкольное воспитание, 1980, № 5.

8. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982.

9. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М.: Просвещение, 1985.

10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

11. Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980.

12. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91.

13. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. М.: Просвещение, 1993.

14. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30.

15. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.

16. Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1978.

17. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992, стр.39.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: