УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________ А.В.Маковчик
____ _________ 20 ___ г.
Индивидуальный план работы магистранта
Фамилия, имя, | Бевз Алёна Алексеевна |
отчество | |
Факультет / Институт | Институт психологии |
Кафедра | Кафедра социальной и семейной психологии |
Специальность* | 1-23 80 03 Психология. Профилизация: Кризисная психология |
Тема магистерской | Коммуникативные барьеры в профессионально-ориентированной |
диссертации | речевой деятельности у курсантов |
Научный | Пузыревич Наталия Леонидовна, кандидат психологических наук, |
руководитель | заведующий кафедрой социальной и семейной психологии |
(фамилия, инициалы; ученые степень и звание, должность, кафедра) | |
Форма получения образования | Заочная |
Срок обучения | 1 учебный год и 6 месяцев |
Период обучения | 01.09.2020 – 28.02.2022 |
Магистрант _____________ ___________________ подпись расшифровка подписи ______ ___________________ 20___ г. | Научный руководитель _____________ ___________________ подпись расшифровка подписи ______ ___________________ 20___ г. | |
Заведующий кафедрой _____________ ___________________ подпись расшифровка подписи ______ ___________________ 20___ г. |
* Код и наименование по ОКРБ 011-2009
График образовательного процесса
Семестр | Теоретическое обучение и научно -исследовательская работа | Экзаменационная сессия | Практика | Подготовка магистерской диссертации | Сдача кандидатских экзаменов | Защита магистерской диссертации | Каникулы (указываются только для дневной формы получения образования) |
01.09.2020 – 13.09.2020, 28.09.2020 – 17.01.2021 | 14.09.2020 – 27.09.2020, 18.01.2021 – 31.01.2021 | ||||||
01.02.2021 – 30.05.2021, 14.06.2021 – 31.08.2021 | 31.05.2021 – 13.06.2021 | 31.05.2021 – 13.06.2021 | |||||
01.09.2021 – 04.10.2021, 02.11.2021 – 06.12.2021, 21.12.2021 – 03.01.2021 | 07.12.2021 – 20.12.2021 | 05.10.2021 – 01.11.2021 | 04.01.2022 – 14.02.2022 | 07.12.2021 – 20.12.2021 | 15.02.2022 – 28.02.2022 |
План образовательного процесса
(научно-педагогическая и научно-исследовательская деятельность)
№ п/п | Наименование видов деятельности, циклов дисциплин, дисциплин | Объем работы (в часах) | Форма контроля по семестрам (указать семестр) | ||
Всего | из них: | ||||
ауд. часов | сам. работы | ||||
Государственный компонент | |||||
1.1 | Модуль «Методологические и методические основы психологической науки» | Зачеты (1 семестр) | |||
1.1.1 | Методология современной психологической науки | Зачет (1 семестр) | |||
1.1.2 | Качественные и количественные методы исследования в психологии | Зачет (1 семестр) | |||
1.2 | Модуль «Научно-педагогическая деятельность» | Экзамены (1, 2 семестры) | |||
1.2.1 | Дизайн теоретического и эмпирического психологического исследования | Экзамен (1 семестр) | |||
1.2.2 | Современные технологии преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования | Экзамен (2 семестр) | |||
1.3 | Модуль «Научно-исследовательская работа» | Зачеты (1, 2 семестры) | |||
1.3.1 | Научно-исследовательский семинар | Зачеты (1, 2 семестры) | |||
Компонент учреждения высшего образования | |||||
2.1 | Модуль «Теоретические основы кризисной психологии» | Зачеты (1, 3 семестры), Экзамен (2 семестр) | |||
2.1.1 | Актуальные проблемы кризисной психологии | Экзамен (2 семестр) | |||
2.1.2 | Технологии работы психолога с переживаниями личности | Зачет (1 семестр) | |||
2.1.3 | Конструктивистский подход в работе с травмой | Зачет (3 семестр) | |||
2.2 | Модуль «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» | Зачеты (1, 2, 3 семестры) | |||
2.2.1 | Кризисное вмешательство | Зачет (2 семестр) | |||
2.2.2 | Групповая и индивидуальная психологическая помощь | Зачет (1 семестр) | |||
2.2.3 | Онкопсихология | Зачет (3 семестр) | |||
2.3 | Модуль «Психологическая безопасность семьи и образовательной среды» | Зачет (2 семестр), Экзамены (3 семестр) | |||
2.3.1 | Психология суицидального поведения | Зачет (2 семестр) | |||
2.3.2 | Психологическое сопровождение семьи в кризисных ситуациях | Экзамен (3 семестр) | |||
2.3.3 | Психологическая помощь в ситуации школьного насилия | Экзамен (3 семестр) | |||
Факультативные дисциплины | /108 | /8 | /100 | Зачет (2 семестр) | |
3.1 | Технологии креативного образования в высшей школе / Педагогика и психология высшего образования | /108 | /8 | /100 | Зачет (2 семестр) |
Дополнительные виды обучения | /568 | /72 | /496 | КЗ (2 семестр), КЭ (3 семестр) | |
4.1 | Философия и методология науки | /240 | /24 | /216 | КЭ (3 семестр) |
4.2 | Иностранный язык | /220 | /32 | /188 | КЭ (3 семестр) |
4.3 | Основы информационных технологий | /108 | /16 | / 92 | КЗ (2 семестр) |
Педагогическая практика | Зачет (3 семестр) | ||||
Итоговая аттестация | Защита МД (3 семестр) | ||||
Всего |
КЭ – кандидатский экзамен
КЗ – кандидатский зачет (дифференцированный)
МД – магистерская диссертация
Примечание: пункт 2 индивидуального плана заполняется в соответствии с учебным планом соответствующей специальности высшего образования II ступени (магистратуры).
Программа подготовки магистерской диссертации
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫМАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы. В настоящее время одной из важнейших задач организации образовательного процесса является поиск ответов на «вызовы времени», связанные с процессами глобализации, переходом к информационному типу цивилизации, а также с интернационализацией высшего образования. Успешная адаптация к учебно-профессиональной деятельности является одним из факторов актуализации резервных возможностей личности и ее готовности к преодолению различного рода препятствий, возникающих на пути профессионального становления. Особую значимость решение данной проблемы приобретает для обучающихся-курсантов. По результатам анализа исследований отечественных и зарубежных учёных установлено, что у курсантов с низким уровнем адаптации прослеживается отрицательная оценка себя и собственных поступков, и эти курсанты с трудом решают жизненные задачи, столкнувшись с трудностями, попадая в состояние фрустрации и стресса. Первокурсники с высокой адаптацией положительно оценивают себя и свои действия, что подтверждает удовлетворенность жизнью. У первокурсников с высоким уровнем адаптации достаточно высокий общий фон настроения, в то время как у курсантов с низким уровнем адаптации снижен интерес к жизни, им сложно ставить перед собой цели и двигаться к их достижению, такие курсанты имеют негативно окрашенную оценку себя и собственных поступков. Успешной адаптации курсантов, на наш взгляд, способствует формирование коммуникативной компетентности, способствующей преодолению психологических трудностей общения и лингвистических нарушений. Рост мотивации к изучению иностранного языка посредством преодоления коммуникативных неудач способствует не только приобретению и увеличению лингвистических компетенций, позволяет нивелировать негативные установки иноязычного общения, но и приводит к личностному росту курсантов. Таким образом, необходимо изучить коммуникативные барьеры в профессионально-ориентированной речевой деятельности у курсантов, что позволит установить индивидуально-психологические предикторы адаптивности курсантов к изменяющимся условиям образовательной среды и к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире. Полученные результаты исследования могут лечь в основу разработки методик, способствующих активации адаптационных способностей, необходимых для успешного овладения профессией. |
Цели исследования: изучить коммуникативные барьеры в профессионально-ориентированной речевой деятельности у курсантов. |
Задачи исследования: 1. Определить сущность понятия коммуникативных барьеров в отечественной и зарубежной психологии. 2. Проанализировать концепции коммуникативных барьеров в философии, социологии и психологии. 3. Описать специфику профессионально-ориентированной речевой деятельности у курсантов. 4. Изучить коммуникативные барьеры в профессионально-ориентированной речевой деятельности у курсантов. 5. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения курсантов в области предупреждения коммуникативных барьеров в профессионально-ориентированной речевой деятельности. |
Сущность и методика исследования: Методика по изучению коммуникативных барьеров в профессионально-ориентированной речевой деятельности; Методика «Социометрия» Дж. Морено (в адаптации Я.Л. Коломинского); Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Н.Н. Лепешинского). |
Предмет исследования: коммуникативные барьеры в профессионально-ориентированной речевой деятельности у курсантов. |
Объект исследования: коммуникативные барьеры. |
ПЛАН ПОДГОТОВКИ магистерской диссертации
№ п/п | Содержание работы* | Планируемый срок выполнения | Отметка научного руководителя о формах и сроках выполнения |
ВВЕДЕНИЕ | Октябрь 2020 г. | ||
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ | Октябрь 2020 г. – Февраль 2021 г. | ||
1.1 | Понятие о коммуникативных барьерах в психологии | Октябрь 2020 г. | |
1.2 | Концепции коммуникативных барьеров в философии, социологии и психологии | Ноябрь 2020 г. | |
1.3 | Психологические характеристики профессионально-ориентированной речевой деятельности | Декабрь 2020 г. | |
1.4 | Социально-психологические характеристики курсантов как малой группы | Январь 2021 г. | |
ВЫВОДЫПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ | Февраль 2021 г. | ||
РЕЗУЛЬТАТЫЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ | Март 2021 г. – Октябрь 2021 г. | ||
2.1 | Коммуникативные барьеры в профессионально-ориентированной речевой деятельности | Март 2021 г. | |
2.2 | Психологический портрет курсантов как малой группы | Май 2021 г. | |
2.3 | Социальный статус курсантов в группе | Июль 2021 г. | |
2.4 | Психологическое благополучие курсантов | Сентябрь 2021 г. | |
ВЫВОДЫПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ | Октябрь 2021 г. | ||
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Ноябрь 2021 г. – Январь 2022 г. | ||
3.1 | Пояснительная записка | Ноябрь 2021 г. | |
3.2 | Содержание программы психологического сопровождения курсантов в области предупреждения коммуникативных барьеров в профессионально-ориентированной речевой деятельности | Декабрь 2021 г. | |
3.3 | Результаты апробации программы | Январь 2022 г. | |
ВЫВОДЫПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ | Февраль 2022 г. | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Февраль 2022 г. | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | Февраль 2022 г. |
*Отражаются основные этапы работы над диссертацией, содержание вопросов, которые решаются в процессе выполнения исследования, с указанием видов работ, формы и сроков предоставления результатов.