Психологический анализ (для каждого героя)




Практический семинар

«Психология героя, или 5 шагов на пути познания вампира»

 

Любой герой (человек, вампир и т.д.) существует одновременно в рамках объектных и субъектных свойств:

– то есть он имеет материальную форму (тело), деятельность которого мы подробно обсуждали на одном из прошлых семинаров по физиологии вампира;

– имеет идеальную форму (душу и психику);

– существует во взаимосвязи материальной и идеальной формы.

Эта взаимосвязь проявляется в речи и всех видах деятельности (игра, общение, обучение, труд, творчество).

 

Шаг 1: Любой герой будет стремиться к удовлетворению своих потребностей, которые классифицируем по пирамиде Маслоу: базовые или физиологические (потребности в пище, жилище, безопасности и т.д.), личностные или социальные (потребность в общении, заботе, любви, и т.д.) и потребности в самореализации (творчество, признание, успех, уважение и т.д.).

Тогда встает первый вопрос: на какой ступени удовлетворения потребностей находится наш герой?

И за ним же автоматически тянется следующий: представлены ли нам только адаптационные возможности вампира (приспособляемость к окружающей среде) или же наличествуют и адаптивные (приспособление окружающей среды под свои потребности, и как следствие — формирование и развитие новых способностей)? Но все это в основном относится к удовлетворению базовых потребностей.

 

Шаг 2: Кто я?

Для познания основ личности героя нужно определить несколько параметров.

Первый — в какие общности и социальные группы входит наш герой (постарайтесь их увидеть, назвать и проранжировать их важность и значимость для героя).

Второй — найдите связь социальной организации и профессиональной деятельности героя.

Третий — проследите, какие социальные роли (функции) выполняет наш герой в той или иной общности.

Четвертый — определите, какой социальный статус занимает наш герой (качественное исполнение роли, место в социальной иерархии), его успехи и результаты деятельности.

Пятый — постарайтесь разглядеть, показано ли самосовершенствование героя, направленное на уменьшение разрыва между его желаниями и возможностями. Именно оно будет лежать в основе чувства самодостаточности, тождественности самому себе. Разрыв же будет порождать неудовлетворенность самим собой. И только поиск себя — индивидуализация — ведет к раскрытию талантов и характера.

Шестой — как складываются межличностные отношения нашего героя и все ли у него в порядке с соблюдением социальных норм.

 

Шаг 3: Какой я?

Уже совершенно точно доказано, что биохимические свойства организма и их изменения влияют и на психику. Возьмем основные факторы, такие как: пища, гормоны, питательная среда клетки организма, динамика психофизиологических процессов, психофизические реакции организма, социальные связи. Само собой, что все эти факторы кардинальным образом меняются при обращении человека в вампира, следовательно, невозможно ожидать от вампира того же поведения и образа мыслей, что и от человека.

Эта тема возникала уже в наших медицинских бдениях. Если у кого-то уцелели с тех пор идеи, позволяющие связать биохимию вампира, его гормональный фон, снабжение тканей кислородом и т.п. с его психическими особенностями, это будет приветствоваться.

Со времен античности выделяются четыре основных (чистых, хотя понятно, что в чистом виде в природе не существует практически ничего) вида темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, которые зависят от баланса разных жидкостей в организме.

Но есть и другая теория, находящая зависимость между характером героя и его физическими параметрами.

Астеники (худые, тонкие) и атлетики (крепкие, спортивного телосложения) чаще всего будут относиться к шизоидам. Тогда как пикники (полные, толстые) — к циклоидам.

Циклоиды чаще всего общительны, добры, обладают живостью, впечатлительны, веселы, склонны ко всему относиться с юмором.

Шизоиды — серьезные, малообщительные, нервные, сентиментальные, честные, равнодушные, замкнутые, романтичные, логичные, идеалисты, фанатики, деспоты.

Попробуйте отнести нашего героя к одному из этих типов и определить его темперамент.

Не следует, однако, забывать, что схема эта древняя и примитивная, процветавшая в беллетристике XIX в.: с тех пор мы видели в литературе немало толстых фанатиков, деспотов и даже романтиков (в жизни их, само собой, было больше, включая Байрона и Алистера Кроули). Можно пользоваться и иными классификациями (например, Н. Мак-Вильямс), не забывая об отражении психических особенностей на телесном уровне. Каков из себя вампир-параноик? Вампир-истерик? Вампир-нарцисс? Какие черты его облика говорят о типе личности? Будет ли телесное и психическое у вампира сцеплено более тесно, чем у человека, или, наоборот, бессмертное тело — броня, делающая внутренние проявления её носителя невидимыми для смертных и заметными лишь для его собратьев?

 

Шаг 4: Мое место в мире?

Психика любого высокоразвитого существа выполняет ряд функций:

 

Гностические Аффективные Регуляторные
Познание Знание Ум Переживание Оценка Чувства Действие Поступок Воля
Ощущение, восприятие, память, представления, нежность — ненужность Эмоции, плохо — хорошо, нравится — не нравится Рефлексы и сознательная воля

 

Другие функции психики влияют на виды трансформации личности.

 

Функции психики Виды трансформации
Коммуникативные Коммуникатор: общительность, обаяние, харизма
Информационные Знаток: опыт, знание, эрудиция
Когнитивные Ученый: определенное мировоззрение, интеллект, прозорливость
Эмотивные Поэт: совесть, любовь, доброта
Конативные Управленец: смысл жизни, терпимость, целеустремленность
Креативные Творец: инициативность, изобретательность, авторитет

 

Постарайтесь определить, как обстоят дела у нашего героя с наличием и балансом этих функций психики.

 

Шаг 5: Каким я хочу быть?

Личность любого героя — это всегда клубок противоречий, даже если он не отдает себе в этом отчета. Все дело в одновременной разнонаправленности существования внутреннего «Я» и балансе этих элементов.

Внутренние противоречия на пути становления целостной личности решаются через гармонизацию компонентов психической организации.

Попробуйте начертить сетку баланса элементов «Я» героя, тогда станет понятно, в какую сторону ему стоит двигаться для самосовершенствования.

 

Ну вот, в целом, психологический портрет героя готов, и наши с вами попытки психологического анализа можно считать удавшимися!


Приложение 1

Психологический анализ (для каждого героя)

Параметр Наше заключение
  Ступень удовлетворения потребностей (по Маслоу)  
  Адаптационные возможности вампира  
  Адаптивные возможности вампира  
  Принадлежность к общностям и социальным группам  
  Профессиональная деятельность  
  Выполнение социальных ролей  
  Социальный статус вампира  
  Межличностные отношения и соблюдение социальных норм  
  Индивидуализация и самосовершенствование  
  Темперамент    
  Характер по физическим параметрам тела  
  Гностические функции психики  
  Аффективные функции психики  
  Регуляторные функции психики  
  Коммуникативные функции психики  
  Информационные функции психики  
  Когнитивные функции психики  
  Эмотивные функции психики  
  Конативные функции психики  
  Креативные функции психики  
  Внутренние противоречия по сетке баланса элементов «Я» вампира  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: