Крестовоздвиженский собор




История

В 1745 году старообрядческий диакон Рябинин Андрей Иванович построил на этом месте деревянную часовню, которая сгорела через четыре года. Вскоре после этого, в 1781 году Рябинин строит на её месте большую каменную часовню с кельями для женщин-послушниц, привозит из Москвы несколько дорогих икон, в числе которых Икона Успения Божией Матери, украшенную цветными каменьями. После смерти Рябинина по его завещанию часовня перешла к старообрядцам города и стала оплотом «Нижнетагильского Свято-Троицкого общества». В первой половине XIX века у тагильских старообрядцев часовня выполняет функцию не только духовного учреждения, но и места решения мирских вопросов.

С введением единоверия в Пермской губернии появились его пропагандисты — православнее миссионеры. В мае 1829 года в Перми была учреждена противораскольническая миссия. По мере расширения Нижнетагильского горнозаводского посёлка усиливалась борьба администрации и духовенства с раскольниками. Официальное духовенство пыталось силой обратить старообрядческие часовни и молитвенные дома в единоверческие, однако встречало сильное сопротивление со стороны старообрядцев.

В мае 1837 года Урал посещал наследник царского престола Александр Николаевич, которому, несмотря на строжайшие запреты «ничего не просить у наследника », старообрядцы смогли передать «Записку о стесненном положении старообрядческого общества и принадлежащих к оному Демидовых заводов ». Раскольники просили не опечатывать часовни, не обращать Свято-Троицкую часовню в единоверческую церковь, дозволить иметь самоприходящих попов и ослабить действие православной миссии. Петицию рассматривал камергер В. В. Скрипицын по делам раскольников, специально посланный на Урал с царевичем. В сентябре 1837 года он вновь приехал в Нижний Тагил и объявил старшинам Свято-Троицкой часовни следующее: «Сообщаю вам волю Его Величества: удобнее престать солнцу от течения своего и земле дрогнуть, нежели измениться слову царскому ». Он также пояснил, что слово царское заключалось в отказе их просьб как незаконных. Старшины могут просить у епархиального правления отправления духовных треб по старопечатным книгам и древним обычаям, но только в рамках единоверия.

Деятельность православных миссионеров усиливалась, и многие старообрядцы принимали единоверие. Особенно активным в этом деле был тагильский крестьянин Фёдор Агафонович Уткин, который сплотил вокруг себя более 50 семейств тагильских старообрядцев. 4 апреля 1837 года они приняли решение принять единоверческое священство и просили подыскать им достойного священника и помочь им в овладении Свято-Троицкой часовни. Священником стал дьякон Градо-Шадринской Николаевской церкви Иоанн Стефанович Пырьев. 25 мая 1837 года сторонники Уткина подают прошение в Нижнетагильское заводоуправление о передаче им часовни по предписанию главного начальника Уральских горных заводов (от 20 февраля 1835 г.), позволявшего строить церкви и обращать в единоверие часовни. 20 февраля 1840 года Николай I разрешает передать Свято-Троицкую часовню единоверцам, а 30 марта началась сама передача её комиссией в составе управляющих заводов Д. В. Белова, П. Д. Данилова, Ф. И. Швецова, жандармского подполковника Жадовского, судьи Соболева, начальника полицейского отделения Нижнего Тагила П. Ф. Львова и священника И. С. Пырьева с понятыми. Полицейские оцепили ограду часовни. Узнав о передаче часовни единоверцам, старообрядцы-раскольники разогнали стражу и поставили стеречь свою святыню. «Начались смута и беспорядок ». Афторитетный и уважаемый житель Нижнего Тагила Ф. И. Швецов пытался убедить раскольников в правомерности принятого решения. Однако староверы не унимались и твердили, что не желают повиноваться и ни за что не пустят попа в часовню. Тогда губернатор Огарёв срочно посылает с нарочным министру внутренних дел Российской Империи сообщение о том, что творится в Тагиле, и просит санкционировать радикальные меры по пресечению неповиновения раскольников. Когда об этом инциденте доложили императору, тот вынес краткое и категоричное решение: «Очистить часовню от мятежников, оставя её в распоряжении священника ».

12 мая пермский губернатор сам лично приезжает в Тагил и сообщает раскольникам, что им объявлена монаршья воля, однако все убеждения оказываются напрасными, и те отказываются выходить наружу. 15 мая начался штурм часовни с применением физической силы. Подогнали пожарные машины и на бунтарей стали лить воду. Большую часть людей удалось вытеснить из часовни. В тот же день штурм был завершён взятием часовни, а 18 мая на ней установили православный крест.

27 декабря 1841 года по указу Святейшего Синода Свято-Троицкая часовня обращена в церковь в «древнем стиле », как того просили единоверцы, а 4 июня 1842 году она была освящена в единоверческую церковь. В том же году Пырьев получил грамоту на освящение места под алтарь. На месте часовни начинается строительство каменной церкви. Главный Троицкий престол освящен о. Нафанаилом в 1885 году. Позднее освящены и приделы: южный — Святого Николая Угодника в 1886 году и северный — Рождества Пресвятой Богородицы в 1887 году. В 1894 году все три престола из-за их ветхости были заменены на новые. На колокольне, считавшейся одной из самых высоких в Нижнем Тагиле, висел большой колокол. Рядом стояли два двухэтажных дома: в одном жили священник и дьякон, в другом размещалась церковно-приходская школа.

В начале 1930-х годов Свято-Троицкая церковь была закрыта. С церкви были сняты кресты, с колокольни — сброшен колокол; иконостасы, клиросы, притвор тоже были разрушены. Вместе со штукатуркой со стен, потолка и купола была стёрта роспись. В годы Великой Отечественной войны здание храма использовали под склады, слесарные мастерские, а позднее — под автогараж Высокогорского рудоуправления. Во дворе в 1970-е годы работало производство брусчатки для мощения дорог.

В 1991 году храм был передан Екатеринбургской епархии. Благочинный протоиерей Геннадий Ведерников по благословению владыки архиепископа Мелхиседека направил на восстановление храма священника отца Александра Хоружного. С 1993 года в храме работали профессиональные художники из Екатеринбурга Михаил Оборин и Виталий Игнатьев. Они разработали проекты трёх иконостасов, включая их построения и отделку. Было выполнено несколько праздничных икон и алтарный образ северного придела. Весной 1993 года первые колокола были подняты на колокольню, а к лету того же года на колокольне появился и большой колокол весом около 6 т — подарок архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека. Совместными усилиями храм удалось восстанавливаться и в нём появился приход. Первая Божественная Литургия была совершена в храме на Пасху 1992 года. В 1998 году храму присвоен статус Архиерейского подвория. 22-26 сентября 2000 года состоялся первый в истории визит на Урал предстоятеля Русской Православной церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Визит в Нижний Тагил начался с посещения Его Святейшеством Свято-Троицкого Архиерейского подворья. 19 марта 2012 года, в связи с образованием Нижнетагильской епархии, епископом Иннокентием храм был утверждён в статусе кафедрального собора.

Архитектура храма

Свято-Троицкая церковь

Здание собора представляет собой типичную для Русско-византийского стиля архитектуры трёхглавую церковь с высокой колокольней при входе, массивным куполом посередине и небольшой главкой-маковкой над алтарём. Основной купол храма стоит на восьмигранном основании, которое возвышается над прямоугольным корпусом, на куполе располагается главка. Главка над алтарём стоит на примыкающей к основному массиву апсиде. С запада над притвором возвышается четырёхъярусная колокольня. Интерьер храма довольно разнообразен: углы образуют двойные пилястры, проёмы окон прорезаны круглой и арочной формы, на фасаде здания имеются использования декоративных кокошников и наличников с килевидным завершением и лжеокна круглой формы. Ранее храм был бежевого цвета, но последние 15 лет он окрашен в зелёный с белыми полосами на карнизах, выступах и декоративных элементах. Купола золотые с золотыми маковками и золотыми крестами; кровли на крыше и карнизах и навес над входом тёмно-зелёные.

Описание

Храм расположен в малозаселённой городской местности среди промышленных фирм и частного сектора вблизи Черноисточинского шоссе, проходящего в ста метрах к востоку от него. С севера территория храма соседствует с торговыми фирмами; с юга находится фирма «Тагилэнерго»; с запада расположен старый карьер. Территория окружена металлическим забором с единственным выходом с калиткой и воротами для въезда автомобилей. На территории храма есть ещё два здания: в здании слева от входа на территорию и слева от входа в храм находятся воскресная (приходская) школа и библиотека; здание возле входа на территорию занимают помещение охраны и трапезная (столовая).

Собор Казанской иконы Божией матери — христианский православный храм в Нижнем Тагиле, относится Нижнетагильской епархии Русской православной церкви. Расположен в Казанском мужском монастыре, в Ленинском районе города.

 

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание и архитектура
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

Впервые упоминается в 1829 г.[1]. На месте нынешнего собора в XIX в. находилась часовня, до 1843 г. принадлежавшая старообрядцам. 29 октября 1843 года жители Выйского завода решили принять единоверческого священника, а часовню достроить до храма, для чего была пристроена колокольня и освящён алтарь. В январе 1847 года храм был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери.

Казанский храм действовал вплоть до 1871 года, когда он был перенесён на другое место, а вместо него в 1872 году была возведена деревянная церковь, в дальнейшем внутри оштукатуренная, а снаружи покрытая тёсом. Она была освящена 6 ноября 1872 году в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1897 году к храму были пристроены приделы: правый — во имя святого Николая, освящённый в 1900 году, левый — во имя великомученика Пантелеймона, освящённый только в 1952 году.

Храм избежал гонений в 1920—1930-е гг.. В 1930 году храм был разделён на Казанскую единоверческую и Николаевскую «сергиевскую» церкви, но снова объединённый в 1942 году. В 1940-е гг. он оставался единственным действующим храмом в Нижнем Тагиле.

В 1958 г. по ходатайству Преосвященного епископа Свердловского и Курганского Флавиана и решению Священного Синода Казанский храм получил статус собора.

В 1996 году по благословению епископа Никона Казанский собор был реорганизован в Подворье Правящего Архиерея, а через два года в 1998 году по его же прошению он был преобразован в Нижнетагильский мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Описание и архитектура

Казанский монастырь расположен среди многоэтажных жилых кварталов Нижнего Тагила, возле его территории проходит грузовая железнодорожная ветка, вблизи находится два гаражных кооператива. Возле монастыря проходит улица Казанский собор стоит в середине территории монастыря и является самым главным, самым высоким зданием монастыря и единственным его храмом. Помимо самого храма, на территории находятся здания церковной лавки, охраны, подсобные строения и жилые кельи монахов. Храм всегда открыт для посещения мирянами.

Храм трёхглавый, выкрашен в ярко-синий цвет (в недавнем прошлом голубой) с белыми двойными пилястрами по углам. Все купола луковичного типа, восьмигранные, чёрного цвета, усеянные золотыми звёздами с золотыми маковками и крестами. Здание храма имеет три входа с незначительные прямоугольными выступами с арками с северной и южной сторон. С восточной стороны выступ имеет округлую форму. При главном входе над притвором расположена трёхъярусная колокольня с прямоугольной звонницей с кровлей, над которой возвышается восьмигранная главка с малым куполом. Центральный купол храма стоит на восьмигранном основании, которое расположено в центре широкого главного массива с пологой кровлей. Композиция завершается апсидой на восточном выступе главного массива здания с малым куполом с восьмигранной главкой над алтарём.

Крестовоздвиженский собор

Храм Николая Чудотворца г. Нижний ТагилСтраница приходаРусская Православная Церковь, Екатеринбургская митрополия, Нижнетагильская епархия, Центральное благочиние (г. Нижний Тагил)

Контактная информация

eparhiyant@gmail.com

+7 (3435) 91-85-23

Адрес:

пос. Горбуново, ул. Радужная, 2а

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Леонтий Колногоров
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца - Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]

· Единоверческий храм во имя святителя Николая Чудотворца (Никольская церковь) — храм Нижнетагильской епархии Русской православной церкви в Ленинском районе города Нижний Тагил, Россия. Возведён возле реки Лебы в частном секторе района Горбуново по адресу улица Радужная, дом 2а.

Единоверческий храм во имя святителя Николая Чудотворца (Никольская церковь) — храм Нижнетагильской епархии Русской православной церкви в Ленинском районе города Нижний Тагил, Россия. Возведён возле реки Лебы в частном секторе района Горбуново по адресу улица Радужная, дом 2а.

Описание

 

Храм Николая Чудотворца расположен посреди частного сектора района Горбуново на окраине Нижнего Тагила и стоит на берегу небольшого пруда не реке Леба, неподалёку от моста через неё. Первоначально здание храма имело вид типичного для Урала купеческого дома и предназначалось для винокуренного завода, поэтому выглядит оно довольно нетипично для православной церкви. Впоследствии, когда здание было передано под храм и перестроено, в нём появились признаки Русско-Византийского архитектурного стиля. Храм трёхглавый. Здание храма каменное, с каменной колокольней посередине и массивной надстройкой над алтарной частью со смыкающейся кровлей по типу носа корабля, которая делает здание похожим на Ноев ковчег. Стены здания и колокольня выкрашены в бежевый цвет. Колокольня шатрового типа с главкой наверху. Ещё две главки находятся непосредственно на кровле над притвором и алтарной надстройкой. Стены украшены рустом со скошенными гранями на двух верхних углах алтарной надстройки. Окна имеют килевидные своды. Главный вход в храм находится посередине здания и ведёт в зал богослужения; второй вход находится напротив главного и обычно закрыт. Оба входа в зал богослужения имеют незначительные выступы от основного массива с надстройкой в виде кокошников. С восточной алтарной стороны имеется полукруглый выступ со лжеокном. В притворе расположены подсобное помещение и церковно-приходская школа, в эту часть здания ведёт отдельный вход, расположенный рядом с главным. Храм окружён кованным ограждением со входом и воротами для въезда автотранспорта.

История

 

Здание храма было построено купцом Григорием Михайловичем Хлестовым в последнем десятилетии XIX века как винокуренный завод. Впоследствии купец передал здание единоверческой общине Нижнего Тагила. Здание было переоборудовано под храм силами самих прихожан и освящено в 1900 году. Была надстроена колокольня и пристроена алтарная часть. При советской власти в 1930-е годы храм был закрыт. В здании располагался и молодёжный клуб, и производственный склад. С 1953 года здание храма занимал сельский дом культуры посёлка Горбуново.

 

В 1996 году, на правах единоверия, к Русской православной церкви присоединилась община часовенных старообрядцев, в мае того же года здание храма было возвращено общине. Служба в храме идёт по дореформенным богослужебным книгам.

Храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского — храм Нижнетагильской епархии Русской православной церкви в Ленинском районе города Нижний Тагил, Россия. Возведён на Вересовой горе в частном секторе района Старая Гальянка недалеко от Тагильского пруда. Находится по адресу улица Совхозная, дом 5.

 

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 История
  • 3 Галерея
  • 4 Ссылки

Описание

Церковь Александра Невского на Старой Гальянке

Храм Александра Невского стоит на Вересовой горе, возвышаясь над частным сектором района Старой Гальянки, и хорошо виден с набережной Тагильского пруда в Центре города. Храм Александра Невского каменный, пятиглавый, относится к Шатровому типу Русско-византийского архитектурного стиля и представляет собой единый комплекс с прямоугольным выступом на западной стороне притвора и полукруглым на восточной для алтаря. Северный и южный фасады посредине имеют незначительные выступы. Стены, порталы и забор храма оштукатурены, выкрашены в бежевый цвет. Крыша, купола, навес над крыльцом и воротами металлические, окрашены в тёмно-зелёный цвет.

Стены разделены на два неоднородных по высоте яруса, обрамлённые уступчатыми пилястрами-филёнками. Оконные проёмы арочные, вытянутые. Порталы оформлены с килевидными арками. Храм увенчан пятью главами на шатрах: центральная глава возвышена на большом усечённом шатре, а угловые главы-колоколенки стоят на четырёхгранных сквозных основаниях и увенчаны небольшими шатрами с малыми куполами. Все пять глав имеют луковичные купола с золотыми маковками и крестами. Внутри за четырьмя мощными подкупольными столбами находятся квадратные помещения, откуда ведут лестницы на колокольни.

На территории храма находится небольшой одноэтажный шестигранный бревенчатый домик-флигель, который служит помещением для охраны и для подсобных нужд. Крыша флигеля имеет небольшую маковку с золотым крестом, а цвет крыши более светлый по сравнению с крышей самого храма. Возле флигеля стоит деревянный сарай, выполняющий роль склада. Территория храма находится на возвышенности, укреплённой каменной кладкой и окружённой высоким каменным забором с металлической решёткой наверху, в котором имеется три входа: главный, который расположен напротив центрального восточного входа в храм и обрамлённый тройной каменной аркой под цвет и антураж храма; второй вход находится с севера, и лестница с него ведёт вниз в углубление каменной кладки и далее по склону Вересовой горы к зданию воскресной школы; третий вход является техническим и обычно закрыт, используется для хозяйственных нужд работниками храма.

История

Храм Александра Невского в Нижнем Тагиле был заложен 6 августа 1862 года в честь освобождения крестьян от крепостного права. Он был освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского был 6 декабря 1877 года. Во время гражданской войны здание храма дважды было пробито артиллерийскими снарядами, из-за чего сильно пострадало. До 1931 года храм был григорианским, а в 1931-35 гг. был кафедральным собором обновлённых Нижнетагильских архиереев. Храм был закрыт советской властью в 1940 году и возвращён верующим в 1989 году, в том же году церковь была заново освящена. С 1940 по 1950 гг. здание храма использовалось как склад для дуста, с 1950 года пустовало и постепенно разрушалось. Ныне храм действует, при нём работают воскресная школа и православная гимназия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: