Практический семинар
«Психология героя, или 5 шагов на пути познания вампира»
Любой герой (человек, вампир и т.д.) существует одновременно в рамках объектных и субъектных свойств:
– то есть он имеет материальную форму (тело), деятельность которого мы подробно обсуждали на одном из прошлых семинаров по физиологии вампира;
– имеет идеальную форму (душу и психику);
– существует во взаимосвязи материальной и идеальной формы.
Эта взаимосвязь проявляется в речи и всех видах деятельности (игра, общение, обучение, труд, творчество).
Шаг 1: Любой герой будет стремиться к удовлетворению своих потребностей, которые классифицируем по пирамиде Маслоу: базовые или физиологические (потребности в пище, жилище, безопасности и т.д.), личностные или социальные (потребность в общении, заботе, любви, и т.д.) и потребности в самореализации (творчество, признание, успех, уважение и т.д.).
Тогда встает первый вопрос: на какой ступени удовлетворения потребностей находится наш герой?
И за ним же автоматически тянется следующий: представлены ли нам только адаптационные возможности вампира (приспособляемость к окружающей среде) или же наличествуют и адаптивные (приспособление окружающей среды под свои потребности, и как следствие — формирование и развитие новых способностей)? Но все это в основном относится к удовлетворению базовых потребностей.
Шаг 2: Кто я?
Для познания основ личности героя нужно определить несколько параметров.
Первый — в какие общности и социальные группы входит наш герой (постарайтесь их увидеть, назвать и проранжировать их важность и значимость для героя).
Второй — найдите связь социальной организации и профессиональной деятельности героя.
|
Третий — проследите, какие социальные роли (функции) выполняет наш герой в той или иной общности.
Четвертый — определите, какой социальный статус занимает наш герой (качественное исполнение роли, место в социальной иерархии), его успехи и результаты деятельности.
Пятый — постарайтесь разглядеть, показано ли самосовершенствование героя, направленное на уменьшение разрыва между его желаниями и возможностями. Именно оно будет лежать в основе чувства самодостаточности, тождественности самому себе. Разрыв же будет порождать неудовлетворенность самим собой. И только поиск себя — индивидуализация — ведет к раскрытию талантов и характера.
Шестой — как складываются межличностные отношения нашего героя и все ли у него в порядке с соблюдением социальных норм.
Шаг 3: Какой я?
Уже совершенно точно доказано, что биохимические свойства организма и их изменения влияют и на психику. Возьмем основные факторы, такие как: пища, гормоны, питательная среда клетки организма, динамика психофизиологических процессов, психофизические реакции организма, социальные связи. Само собой, что все эти факторы кардинальным образом меняются при обращении человека в вампира, следовательно, невозможно ожидать от вампира того же поведения и образа мыслей, что и от человека.
Эта тема возникала уже в наших медицинских бдениях. Если у кого-то уцелели с тех пор идеи, позволяющие связать биохимию вампира, его гормональный фон, снабжение тканей кислородом и т.п. с его психическими особенностями, это будет приветствоваться.
|
Со времен античности выделяются четыре основных (чистых, хотя понятно, что в чистом виде в природе не существует практически ничего) вида темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, которые зависят от баланса разных жидкостей в организме.
Но есть и другая теория, находящая зависимость между характером героя и его физическими параметрами.
Астеники (худые, тонкие) и атлетики (крепкие, спортивного телосложения) чаще всего будут относиться к шизоидам. Тогда как пикники (полные, толстые) — к циклоидам.
Циклоиды чаще всего общительны, добры, обладают живостью, впечатлительны, веселы, склонны ко всему относиться с юмором.
Шизоиды — серьезные, малообщительные, нервные, сентиментальные, честные, равнодушные, замкнутые, романтичные, логичные, идеалисты, фанатики, деспоты.
Попробуйте отнести нашего героя к одному из этих типов и определить его темперамент.
Не следует, однако, забывать, что схема эта древняя и примитивная, процветавшая в беллетристике XIX в.: с тех пор мы видели в литературе немало толстых фанатиков, деспотов и даже романтиков (в жизни их, само собой, было больше, включая Байрона и Алистера Кроули). Можно пользоваться и иными классификациями (например, Н. Мак-Вильямс), не забывая об отражении психических особенностей на телесном уровне. Каков из себя вампир-параноик? Вампир-истерик? Вампир-нарцисс? Какие черты его облика говорят о типе личности? Будет ли телесное и психическое у вампира сцеплено более тесно, чем у человека, или, наоборот, бессмертное тело — броня, делающая внутренние проявления её носителя невидимыми для смертных и заметными лишь для его собратьев?
|
Шаг 4: Мое место в мире?
Психика любого высокоразвитого существа выполняет ряд функций:
Гностические | Аффективные | Регуляторные |
Познание Знание Ум | Переживание Оценка Чувства | Действие Поступок Воля |
Ощущение, восприятие, память, представления, нежность — ненужность | Эмоции, плохо — хорошо, нравится — не нравится | Рефлексы и сознательная воля |
Другие функции психики влияют на виды трансформации личности.
Функции психики | Виды трансформации |
Коммуникативные | Коммуникатор: общительность, обаяние, харизма |
Информационные | Знаток: опыт, знание, эрудиция |
Когнитивные | Ученый: определенное мировоззрение, интеллект, прозорливость |
Эмотивные | Поэт: совесть, любовь, доброта |
Конативные | Управленец: смысл жизни, терпимость, целеустремленность |
Креативные | Творец: инициативность, изобретательность, авторитет |
Постарайтесь определить, как обстоят дела у нашего героя с наличием и балансом этих функций психики.
Шаг 5: Каким я хочу быть?
Личность любого героя — это всегда клубок противоречий, даже если он не отдает себе в этом отчета. Все дело в одновременной разнонаправленности существования внутреннего «Я» и балансе этих элементов.
Внутренние противоречия на пути становления целостной личности решаются через гармонизацию компонентов психической организации.
Попробуйте начертить сетку баланса элементов «Я» героя, тогда станет понятно, в какую сторону ему стоит двигаться для самосовершенствования.
Ну вот, в целом, психологический портрет героя готов, и наши с вами попытки психологического анализа можно считать удавшимися!
Приложение 1
Психологический анализ (для каждого героя)
№ | Параметр | Наше заключение |
Ступень удовлетворения потребностей (по Маслоу) | ||
Адаптационные возможности вампира | ||
Адаптивные возможности вампира | ||
Принадлежность к общностям и социальным группам | ||
Профессиональная деятельность | ||
Выполнение социальных ролей | ||
Социальный статус вампира | ||
Межличностные отношения и соблюдение социальных норм | ||
Индивидуализация и самосовершенствование | ||
Темперамент | ||
Характер по физическим параметрам тела | ||
Гностические функции психики | ||
Аффективные функции психики | ||
Регуляторные функции психики | ||
Коммуникативные функции психики | ||
Информационные функции психики | ||
Когнитивные функции психики | ||
Эмотивные функции психики | ||
Конативные функции психики | ||
Креативные функции психики | ||
Внутренние противоречия по сетке баланса элементов «Я» вампира |