Обучение диалогической речи.




Введение.

 

Данное пособие предназначено для практических занятий по методике преподавания испанского языка студентов педагогических вузов и слушателей курсов повышения квалификации. Содержание пособия охватывает основные разделы методики: общие теоретические основы методики преподавания иностранных языков, обучение аспектам языка и видам речевой деятельности, планирование, контроль. Пособие содержит задания, систематизирующие теоретический материал (раздел А), однако, большинство заданий направлено на формирование практических умений учителя иностранного языка (раздел Б). Содержание практических заданий соответствует новым требованиям, предъявляемым к уровню профессиональной подготовки учителей иностранного языка в условиях изменения содержания Программ по иностранным языкам, внедрения альтернативных программ и новых учебных пособий, обновления учебно-методических комплексов за счёт привлечения учебных материалов из различных источников в том числе и аутентичных. Мы стремились приблизить задания к реальным условиям обучения испанскому языку в школе, поэтому приводимые планы уроков взяты из материалов педагогической практики студентов испанского отделения РГПУ им. А.И.Герцена. Особое внимание уделяется развитию умений самостоятельного подбора и анализа учебных материалов, а также выбора форм работы с ними. Некоторые задания могут выполняться не только индивидуально, но и в малых группах, часть заданий требует предварительной (домашней) подготовки.

В пособии используются тексты из следующих учебников по испанскому языку:

1. Ven 1. Curso de Español para Extranjeros. F. Castro, F. Marín, R. Morales y S. Rosa. Madrid, 5 edición: 1994.

2. Antena 1. Curso de Español para Extranjeros. Equipo AVANCE. España. 6 edición: 1992.

3. Puntos de partida: An invitation to Spain. Marty Knorre... USA 4th ed., 1983.

 

Список сокращений:

 

Л Е – лексическая единица.

РО – речевой образец.

ВРД – вид речевой деятельности.

ДР – диалогическая речь.

МР – монологическая речь.

Автор благодарит Т. В. Карамышеву, М. К. Колкову, О. И. Трубицыну за оказанную поддержку.

 

Методика как наука. Психологические, лингвистические, дидактические основы методики.

1. Классифицируйте данные ниже понятия в зависимости от их принадлежности к психологическим, лингвистическим либо дидактическим основам методики и заполните таблицу “Основы методики преподавания иностранных языков”: физиологические основы речи, принципы обучения, дихотомия языка и речи, речевая деятельность, моделирование, экспрессивные и рецептивные виды речевой деятельности, единицы языка и речи, метод, приём обучения, знания, норма и узус, стиль, навыки, умения, упражнения, возрастные и индивидуальные особенности памяти, тип мышления, восприятие, внутренняя речь, воспитание средствами иностранного языка, интерференция, языковой материал, комплексность, билингвизм, взаимоотношения учителя и ученика, система обучения, наглядность, сознательность, общение.

“Основы методики преподавания иностранных языков”

 

Психологические Лингвистические Дидактические
     

 

2. Проанализируйте два определения термина “метод”*. В каком из них метод рассматривается в качестве методической категории?

А. Совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся.

Б. Направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения... и определяющие пути и способы их достижения.

В соответствии с данными определениями заполните таблицу, используя следующие названия методов преподавания: оценка, прямой, организация тренировки, организация практики, грамматико-переводной, коррекция, коммуникативный, интенсивный, объяснение, когнитивный, сознательно-сопоставительный, показ.

 

А Б
   
   
   
   
   

 

* Термины методики преподавания родного языка как иностранного. Б. А. Глухов, Ф. Н. Щукин, “Русский язык”, М., 1993.

 

 

§2. Цели, задачи, содержание обучения иностранным языкам в разных условиях.

Средства обучения.

 

Проанализируйте учебное пособие, учитывая следующие параметры:

 

1. Автор. Методическое направление.

2. Год издания. Количество переизданий.

3. Место пособия в системе обучения (возраст обучаемых, этап обучения).

4. Комплектность (наличие рабочей тетради, книги для чтения и т. п.).

5. Структура пособия. Структура параграфа, урока.

6. Характер упражнений. Преобладающий тип заданий.

7. Количество и характер иллюстраций.

8. Наличие заданий для контроля или самоконтроля.

9. Объем справочного материала (правила, грамматический справочник, ключи к упражнениям, словарь) и форма его подачи.

10. Присутствие методических указаний по работе с пособием.

Сделайте вывод о цели данного пособия и возможностях его применения в школе. Укажите его достоинства и недостатки. Пособия:

 

1. Иткис М. З. Учебник по испанскому языку для 1У класса. М.,1991.

2. Иткис М. З., Дубова Д. А., Морено С. В. Учебник по испанскому языку для У1 класса специализированной школы. М., 1983.

3. Белоусова В. Л., Крымова И. В., Д. Баскес Росас. Учебник по испанскому языку для У класса общеобразовательной школы. М., 1981.

4. Antena 1. Curso del Español para extranjeros. Equipo Avance. España, 1992.

5. Russian in 10 minutes a day. Kristine Kershul, M. A., University of California, 1991.

6. Испанский через рисунки. Для начинающих. С.-Пб., 1993.

7. Оскар Перлин. Учебник испанского.языка. Варшава.

8. Шефер И. А. Испанский язык. Интенсивный курс обучения устной речи. М., 1999.

9. Орлова Е. Г., К. Гарсия. Учебник испанского языка для 1У класса школ с углубленным изучением испанского языка. М., 1988.

Обучение фонетике.

Раздел А.

 

1. Укажите принципы обучения фонетике.

2. Дайте толкование термина “принцип аппроксимации”.

3. Составьте сопоставительную характеристику фонетических систем испанского и русского языков.

4. Приведите методическую типологию звуков испанского языка (с примерами).

5. Перечислите виды фонетических навыков.

6. Назовите пути формирования фонетических навыков.

7. Подробно опишите этапы формирования фонетических навыков.

8. Назовите способы преодоления интерференции.

9. Изложите требования к фонетической зарядке.

10. Перечислите этапы работы над стихотворением.

Раздел Б.

 

1. Расставьте звуки [х], [s], [q], [l], [ĉ] в порядке увеличения трудности овладения ими.

2. Проанализируйте фрагменты планов уроков, посвященных обучению фонетике учащихся 1 класса. Какие ошибки были допущены на этапе введения звука? (Обратите особое внимание на речь учителя).

 

Фрагмент А.

1) Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Вероятно, он вам уже знаком, так как встречается во фразе Me llamo..., а также в некоторых других словах, таких как llave, calle, ella, ellos и др.

Для того, чтобы произнести этот звук, поставьте язычок к нижним зубам, но так, чтобы спинка его была выгнута бугорком и касалась верхнего неба. Вот так: [ l].

2) Теперь повторим хором за мной...

Хором без меня...

По очереди...

3) А сейчас научимся произносить этот звук в словах.

Повторяем за мной (слова написаны на доске) llave, calle, ella, ellos, me llamo.

Хором без меня (учитель показывает слова на доске).

По очереди (слова показываются по очереди, затем вразбивку).

4) Ответьте на мой вопрос: ¿Cómo te llamas?

5) Спросите соседа, как его зовут, и пусть он вам ответит (вызываются несколько пар).

 

Фрагмент Б.

 

1) [ð] Так жужжит веселая пчела. Язык между зубов, дуть щекотно.

2) Поговорим: udu, odo, ada, ede, ide, idu, edo, ode, udi.

3) Когда произносим этот звук?

A) Между двумя гласными: dedo, dado, comida, vestido.

Б) Между гласной и согласной: padre, orden.

B. В конце слова: amistad.

Г) Не после паузы: mi día, mi dedo. (NB после паузы [ d ].)

Д) После всех согласных, кроме n, l: es decir, doy dos duros. Una dama dice a Dolores que este dinero es duro.

4) Разучим скороговорки. Y tú, Daniel, ¿dónde estudias?

Estudio idiomas en Madrid.

Estamos a veintidos de diciembre. Adela da dos duros a Dolores.

 

3. Предложите варианты введения одного и того же звука:

A) в 1 классе;

Б) в 5 классе (факультатив);

B) в 10 классе (факультатив).

Звуки: [s], [β], [ð], [q], [l], [ĉ], [ῆ], [γ], [x], [г], [г:].

В каких случаях учет принципа аппроксимации проявляется особенно ярко?

4. Восстановите порядок отработки слов во время фонетической зарядки:

Bien, Oviedo, siete, ciencias, diez.

Что бы вы изменили, если бы проводили ее в 1 классе?

5. Для каких звуков испанского языка нужны упражнения:

А) на дифференциацию;

Б) на контрастирование?

6. С какими целями и на каком этапе обучения можно использовать данную скороговорку?

Pedro Pablo Pérez Pereira

pobre pintor portugués

pinta paisajes por poca plata

para pagar pasajes

para pasar por París.

7. Подберите по одной скороговорке на выбранный вами звук:

А) для тренировки звука в 1 классе при его введении;

Б) для коррекции навыков произнесения звука на среднем этапе обучения.

Какую из них лучше использовать при введении того же звука в 5-7 классах общеобразовательной школы или в рамках факультатива?

8. Проанализируйте систему заданий для тренировки произнесения звуков во фрагментах уроков А и Б. Исправьте допущенные недочеты.

9. Разработайте фрагмент урока по введению звука и формированию произносительных навыков в 1 классе с учетом программы школы с углубленным изучением иностранного языка.

10. Определите методические задачи, которые могут быть решены при работе со следующими рифмовками и диалогом:

Es un lobo. Tipe-tape, tipe-tape Niña:¿Cuántos años tienes, abuela?

Es un pato. Tipe-tape-tipetón. Abuela: Setenta y tres, Nora.

Es un mono. Tipe-tape, zapa-zapa Niña:¿Y cuántos años tiene el abuelo?

Es un gato. Zapatero-remendón. Abuela: Setenta y cinco, mi amor.

Y ahora dime, ¿cuántos, años tienes tú?

Niña: Tengo tres.

11. Усложните текст диалога из упражнения № 10 с фонетической точки зрения. Предложите фрагмент урока, направленного на формирование фонетических навыков при работе с ним.

12. Продемонстрируйте методику работы на примере одной из следующих рифмовок:

En diciembre, sale el sol En noviembre, Marzo ventoso con tardura y poco dura. haz la matanza

Abril lluvioso y llena la panza.

Hacen a mayo Julio caliente, Septiembre, se lleva los puentes

Florido y hermoso, quema al más valiente, o seca las fuentes.

13. Выделите фонетические трудности в следующем тексте:

Estamos en verano. Hoy brilla el sol y hace mucho calor. Dima, Victor, Elena y el perro Sharik han paseado por el bosque. Después han tomado el sol, han nadado y han paseado en lancha.¡Qué bien! ¡Qué interesante!

Спланируйте фрагмент урока по отработке техники чтения данного текста.

14. Предложите по 3 варианта заданий к упражнениям, направленным на:

а) развитие фонематического слуха;

б) развитие интонационного слуха;

в) преодоление интерференции русского языка;

г) коррекцию фонетических навыков на старшем этапе.

 

Обучение лексике.

Раздел А.

1. Определите содержание обучения лексике.

2. Дайте толкование термина “лексическая единица”.

3. Перечислите принципы отбора лексики.

4. Укажите виды лексических минимумов.

5. Приведите методическую типологию лексики испанского языка с примерами.

6. Дайте толкование термина “презентация лексики”.

7. Дайте толкование термина “семантизация”.

8. Перечислите способы семантизации.

9. Назовите виды лексических навыков.

10. Подробно опишите этапы формирования лексических навыков.

 

Раздел Б.

 

1. Как отражаются в методике преподавания иностранных языков (при отборе учебного материала и в процессе формирования навыков) следующие лингвистические явления?

 

Лингвистика Содержание обучения Технология обучения
Синонимия    
Многозначность    
Семантические поля    
Сочетаемость ЛЕ    
Идиоматичность    
Словообразование    
Распространенность ЛЕ    

 

2. Подсчитайте количество ЛЕ в данном списке, обоснуйте свой ответ: pluma, silla, de mal gusto, hice atíiistad con, como quieres, ojos azules, negra, he hecho todo, al lado de, hacer deporte, hacer durante el recreo, que estás
haciendo, saber.

3. Укажите оптимальный способ семантизации следующих ЛЕ, аргументируйте свою точку зрения: cuaderno, guapo, paella, ciudad, pintor, llover, estudiante, trabajo, finta, tocar el piano, hacer la maleta, teatro,
querido, sacar fotos, viajar, lámpara, profesor, calle, cocina, frío, grasa.

Дайте методическую характеристику данным ЛЕ.

4. Проанализируйте рифмовки (§3, раздел Б, №12) с точки зрения обучения лексике. Предложите фрагмент урока с использованием данных рифмовок по введению и тренировке лексики в рамках темы
устной речи “Календарь. Погода. Времена года”.

5. Спланируйте фрагмент урока в 5-6 классах школы с углубленным изучением иностранных языков по введению следующих ЛЕ:

A) Sello, sobre, paquete postal (знают tarjeta postal), empleado, enviar.

Б) Excursión, exposición, pintor, cuadro, magnifico.

B) Capital, centro cultural, monumento, histórico, central, plaza.

Г) Indios, construcción, azteca, maya, culto, sabio, escritura (письменность).

6. Предложите 5 вариантов лексически направленных упражнений по тематической картинке.

7. Предложите систему упражнений по формированию рецептивных лексических навыков, используя тексты № 4, 5 (§7), диалог № 4 (§6).

 

Обучение грамматике.

Раздел А.

 

1. Определите содержание обучения грамматике.

2. Приведите принципы обучения грамматике.

3. Назовите возможные единицы обучения грамматике.

4. Укажите подходы к обучению грамматике.

5. Перечислите виды грамматических навыков.

6. Назовите пути формирования грамматических навыков.

7. Опишите этапы формирования грамматических навыков.

8. Перечислите объекты контроля при обучении грамматике.

9. Охарактеризуйте виды грамматических правил.

10. Проанализируйте роль и место родного языка при обучении грамматике.

Раздел Б.

 

1. Классифицируйте приемы введения нового грамматического материала на относящиеся к рактическому либо теоретико-практическому способам его введения:

A) демонстрация речевого образца;

Б) объяснение с опорой на речевой образец и правила инструкции;

B) сравнение с родным языком и опора на положительный опыт в родном языке;

Г) выполнение действий по аналогии с образцом;

Д) сравнение и опора на сходные элементы ранее изученного иноязычного материала;

Е) имитация;

Ж) элементы грамматического анализа;

3) выполнение действий с опорой на таблицу, схему;

И) выполнение аналогичных действий с опорой на учебно-речевую ситуацию;

К) перевод на родной язык.

2. Проанализируйте фрагменты уроков, посвященных формированию грамматических навыков. Какой путь введения грамматики они иллюстрируют?

 

Фрагмент А.

 

1) Сегодня мы с вами изучим новое время. Это прошедшее несовершенное время Pretérito imperfecto. Это обыкновенное прошедшее время, не связанное с настоящим моментом речи. Оно обозначает повторяющиеся действия в прошлом. С помощью этого времени вы сможете рассказать, например, что вы делали вчера, как провели прошлое лето и т. д.

2) Прослушайте и попытайтесь понять, что я сказала, и сравнить.

- El año pasado estudiaba en la escuela, pero ahora estudio en la Universidad.

- De ordinario almorzábamos a las 10, pero hoy almorzamos a las 8.

- Roberto vivía en Moscú, pero ahora vive en San -Petersburgo.

(фразы переводятся учителем)

3) Fijaos en esta tabla y tratad de comprender como se conjugan los verbos en Pretérito Imperfecto.

1 спр. Yo estudi aba Nosotros estudi ábamos

Tú estudi abas Vosotros estudi abais

El estudi aba Ellos estudi aban

2,3 спр. Yo viv ía Nosotros viv íamos

Tú viv ías Vosotros viv íais

El viv ía Ellos viv ían

Глаголы 1 спряжения имеют окончание ABA.

Repetid a coro, (читают таблицу – фонетическая отработка).

Теперь проспрягайте глагол estar.

Глаголы 2, 3 спряжения имеют окончания ÍА.

Чтение таблицы, спряжение гл. leer.

4) Проспрягайте глаголы в Pretérito Imperfecto в следующих словосочетаниях: hablar en español, cantar una canción, pensar del problema, escribir una carta, decir la verdad, repetir a coro.

5) Замените местоимение в предложении на местоимение в скобках.

Сделайте другие необходимые изменения.

1. Yo pensaba de Paco. (Ellos...)

2. Tú no tenías prisa. (Nosotros...)

3. Ella no estaba de acuerdo. (Vosotros...)

4. Ellos esperaban a María. (El...)

5. Yo escribía la carta. (Tú...)

6) Поставьте предложения в Pretérito Imprefecto.

1. De ordinario me levanto a las ocho, me lavo, almuerzo y voy a la escuela.

2. Cuando tengo tiempo, miro la tele.

3. No estudiamos en verano.

4. Le gusta ir al teatro.

5. Hago la tarea de casa cada día.

Фрагмент Б.

 

Этап урока Речь учителя Оформление доски
Актуализация грамматических знаний (повторение правила согласования времен). Hay que rellenar la segunda parte de la tabla. Pres. De Ind. Pres. De Subj. Pret. Perfecto Pret. Indefinido Imperfecto Futuro Simple Imperativo
Тренировка Грамматических навыков Vamos a hacer el ej. 2 1 por la p. 1 3. Hay que componer las frases.  
  Ahora, el ej.19 por la p. 12.Transformad las frases al estilo indirecto.  

Фрагмент B.

 

1) Вопросно-ответное упражнение по теме Deportes de Invierno. Последний ответ: Yo sé patinar.

2) Учитель: “Всегда ли мы можем кататься?” (Показывает на доску) Si mañana hace buen tiempo, nosotros patinaremos.

Presente Futuro

(Запись в тетрадь.)

3) Componed las frases.

 

 

 
 

 


3. Дайте характеристику следующим упражнениям. Определите их место в системе упражнений.

Упр. 1 Восстановите первоначальные словосочетания.*

 

Levantado he piensan

me escrito

muere has peinado

nos habéis se

trabajado hemos

*Предложите уточнение формулировки, которое упрощает задание

Упр. 2

A) Forma grupos de verbos. Ejemplo: Un grupo es: yendo, leyendo, trayendo. Sintiendo, ganando, amando, pidiendo, escribiendo, saliendo, salvando...

B) ¿Cuál es el grupo con más verbos?

Упр. З

A) Forma siete frases sobre el dibujo.

El peine ducharse

El cepillo de dientes sirve para lavarse

El agua secarse

El jabón lavarse los dientes

......

B) Ordena los verbos del ejercicio anterior. Ejemplo: Primero me ducho, después...

Упр. 4 Представьте, что один из вас – секретарь в приемной директора, а другой пытается попасть на прием именно тогда, когда у директора этот день уже распланирован. (Употребите структуру Quisiera...)

 

4. Определите тип и вид следующих упражнений (приведенных частично), предложите возможные формулировки задании на испанском языке.

 

A) Tú voy a la biblioteca

Ellos vas al cine

… … …

 

Б) Yo............peino.

María.............. viste.

 

B) Yo (leer) un libro.

Ana (hablar) por teléfono.

 

Г) Modelo: Dame el libro. ® Dámelo.

 

5. Дайте название этапу и видам работы (графа 1).

 

Этап. Вид работы. Время. Режим работы. Слова учителя. Действия учащихся. Примечания.
  5 - 7 мин. Фронт. Conjugedlos verbos: querer, saltar, escribir. Спрягают глагол. Игра с мячом.
  10 мин. Инд. Abrid los cuadernos. Escribid la fecha. Hay que hacer un ejercicio. Yo (estudiar) en la escuela. Пишут в тетрадь с правильными формами. (6 предл.) Упражнение уже написано на доске.

 

6. Восстановите последовательность действий учителя по формированию грамматических навыков. Какой путь формирования грамматических навыков она иллюстрирует?

A) Предъявление РО в соответствующей ему ситуации (и его семантизация).

Б) Систематизация знаний учащихся.

B) Контроль овладения грамматическим материалом.

Г) Подготовка учащихся к восприятию нового материала (установка на аудирование РО).

Д) Контроль понимания грамматического материала.

Е) Включение навыка в речевое умение (в разных ВРД).

Ж) Автоматизация грамматических навыков в языковых и условно-речевых упражнениях.

Что контролирует учитель на этапе Д работы с грамматическим материалом?

Какие этапы могут повторяться, могут быть пропущены? При каких условиях?

7. Приведите по 3 примера заданий для этапов Ж, Е, Б из упражнения №6.

8. Проанализируйте фрагмент урока по следующим параметрам:

- речь учителя;

- характер и последовательность упражнений;

- лексическое наполнение урока.

Назовите этапы урока, виды и режимы работы.

“Сегодня мы с вами начнем изучать прошедшее несовершенное время Pretérito Imperfecto. Мы не связываем это время с настоящим, с моментом речи. Оно показывает действие в прошлом, не ограниченное временем; обозначает повторяемые действия в прошлом. (Вам не обойтись без этого времени, например, когда вам нужно рассказать, чем вы обычно занимались летом.) На этом уроке мы научимся употреблять в Pretérito Imperfecto глаголы 1 спряжения, т.е. оканчивающиеся на AR. (Какие глаголы 1 спряжения вы знаете?)

Fijaos en la tabla. Trabajar

Yo trabajaba. Я работал. Nosotros trabajábamos. Мы работали.

Tú trabajabas. Ты работал. Vosotros trabajaéa/s.Bы работали.

El trabajaba. Он работал. Ellos trabajaua/г. Они работали.

Pretérito Imperfecto 1 спряжения образуется от основы неопределенной формы глагола путем прибавления ABA, ABAS, ABA, ÁBAMOS, ABÁIS, ABAN.

Fíjate en esta tabla como se conjugan los verbos en Pretérito Imperfecto. Escuchad y repetid a coro (Yo trabajaba...). Completad las frases:

Estudiar – yo estudi...

Nadar – ellos nad...

Hablar – tú habí...

Contestar – vosotros contest...

Mirar –Udmir...

Preguntar – nosotros pregunt...

Completad la tabla (Pretérito Imperfecto).

 

  estudiar hablar tomar nadar comprar preparar
Yo            
           
El            
Nosotros            
Vosotros            
Uds            

 

Раскройте скобки:

1. Mis padres (trabajar) en la ciudad que (estar) cerca.

2. Yo rio (preguntar) nada.

3. Ellos (esperar) a Luis.

4. El jefe (hablar) por teléfono.

5. Pepe y María (jugar) en torno al abeto.

6. Vosotros (patinar, esquiar) cada día.

Вставьте в предложения глаголы в нужной форме: Ayudar, estar, trabajar, patinar, esquiar, jugar, contestar, comprar.

1. Mis hermanos.......................a mamá.

2. Yo..................................con mis amigos cerca de mi casa.

3. Mis padres.....................muchos regalos.

4. En el bosque los niños...........................pero no.......................

5. Vosotros........................a las preguntas del maestro.

6. Tu no............................porque...............................de vacaciones.

Обратите внимание, с какими словами часто используется Pretérito Imperfecto: todos los días; por las mañanas, tardes, noches; siempre; de ordinario. Compon las frases.

 

Yo trabajaban De ordinario.
Ellos llegaban tarde siempre.
Nosotros nadaba todos los días.
descansabais por las mañanas.
Vosotros no preguntábamos nada por las tardes.

 

Modelo: De ordinario nosotros no preguntábamos nada. Compon las frases:

1. Nadar,yo, por las mañanas.

2. Llegar tarde, siempre, yo.

3. No preguntar nada, de ordinario, nosotros.

4. Ellos, todos los días, trabajar.

5. Por las tardes, vosotros, descansar.»

9. Проанализируйте способ введения и тренировки Pretérito Imperfecto в учебнике для 5 класса (§2, № 9) и предложите свой вариант.

10. Предложите систему упражнений для формирования рецептивных грамматических навыков, используя Текст 5 (§ 7).

 

Обучение диалогической речи.

Раздел А.

1. Перечислите компоненты речевой ситуации.

2. Укажите психологические особенности диалогической речи (ДР).

3. Приведите лингвистические особенности ДР.

4. Перечислите виды ДР.

5. Охарактеризуйте единицы обучения ДР.

6. Назовите умения ДР, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

7. Изложите требования к ДР (объекты контроля ДР).

8. Дайте характеристику опорам, используемым при обучении ДР.

9. Перечислите достоинства и недостатки дедуктивного пути овладения ДР.

10. Перечислите достоинства и недостатки индуктивного пути овладения ДР.

 

Раздел Б.

 

1. Определите цель использования данных диалогов в процессе обучения. Аргументируйте свою точку зрения.

Диалог 1.

 

1.1. A: ¿Diga?

В: ¿Está Juan?

A: Sí, un momento. ¿De parte de quién?

B: De Antonio.

A: Ahora se pone.

1.2. A: ¿Diga?

В: ¿Está Marisa?

A: No, no. Se ha equivocado.

B: ¿No es el número 250 93 29?

A: No, este es el número 250 93 28.

B: Perdone.

 

1.3. Secretaria: Oficina de Exportación Proca, dígame.

Sr. Pérez: Por favor, ¿el Sr. Director?

Secretaria: Un momento, por favor, no sé si ha llegado...

¿Oiga? No está, ¿quién le llama?

Sr. Pérez: Soy el Sr. Pérez, ¿no sabe cuándo vendrá?

Secretaria: No, no lo sé. ¿Quiere dejar algún recado?

Sr. Pérez: No, gracias, llamaré más tarde. (Ven, 137)

 

 

Диалог 2.

 

En el aeropuerto, recogiendo el equipaje.

¿Son esas tus maletas, María?

No, las mías son más grandes.

Y las de Luis, ¿dónde están?

No sé. ¡ Ah, mira!, creo que son aquellas.

Sí, sí. Las suyas son más pequeñas que las mías y tienen una etiqueta.

Juan, ¿has visto las tuyas?

Sí, ya las tengo.

¡Qué suerte! (Ven, 136)

Диалог 3.

 

Andrés: ¿Vienes esta tarde a mi casa?

Juan: De acuerdo. Y, ¿cómo voy? ¿ en metro o en autobús?

Andrés: Mejor en autobús. Coges el 16 y te bajas en la tercera parada, en la

Plaza de España; atraviesas la plaza y al lado de un supermercado está mi casa.

Juan:¡Qué lío! ¿Qué calle es?

Andrés: No es ningún lío. Es muy fácil.Es el número diez de la calle Leganitos.

Juan: Bien. ¿Y a qué hora voy?..

Andrés: A las siete o a las siete y media.

Juan: Vale. ¡Hasta luego! (Ven, 44)

Диалог 4.

 

Julia: ¿Qué vas a hacer este verano, Luis?

Luis: Voy a comprarme un barco de vela. Quiero cruzar el Atlántico yo solo.

Julia: Pero, ¿tú sabes navegar?

Luis:Sí, un poco. He leído un libro sobre navegación.

Julia: Pero eso no es suficiente. Si quieres aprender tienes que practicar mucho. Además, los barcos son muy caros. Hay que tener mucho dinero y tú no lo tienes.

Luis: Ah, pero lo tendré, porque voy a trabajar de fotógrafo.

Julia: ¿Para un periódico?

Luis: No lo sé todavía. Voy a hacer muchas fotos y luego se las vendo a algún periódico o alguna revista si les gustan.

Julia: ¡Pues tendrás que hacer muchas fotos para comprarte un barco, amigo!

Luis: Uy, las haré. Además voy a vender mi coche.

Julia: ¿Lo vas a vender? ¿Y a quién se lo vas a vender? Se cae de viejo. Si quieres venderlo tienes que repararlo.

Luis: Bueno, no está muy bien, pero puedo repararlo yo. Entiendo un poco de mecánica y si lo arreglo yo es más barato.

Julia: ¿Vas a arreglarlo tu? ¡Estás loco!, Luis. (Ven, 165)

 

2. Проанализируйте структуру одного из диалогов. Укажите виды реплик и типы диалогических единств, из которых он состоит. Составьте схему диалога.

3. Восстановите последовательность уровней овладения ДР:

Свободная беседа – Диалогические единства – Микродиалоги – Тематический макродиалог.

4. Какой путь обучения ДР иллюстрирует Диалог 1. Выделите речевые клише в этой серии диалогов.

5. Восстановите последовательность работы при обучении ДР с опорой на диалог-образец.

А) Восприятие (аудирование) диалога.

Б) Введение и отработка нового языкового материала.

И) Фонетическая отработка диалога.

Г) Контроль понимания содержания диалога.

Д) Чтение диалога по ролям.

Е) Речевая тренировка отдельных клише (варьирование формы).

Ж) Воспроизведение заученного диалога.

3) Трансформация содержания диалога.

И) Свободная беседа в новой для учащихся ситуации.

6. На основе каких РО и клише вы будете производить трансформацию содержания Диалога 3?

7. Предложите ситуации, которые могут быть использованы на заключительном этапе работы с Диалогами 1,3. Какими способами вы можете создать эти ситуации на уроке? Сформулируйте конкретные задания для учащихся с учетом этапа обучения.

8. Спланируйте фрагменты уроков, посвященных обучению ДР в рамках общих тем “Беседа по телефону”, “Как пройти по городу” (на основе Диалогов 1,3).

9. Предложите логико-речевую модель диалога по теме “Моя кваргира” для учащихся 3 класса. Спланируйте серию заданий, подготавливающих учащихся к ведению свободной беседы на эту тему. Помните о принципах посильности и доступности при построении системы упражнений.

10. Самостоятельно подберите средство наглядности (комикс, сюжетную картинку), которое может служить опорой при обучении ДР учащихся 5 - 7 классов (возможные темы “Семья”, “Путешествия”,
”Города”, “Живопись”, “Спорт”). Разработайте систему заданий (укажите примерное количество уроков, на которое она рассчитана), спланируйте фрагмент итогового урока.

11. Предложите 3 сюжета для ролевой игры по теме “Образование. Школа” для учащихся 10 класса. Спланируйте серию уроков по подготовке и проведению одной из них. Помните о необходимости
снять речевые трудности, задать ситуацию и роли, предупредить языковые ошибки учащихся.

12. Что необходимо сделать, чтобы организовать дискуссию на основе Диалога 4? Разработайте серию заданий по подготовке и проведению этой дискуссии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: