Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.




Познание.

Знание в узком смысле - любого рода информация.

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Бэкон: «Знание-сила».

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание — процесс деятельности человека, отражающий объективную реальность в сознании, а результатом — получение но­вого знания об окружающем мире.

Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.

Гносеология - учение о познании.

Онтология - учение о бытие.

Бытие - мир вокруг нас.

Субъект познания - познающий человек.

Объект- то или кто познаётся.

Субъект и объект могут совпадать. Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Виды познания:

I чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)
  2. Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)
  3. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

- отражает только признаки предметов

- пассивное, человек не способен изменить чувства (холодное это холодное)

- нельзя постичь сущности предметов и их свойств

II рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

  1. Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)
  2. Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха - насекомое.Соловей- не насекомое.)
  3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

- индукция - от частного к общему

- дедукция - от общего к частному

- аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

- имеет обобщенный характер

- носит абстрактный характер

- активно и целенаправленно

- связано с речью

Цель познания - истина.

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение - непреднамеренное искажение действительности.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины:

  1. объективность- независимость от сознания человека
  2. конкретность
  3. это процесс

Виды истины:

  1. Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)
  2. Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

Критерий истины- практика.

Формы практики:

  1. материальное производство (ВГО)
  2. социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)
  3. научный эксперимент.

Функции практики:

1. практика- источник познания

2. практика – основа познания

3. практика – цель познания

4. практика – критерий истины.

V Виды знания (Пути познания):

  1. Ненаучный

а) мифологический

б) жизненный опыт(обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. Знания - набор сведений.

в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г) здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (если не знаешь - не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.

д) художественно-образный

  1. Научный

Паранаука - околонаучное знание

Особенности научного познания:

  1. стремится к максимальной объективности
  2. универсальность; стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
  3. Использует особый научный язык
  4. использует особые методы
  5. рациональность, связанная с непротиворечивостью, до­казательностью и системностью;
  6. проверяемость;

7. высокий уровень обобщения знаний

 

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания:

1.э мпирический - в основе описание предметов и явлений (закон Ома)Выявление объек­тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей

2. теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать (теория относительности Эйнштейна)

Формы научного познания

Научный факт (сделанное, совершившее­ся) — отражение объективного факта в человеческом созна­нии)

Эмпириче­ский закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессам)

Проблема (осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа)

Гипотеза (основа, предположение) — на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.)

Теория ( наблюдение, рассмотрение, иссле­дование) — наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности).

 

Методы научного познания:

  1. наблюдение - изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический метод.
  2. эксперимент - метод осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический метод.
  3. Сравнение,измерение, опи­сание. Эмпирический метод.
  4. воображение. Теоретический метод.
  5. выдвижение гипотез. Теоретический метод.
  6. построение теоретических моделей. Теоретический метод.
  7. классифика­ция, система­тизация

Универсальные

Анализ(разложение) и син­тез (соединение), дедукция и индукция,ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация

Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление- НТП
  2. научная революция (Эйнштейн)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: