Характеристики подвижного состава




 

Подвижной состав - автомобили, полуприцепы и прицепы. Автомобили как активные самодвижущиеся единицы представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава, определяющую технический уровень и экономико-эксплуатационные характеристики всех других элементов оснащения. Полуприцепы и прицепы - это безмоторные повозки для грузов и пассажиров.

Автомобили по своему основному назначению разделяются на транспортные, специальные и спортивные. Как вытекает из наименования, транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров, специальные - для выполнения различных технических функций (подъемные краны, подвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные и т. п.) и спортивные - преимущественно для достижения определенных рекордов скорости.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили, тягачи и прицепные единицы.

Легковые автомобили подразделяют по рабочему объему цилиндров двигателя на следующие классы: особо малый— до 1,2 л, малый — от 1,2 до 1,8 л, средний — от 1,8 до 3,5 л, большой — свыше 3,5 л и высший. Легковые автомобили вместимостью свыше 8 чел, включая водителя, относятся к автобусам.

По назначению автобусы могут быть городскими, местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские. Кроме того, автобусы подразделяют по длине на: особо малые (до 5 м), малые (6,0—7,5 м), средние (8,0—9,5 м), большие (10,5—12 м) и особо большие (сочлененные).

Автомобили, предназначенные для движения только по дорогам, называют дорожными. Автомобили, рассчитанные на внедорожное движение, могут иметь ограниченную, повышенную и высокую проходимость.

К прицепному подвижному составу относятся прицепы, буксируемые за дышло, прицепные оси (для длинномерных грузов), полуприцепы, санные прицепы и полуприцепы и прицепы — тяжеловозы (до 200 т и более).

Автотягачи бывают седельными — работающими с полуприцепами и буксирными — для обслуживания прицепов.

Автомобили и прицепы принято различать также по грузоподъемности с выделением особой группы внедорожных автомобилей-самосвалов тяжелого типа, применяемых в качестве карьерного транспорта.

Для перевозок навалочных грузов служат автомобили-самосвалы разных марок, грузоподъемностей и вместимостей кузовов. Например, самосвал марки САЗ-3502 имеет грузоподъемность 3,2 т и объем кузова 4,2 м3, марки ЗИЛ-ММЗ-555— соответственно 5,2 т и 3 м3, КамАЗ-5511 —10,0 т и 7,2 м3, МАЗ-5549 — 8,0 т и 5,1 м3. Имеются внедорожные автомобили-самосвалы Белорусского автомобильного завода грузоподъемностью 27—110т. с объемами кузовов 15—70 м3.

Бортовые автомобили общего назначения, в том числе прицепы и полуприцепы, используют для доставки тарно-штучных, тяжеловесных грузов и среднетоннажных контейнеров. Основные характеристики этих автомобилей приведены в табл. 18.

Кроме указанных в таблице, имеются также бортовые автомобили повышенной проходимости, выпускаемые Горьковским, Уральским, Кременчугским и имени Лихачева автомобильными заводами.

Бортовые прицепы общего назначения имеют грузоподъемность 5,0—10,0 т, в качестве тягачей используют автомобили ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ. Для перевозки крупнотоннажных контейнеров служат полуприцепы.

Современный грузовой автомобильный парк характеризуется наличием большой доли подвижного состава, специализированного по родам грузов. Проводятся крупные мероприятия по формированию рациональной структуры грузового автомобильного парка, увеличению производства дизельных автопоездов, малотоннажных автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Используемые в нашей стране автомобили оснащены в основном карбюраторными (бензиновыми) двигателями. Намечена и реализуется программа дизелизации парка автомобильного подвижного состава. Отечественная и зарубежная практика подтверждает, что именно дизелизация в сочетании с увеличением производства автопоездов — магистральный путь развития автотранспорта. Замена бензиновых двигателей дизелями обеспечивает экономию топлива на 25—30%, а при использовании дизелей на автопоездах —на 40—45%. Резко повышается производительность труда водительского персонала. Дизельные автопоезда ЗИЛ грузоподъемностью 12—14 т и ГАЗ грузоподъемностью 9 т позволят увеличить производительность труда водителей соответственно в 1,5 и 1,9 раза. На автомобилях особо большой грузоподъемности применяют газотурбинные двигатели. В последнее время некоторая часть автопарка переведена на газовое топливо, что резко уменьшает загрязнение воздушного бассейна и сокращает расход жидкого топлива, но требует дополнительных затрат металла на баллоны, уменьшает грузоподъемность автомобилей, вызывает необходимость создания сети газозаправочных станций. Начаты работы по созданию аккумуляторных (электрических) автомобилей.

 

 

Заключение

 

Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широкою сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.

Развитие современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу применения (дальность) автомобильного транспорта. Эффективна и перевозка на значительные расстояния при международном сообщении, которая ускоряет доставку экспортно-импортных грузов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: