Си́нтаксис (от греч. σύνταξις — построение, порядок) — 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста. Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка (морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи, способы образования из конечного числа исходных языковых элементов (слов, словоформ, словосочетаний, предложений) бесконечного множества речевых произведений (интонационно оформленных высказываний, способных входить в состав текста). Синтаксис исследует и формулирует правила речеобразования.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение.
Словосочетание-это синтаксическая конструкция,образуемая соединением знаменательного слова с формой другого знаменательного слова на основе различных видов подчинительной связи.
Синтаксис изучает не конкретные сочетания,число которых неограниченно,а те типовые модели,порым они строятся в конкретном языке. Формальными синтаксическими категориями являются виды отношений между компонентами словосочетания. В индоевропейских языках, в частности в русском, это отношения согласования, управления и примыкания, хорошо известные по школьному курсу грамматики.
Содержательными категориями словосочетания являются те типовые семантические отношения, которые складываются между его компонентами:
a) объектные отношения (думать о деле, выиграть в лотерею,
|
смотреть телепередачу, смутить девушку, покупка квартиры;
англ. order dinner 'заказать обед', exprose to danger 'подвергнуть опасности", fold in paper обернуть бумагой'; нем. tretten ins Zimmer-войти в комнату'; фр. la col 'расстегнуть воротник', appeler en justice 'привлечь к суду');
б) определительные отношения (раннее утро, яблочный пирог,пирог с яблоками, поездка верхом, ехать верхом, парк у озера, окно напротив; англ. orange juice 'апельсиновый сок", first floor 'второй этаж', head of the dellegation 'глава делегации'; нем. eine schwere Aufgabe 'трудная задача', die 'высота дома',antworten langsam 'отвечать медленно'; фр. distance courte 'корот-
кое расстояние', clair de lune 'лунный свет').
Словосочетание является строительным материалом для предложения, а потому относится к строевым единицам языковой структуры.
Предложение
Предложение - это элементарная коммуникативная единица,
которая строится по законам грамматики данного языка
Совпадение функциональной предназначенности предложения с базовой функцией языка делает эту единицу синтаксиса особо сложной. Предложение одной своей стороной обращено к языку, а другой - к речи. Поэтому его необходимо рассматривать одновременно с двух точек зрения - структурной (языковой) и коммуникативной (речевой). В первом случае мы изучаем предложение как единицу языка, как структурную схе. у (модель),во втором случае - как единицу речи, реальное высказывание,построенное по определённой модели, но заполненное конкретными словами. Нередко синтаксических работах, особенно коммуникативной направленности, можно встретить и двойной термин «предложение-высказывание» (С. Г. Ильенко).
|
Пример практики
Сравним три высказывания: Ребёнок выпил молоко. Девушка расчёсывает волосы. Я люблю тебя. Разумеется, информация, в них содержапцаяся, совершенно различна, так как синтаксические позиции трёх членов предложения заполнены разными словами с разной морфологической характеристикой.Но очевидно при этом, что их синтаксический разбор будет одинаковым, так как они построены по одной и той же модели-образцу
«подлежащее (существительное или местоимение в им. п.) + переходный глагол-сказуемое (в любом лице, числе, времени и наклонении) + прямое дополнение (существительное или местоимение в вин.п.)». Более того, при желании каждый владеющий русским языком может по этой схеме построить (а в реальной речевой деятельности и строит) практически бесконечное множество других высказываний.
1 Необходимо сделать оговорку, что это лишь одно из возможных определений предложения, причём предельно упрощённое. Например, в учебнике болгарских авторов Вл. Георгиева и Ив. Дуриданова «Езикознание» даётся следующее определение: «Предложение есть кратчайшая коммуникативная языковая единица, структурно и интонационно оформленная, которая выражает отношение говорящего к действительности (в широком смысле) через категории модальности, времени и лица и отличается интонацией сообщения»
(Перевод с болгарского осуществлён авторами). Предметом синтаксиса предложения являются не конкретные высказывания, а структурные модели. Этому в разделе синтаксиса учит и школьная грамматика: на понимание устройства предложений-моделей разного типа направлен синтаксический
|
разбор, хотя разбираются при этом конкретные высказывания.
Главными содержательными категориями предложения являются предикативность (установление связи между предметом и его признаком) и модальность (соотнесение сообщаемой информации с действительностью). Предикативность реализуется в связи подлежащего и сказуемого, модальность - в формах времени и наклонения глагола-сказуемого. При этом замена одной глагольной формы другой существенно меняет смысл предложения именно с точки зрения отношения данного события (или, как
нередко пишут современные синтаксисты, «положения дел") к настоящему, прошлому или будущему, а также к реальности. Ср.: Студент сдаёт экзамен. - Студент сдал экзамен. -Студент будет сдавать экзамен. - Студент сдал бы экзамен,(но заболел). - Сдать бы этот экзамен!
Именно это делает глагол «душой речеобразования» (В. Гумбольдт) и, соответственно, «душой предложения». Поэтому в большинстве языков мира нет безглагольных предложений.В русском языке безглагольные номинативные предложения типа Дождь. Раннее утро и т.п. встречаются часто, и в них предикативный признак 'существования в настоящем' выражается интонацией законченности.
По структуре предложение, как известно, может быть простым
или сложным. К структурным категориям простого предложения
относятся: а) двусоставность/односоставность; б) нераспростра-
нённость/распространённость; в) полнота/неполнота.
Пример практики
Категория двусоставности/односоставности связана с наличием обоих или одного главного члена предложения. Например,
Светает (безличное предложение - нет и не может быть подле-
жащего);
Туман (назывное, или номинативное, - нет сказуемого, но оно
появляется в прошедшем времени Был туман, а предложение стано-
вится двусоставным);