Познание.
Знание в узком смысле - любого рода информация.
Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.
Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Бэкон: «Знание-сила».
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание — процесс деятельности человека, отражающий объективную реальность в сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Гносеология - учение о познании.
Онтология - учение о бытие.
Бытие - мир вокруг нас.
Субъект познания - познающий человек.
Объект- то или кто познаётся.
Субъект и объект могут совпадать. Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.
Виды познания:
I чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
- Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)
- Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)
- Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства (холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
II рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
- Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)
- Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха - насекомое.Соловей- не насекомое.)
- Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).
- индукция - от частного к общему
- дедукция - от общего к частному
- аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью
Цель познания - истина.
Ложь - преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение - непреднамеренное искажение действительности.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Признаки истины:
- объективность- независимость от сознания человека
- конкретность
- это процесс
Виды истины:
- Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)
- Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.
Критерий истины- практика.
Формы практики:
- материальное производство (ВГО)
- социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)
- научный эксперимент.
Функции практики:
1. практика- источник познания
2. практика – основа познания
3. практика – цель познания
4. практика – критерий истины.
V Виды знания (Пути познания):
- Ненаучный
а) мифологический
б) жизненный опыт(обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. Знания - набор сведений.
в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г) здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (если не знаешь - не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.
д) художественно-образный
- Научный
Паранаука - околонаучное знание
Особенности научного познания:
- стремится к максимальной объективности
- универсальность; стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
- Использует особый научный язык
- использует особые методы
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
7. высокий уровень обобщения знаний
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания:
1.э мпирический - в основе описание предметов и явлений (закон Ома)Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
2. теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать (теория относительности Эйнштейна)
Формы научного познания
Научный факт (сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании)
Эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессам)
Проблема (осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа)
Гипотеза (основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.)
Теория ( наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности).
Методы научного познания:
- наблюдение - изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический метод.
- эксперимент - метод осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический метод.
- Сравнение,измерение, описание. Эмпирический метод.
- воображение. Теоретический метод.
- выдвижение гипотез. Теоретический метод.
- построение теоретических моделей. Теоретический метод.
- классификация, систематизация
Универсальные
Анализ(разложение) и синтез (соединение), дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Направления в развитии научных знаний:
- постепенное накопление- НТП
- научная революция (Эйнштейн)