МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Государственный университет по землеустройству
Кафедра землеустройства
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС- ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Учебное пособие
Для студентов высших учебных заведений
по направлению 21.04.02 — «Землеустройство и кадастры»
профиль «Землеустройство»
Москва 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАДАНИЕ 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Титульный лист
1.2 Меморандум о конфиденциальности бизнес-плана
1.3 Аннотация
1.4 Резюме
ЗАДАНИЕ 2. СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ И ОТРАСЛИ
ЗАДАНИЕ 3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
3.1. Характеристика продукции
3.2. Исследования и разработки
3.3. Финансирование
ЗАДАНИЕ 4. МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ/УСЛУГ
4.1 Анализ спроса
4.2 Определение структуры рынка
4.3 Защищенность выбранного целевого рынка от конкурентов
ЗАДАНИЕ 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
5.1. Месторасположение предприятия
5.2. Машины и оборудование
5.3. Производственные площади и помещения
5.4. Кадровое обеспечение
ЗАДАНИЕ 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
6.1. Команда управления и ведущие специалисты
6.2. Правовое обеспечение
6.3. Партнеры по реализации проекта
6.4. Организационная структура реализации проекта
6.5. График реализации проекта
6.6. Организационно – технические мероприятия
ЗАДАНИЕ 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
7.1.Источники финансовых средств для реализации проекта
7.2. Управление реализацией инвестиционного проекта.
7.3. Калькуляция затрат на производство продукции.
7.4. Отчет о прибылях и убытках.
7.5. Возможность получения государственной поддержки в соответствии с бюджетом развития.
ЗАДАНИЕ 8. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
|
8.1. Направленность проекта
8.2. Масштабность проекта
8.3. Показатели эффективности реализации проекта
8.4. Определение мероприятий повышение эффективности инвестиционных проектов.
ЗАДАНИЕ 9. РИСКИ И ГАРАНТИИ
9.1 Риски предприятия и меры предупреждения.
9.2 Формы гарантии партнерам и инвесторам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время любой развивающийся бизнес требует вложений. Любой инвестор заинтересован в надежном и прибыльном размещении средств. Если речь идет не о коммерческих торговых сделках, а о развитии производства либо услуг, о надежности и эффективности вложений невозможно судить без бизнес-плана инвестиционного проекта - комплекса документов, предназначенных для потенциального инвестора.
Бизнес-план является принципиально новым документом для большинства российских предпринимателей. Даже широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана и предлагающая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием глубин отечественного бизнеса или интуицией.
В современных условиях такая позиция не может являться достаточной для получения или выделения инвестиций под конкретны проекты. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижение предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению национальная специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряд трудно предсказуемых факторов. К ним можно отнести высокие уровень инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например, общая инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные фонды и т.д.), плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в тверды валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей недостаточность информационных и статистических данных.
|
Для разработки бизнес-плана и проведения технико-экономического обоснования проектов используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Имеются различны типовые иностранные методики, среди них наибольшую известность получила методика ЮНИДО "Комфар". Но при всем их разнообразии во всех них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-плана которые в основном несущественно отличаются друг от друга.
Выбор методики для разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от различных факторов. Среди них можно отметить величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность). Решение инвестора о выделении финансирования зависит от того, какая фирма или предприятие претендуют на получение инвестиций: размер уставного капитала, опыт работы в рассматриваемой области, начальная стадия реализации проекта (есть ли заделы по реализации проекта), финансовое положение заявителя, наличие квалифицированного штата реализаторов проекта, наличие залогов и гарантий возврата кредитов.
|
Разработка бизнес-плана - серьезная и квалифицированная работа -занимает в зависимости от того, кто ее выполняет, и требований, которым
должен отвечать этот документ, период, измеряемый неделями и даже месяцами.
Бизнес-план может разрабатываться самими инициаторами проекта или специалистами, привлеченными извне, при этом фирма-заказчик готовит и предоставляет необходимые исходные данные. Авторы настоящих рекомендаций разделяют последний подход, так как инициаторы проекта должны самостоятельно разработать бизнес-план для того, чтобы полностью прочувствовать все слабые и сильные стороны предлагаемого проекта и быть готовыми к его реализации. Кроме того, обычно инициаторы лучше других разбираются в производственных вопросах, имеющих отношение к их проекту, и кроме них никто не сможет осветить соответствующие разделы бизнес-плана. В случае возникновения проблем с разработкой других разделов, например, финансового плана, имеет смысл обращаться за консультациями к специалистам.
Обобщая вышесказанное, можно определить бизнес-план как комплексный документ, наиболее полно отражающий важнейшие аспекты и характеристики предпринимательского начинания и представляющий собой оформленное инвестиционное предложение. Чтобы помочь разработчикам и резко ускорить подготовку бизнес-плана существует целый ряд программных продуктов. Они предназначены для использования возможностей современной компьютерной техники при разработке бизнес - плана, проведении расчетов, анализе вариантов, а также качественного оформления документов.
Далее подробно описана каждая составная часть бизнес – плана, которые представлены в виде 10 заданий.
ЗАДАНИЕ 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Вводная часть отображают информацию о предприятии, владельце, местоположении он включает в себя четыре подпункта титульный лист, меморандум о конфиденциальности бизнес – плана, аннотацию и резюме.
1.1. Титульный лист.
На титульном листе отражается следующая информация:
Название предприятия;
Название документа;
Адрес предприятия/владельца;
Номера телефонов предприятия/владельца;
Ф.И.О. составителя бизнес-плана.
Титульный лист не должен содержать большого количества информации. Он должен быть аккуратно оформлен, привлекать внимание и быть кратким по содержанию. Если бизнес-план использует для получения кредита, то на титульном листе также указываются название банка или иного источника финансирования.
1.2. Меморандум о конфиденциальности бизнес-плана.
Содержит в себе предупреждение для любого знакомящегося с бизнес-планом о том, что информация, которую он получает - конфиденциальна и обязуется не распространять её. Возможно, требование о возврате оригинала без права копирования.
1.3. Аннотация.
Несет информацию о предприятии (его название, юридический адрес, имя руководителя, служебный телефон для связи), сути, месте реализации, предполагаемом результате и общей стоимости проекта. Также необходимо указать срок окупаемости проекта, предложения по поводу условиям участия в проекте инвестора, гарантии возврата инвестиций. Т.е. несет информацию для первого ознакомления.
1.4. Резюме
Этот раздел готовится после составления бизнес-плана. Его содержание должно заинтересовать потенциальных инвесторов. Резюме должно содержать быстро и легко читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и о тех целях, которые ставят перед собой предприниматели. В резюме отражается в сокращенной версии суть предполагаемого проекта, его стоимость, в том числе собственные средства и требуемые от инвестора, возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение.
Основное требование к резюме: простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 1-2 машинописных страниц. С первых слов заинтересованные лица должны убедиться в экономической эффективности реализуемого проекта.
ЗАДАНИЕ 2. СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ И ОТРАСЛИ
Это наиболее важный и трудный раздел бизнес-плана. В нем отображают общие сведения (когда и кем учреждено, форма собственности).
Производственное направление, структура товарной и валовой продукции, финансовые результаты (прибыль, убыток), использование денежных средств (оплата труда, оплата работ и услуг; расчеты за приобретение товаров (машин и оборудования с указанием основных);
площадей сельскохозяйственных угодий, структура посевных площадей и урожайность культур, поголовье скота и птицы, продуктивность;
производственные площади и помещения;
себестоимость основных видов продукции, на производстве которой используются подлежащие замене технологии и техника;
наличие (абсолютное и удельное на 100 га сельхозугодий) основных средств – всего, в том числе машин и оборудования, транспортные средства, производственно – хозяйственный инвентарь; обеспеченность техникой: фактическая и в сравнении с нормативной; возрастной состав обновляемых машин и оборудования; узкие мета в механизации сельскохозяйственного производства;
численность работников.
данные приводятся за последние три года (минимум).
Этот раздел должен быть разработан в первую очередь, так как другие разделы, например: "Производственный план", "Финансовый план" основываются на сведениях представленных разделе "Сведения об отрасли".
Инвестора в первую очередь интересует жизнеспособность проекта, сможет ли ваше предприятие добиться успеха на рынке. В этом разделе должно быть убедительно показано, что Ваша продукция или услуги имеет рынок сбыта. При этом из этого раздела инвестор должен получить исчерпывающую информацию о том, на чем основывается Ваша уверенность в успехе на рынке, какие действия Вы планируете предпринять для продвижения продукции, располагаете ли Вы достаточными ресурсами и способностями реализовать Вашу стратегию.
Не преуменьшайте возможностей- Ваших конкурентов. Инвестор ждет от Вас глубокого понимания причин в силу которых Вы можете добиться успеха, несмотря на влияние конкурирующих фирм. В этом разделе следует уделить внимание следующим вопросам:
а) определение экономического сектора отрасли (наука, производство, услуги и т.п.);
б) перечень продукций / услуг, предлагаемых данной отраслью;
в) влияние факторов сезонности;
г) масштабность отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный,
международный);
д) описание сегмента рынка работы предприятия;
е) характеристика имеющихся и потенциальных клиентов, наиболее перспективные клиенты;
ж) общий объем и тенденции изменения рынка, ожидаемый рост рынка и
опубликованные прогнозы;
з) перечень, доли рынка, сильные и слабые стороны конкурентов;
и) возможности конкурентов (их тактика, продукция, цены, рекламный пакет, имидж,
местонахождение, персональные продажи, связи с отдельными людьми и организациями).