Упражнение.
Вдох – 3 сек
Задержка дыхания – 3 сек.
Выдох 3 сек, звук Ф
Задерживать дыхание более чем на 3-4 секунды не рекомендуется. Большая задержка отражается плохо на работе сердечно-сосудистой системы.
Упражнения, развивающие активность речевого дыхания, тренирующие организованный выдох, помогающие распределению выдоха.
Упражнение | ||
Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Вот свистит ветер: «с-с-с-с-с-с-с-с». Шумит лес: «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш». Жужжит пчела: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Делайте всё спокойно, свободно, чтобы воздух на этих звуках выходил беспрепятственно. | ||
Упражнения, тренирующие второй вид выдыхания — воздух «с силой выгоняется».
Упражнение | ||
1. Завели мотор и поехали на мотоцикле: «р! р! р-р-р!.. р-р-р-р-р-р-р…». Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее поехали, и звук переходит в мягкое «рь-рь-рь-рь-рь…». 2. С силой и много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: «рь-рь-рь-рь-рь… рь-рь-рь-рь-рь… рь-рь-рь-рь-рь…». | ||
Упражнения, тренирующие третий вид выдыхания: воздух выталкивается «рывками».
Упражнение | ||
Все предметы воображаемы. Раскалённым утюгом водим по влажной тряпке: «ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш». Звуком [Ш] имитируем шипение пара, добиваясь при этом чёткости и точности согласного [ш]. | ||
Упражнение | ||
Закрепляете на ноге «щётку», натираете паркет: «ш-ж, ш-ж, ш-ж». Согласные произносятся в такт с движением «щётки». | ||
«Просверлить стену» звуком [З] — первый и второй типы дыхания.
«Рубанком стругать доску» на звуке [Ж] — первый, второй виды дыхания.
«Подметать метлой сухие листья» на звуке [Ш] — первый вид дыхания.
|
«Выключающийся пылесос» — «ж-ж-ш-ш-ш-ш-ш». Когда пылесос выключается, получается «запыхивающийся» звук [Ш] — первый и третий виды дыхания.
«Сорока-сплетница». Передайте услышанную «сплетню» дальше: «Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!» — употребите все три вида дыхания.
Нафантазируйте, о чём говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать) — она сама делает движения такие, какие указано ей природой.
Докучные сказки рассказываются медленно, как полагается рассказывать длинные сказки со множеством приключений. Концы докучных сказок повторяются до тех пор, пока хватит дыхания. Темп при этом убыстряется, но говорить надо плавно, звучно. Перед последней фразой-вопросом дыхание добирается.
Про журавля
Слушайте-послушайте! Расскажу вам сказочку - хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошёл свататься. Вот идёт он по болоту — ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать - хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит - хвост увязнет… (Тут можно удлинять повторение насколько хватит дыхания.) Хороша ли моя сказочка?
Приучайтесь к чёткому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее донести смысл, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. В конце слова невольно вместе со звуком выбрасывается неиспользованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый добор воздуха, так как плотность внешнего воздуха оказывается больше той, что осталась в лёгких.
|
Тренируем конечные согласные. Для смысла слов они важны — Конечные согласные, — Но в речи часто не слышны. Тренировать их мы согласны. Как будем их тренировать? Строку с строкою рифмовать. Повторяйте какое-либо окончание с согласным звуком на конце, и в рифму этому окончанию сами будут рождаться незамысловатые строки, типа: Ать — ать — ать — ать. Очень хочется гулять. Ёт — ёт — ёт — ёт. Но с утра дождище льёт. Уть — уть — уть — уть. Не пойти ли мне соснуть. Ать — ать — ать — ать. Завтра рано мне вставать. *** Ют — ют — ют — ют. Красны девицы поют. От — от — от — от. Водят русский хоровод. Ят — ят — ят — ят. Ясных соколов манят. Ут — ут — ут — ут. Хоровод водить зовут. Еть — еть — еть — еть. Вместе звонки песни петь. *** Ёт — ёт — ёт — ёт. Солнце медленно встаёт. Ит — ит — ит — ит. Пионерский лагерь спит. Ат — ат — ат — ат. Просыпается отряд. Ут — ут — ут — ут. На зарядку все идут. Ат — ат — ат — ат. К умывальникам спешат. Ыт — ыт — ыт — ыт. Стол давно уже накрыт. Ёт — ёт — ёт — ёт. Пионеров завтрак ждёт. От — от — от — от. Собралися все в поход. Ёт — ёт — ёт — ёт. Весело отряд идёт. Ём — ём — ём — ём. Все довольны этим днём! *** Говорю я по складам. Видите старанье? Ни одной я не отдам Буквы в окончанье. В слове «сеет» на конце Не исчезнет буква «Т». В слове «прыгнет», «упадёт» Тоже «Т» не пропадёт. Очень чётко я звучу, Букву «Т» не проглочу. Целевая установка упражнения: следить за чётким произнесением конечных согласных, которые в звучащей речи часто не слышны. «Подлаивайте» их. Пыхтит паровоз, Ползёт водовоз, Плывёт пароход, Летит самолёт, Поёт ветерок, Цветёт ноготок, Растёт грибок, Гудит городок, Грустит бегемот, Волнуется крот... Всё то, что пыхтит, и ползёт, и плывёт, Летит, и поёт, и цветёт, и растёт — Всё это по-своему в мире живет. Вот! |