Музыка. Старшая группа. Тема «Семья».
Программное содержание:
1. Прививать детям любовь к музыке, желание слушать небольшую музыкальную пьесу.
2. Способствовать развитию певческого голоса и музыкальных способностей (чувства ритма, звуковысотного слуха, тембрового слуха).
3. Помочь детям вспомнить знакомые песни и танцевальные движения.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Материал:
Игрушки, бумага, карандаш, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон или другие шумовые инструменты).
Музыкальный репер туар:
«Марш» Бондаренко (или любой марш)
«Русская плясовая» («Ах вы, сени, мои сени»)
«Песня жаворонка» П.И. Чайковский (из «Детского альбома»)
Песня «Выглянуло солнышко».
Ход 1занятия:
Игра «Различи звуки»
Предложить ребёнку поиграть: закрыть глаза и прислушаться, спросить, что он слышит в квартире, какие звуки (шаги, скрип, пошуршать бумагой, постучать карандашом, потереть ладошки, сыграть на муз. инструменте и др.)
Игра «Поздоровайся с игрушкой»
Привлечь внимание ребёнка к любимой игрушке (н-р, мишке): «заскучал, поздоровайся, скажи: «Доброе утро, мишка». Взрослый отвечает за мишку (низким голосом). Предлагает спеть приветствие ребенку. Взрослый отвечает песенкой. Предложить спеть как папа (низким голосом), как мама – высоко, как дедушка и бабушка.
Речевая игра «Вместе с солнышком встаю»
Вместе с солнышком встаю, - поднимают руки вверх,
Вместе с птицами пою. – машут, как «крыльями»,
С добрым утром, с ясным днём! - правую руку вперёд, левую,
Вот как славно мы поём! - хлопки в ладоши.
После игры спеть распевку «Я иду с цветами, я несу их маме», прохлопывая ритм, затем спеть, играя на бубне, маракасе или трещотке.
Упражнение «Мишка шагает и танцует».
Ребёнок шагает под «Марш» и выполняет плясовые движения (выставление ноги на пятку, на носок, притопы, «полочку» руками, пружинку, выбрасывание ног, распашонка) под «Русскую плясовую».
«Слушаем музыку». «Песня жаворонка» П.И. Чайковский.
Сесть рядом с ребёнком, поговорить о весне, о перелётных птицах, прислушаться, не поют ли птицы за окном.
«И песню нежную запел в лазури жаворонок звонкий».
Сказать, что музыка может рассказать об этом особым музыкальным языком, только надо внимательно прислушаться. Сказать название пьесы и композитора: «Песня жаворонка». Музыку написал композитор Пётр Ильич Чайковский.
Песня «Мамочка».
Напомнить детям слова песни:
«Это песня для тебя – мамочка моя! Как с тобою хорошо – мамочка моя!
Солнце светит для тебя – мамочка моя!
Снова праздник твой пришел – мамочка моя!»
Предложить спеть для мамы и игрушек.
Спросить, кто ещё живет в квартире? (ребёнок называет)
Спеть песню для папы «Песня про папу».
Напомнить ребёнку слова песни:
«Почему сегодня весело с утра,
Почему вприпрыжку скачет детвора?
Потому что праздник, и в гостях у нас
Папы наши дорогие поздравляем вас!»
Можно петь и делать «шлепки» по коленям, или подыгрывать на муз. инструменте)
«Учимся танцевать».
Включить песню «Выглянуло солнышко», предложить потанцевать вместе или одному.
Пальчиковая игра «Дружная семья » (руку сжать в кулачок, разгибать поочерёдно, начиная с большого пальца).
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
Похвалить ребёнка за активность и внимательность!
Ход 2 занятия.
Предложить ребёнку поиграть в «музыкальное занятие». Дать какой-нибудь сигнал (н-р, потрясти маракасом или сыграть на металлофоне).
Игра «Приветствие».
Поздороваться песенкой с каждой игрушкой: «Здравствуй, кукла Таня». Взрослый отвечает за игрушку высоким или низким голосом.
Речевая игра «Вместе с солнышком встаю»
Вместе с солнышком встаю, - поднимают руки вверх,
Вместе с птицами пою. – машут, как «крыльями»,
С добрым утром, с ясным днём! - правую руку вперёд, левую,
Вот как славно мы поём! - хлопки в ладоши.
После игры спеть распевку «Детский сад, детский сад, много здесь ребят», прохлопывая ритм, затем спеть, играя на бубне, маракасе или трещотке.
Игра «Эхо».
Взрослый хлопает в ладоши какой-то ритмический рисунок, состоящий из коротких и долгих звуков; можно использовать «шлепки» по коленям или сочетание хлопков, «шлепков» по коленям (Н-р, 2 хлопка перед собой, 2 - по коленям, хлопок) и т.д. Ребёнок повторяет.
«Слушаем музыку». Пьеса «Песня жаворонка» П.И. Чайковский.
Сесть рядом с ребёнком, предложить узнать музыку по отрывку, назвать композитора. «Рисуем музыку».
Послушать музыку, в воздухе «рисуя» картину, подсказанную музыкой.
Попросить рассказать, что ребёнок нарисовал. Побеседовать с ребёнком о характере музыки: нежная, звонкая, переливается трелями. Предложить ребёнку сыграть в ансамбле: на колокольчике или на металлофоне.
«Готовимся к концерту».
Предложить устроить концерт для всех членов семьи, но надо вспомнить знакомые песни: «Мамочка», «Песня про папу» или любимую песню. Спеть в микрофон.
«Придумай танец» под песню «Выглянуло солнышко».
Потанцевать с ребёнком. Можно использовать движения: махи двумя руками над головой вверх - вниз, или вправо – влево; «рисуем» ладошкой круги поочерёдно и вместе; сгибание рук в локте с выставлением ноги на пятку, ритмичные прыжки на двух ногах на месте, вправо – влево, и др..
Пальчиковая игра «Дружная семья» (руку сжать в кулачок, разгибать поочерёдно, начиная с большого пальца).
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
Похвалить ребёнка за инициативу и творчество!
Итог недели: «Концерт «Папа, мама, я – музыкальная семья!»
Каждый участник исполняет какой-нибудь музыкальный номер: песню, танец или играет на музыкальных инструментах. В конце конкурса всем вручаются медали собственного изготовления.