Практические занятия для заочной формы обучения




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛИДЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

Аннотация:

Целью дисциплины является формирование у студентов научно-методической базы, необходимой для овладения основами профессионального взаимодействия в области физической культуры и спорта, получение теоретических и практических знаний, умений и навыков
в управлении.

Курс направлен на исследования феномена лидерства, изучение традиционных концепций и концепций ситуационного лидерства, понимание особенностей управления коллективом в сфере физической культуры
и спорта.

В процессе курса слушатели учатся формировать компетенции, направленные на мотивирование и стимулирование персонала физкультурно-спортивных организаций вырабатывать потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм современного менеджера.

 

Характеристика профессиональной деятельности обучающихся

Область и сфера профессиональной деятельности обучающихся

Сфера физической культуры и спорта, управление в сфере физической культуры и спорта, физкультурное образование, спорт, пропаганда здорового стиля жизни, сфера услуг, сферу управления, научно-изыскательные работы.

Объекты профессиональной деятельности обучающихся

- лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры
и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных
и спортивных услуг;

- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков,
и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;

- учебно-методическая и нормативная документация.

Тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности обучающихся

- организационно-управленческий;

- исследовательский.

Планируемые результаты обучения и составляющие их компетенций

ОПК-3 – способность творчески решать многообразие современных научных проблем и практических задач в сфере физической культуры и спорта
на основе развития теоретико-методологического мышления.

ОПК-2 – способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

ПК-10 – способность устанавливать отношения с лицами, вовлеченными
в процесс подготовки спортсменов с целью повышения ее эффективности.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

‐ принципы целеполагания;

‐ виды и методы операционного планирования;

‐ основные теории концепции взаимодействия людей в организации;

‐ принципы и методы мотивации, в том числе для сотрудников физкультурно-спортивных организаций;

‐ основы групповой динамики и командообразования;

‐ основы лидерства и управления конфликтами;

‐ основы коммуникационных стратегий;

уметь: ‐ ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

‐ организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

‐ диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

‐ разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;

‐ диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этических управленческих решений;

владеть: ‐ современными технологиями влияния на индивидуальное
и групповое поведение в организации;

‐ современным инструментарием управления человеческими ресурсами и деловыми коммуникациями;

‐ способностью повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры;

‐ способностью организовать многостороннюю (в том числе, межкультурную) коммуникацию и управлять ею;

‐ способностью задавать, транслировать правовые и этические нормы
в профессиональной и социальной деятельности;

‐ навыком использовать социальные и межкультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности;

‐ умением определять, транслировать общие цели в профессиональной
и социальной деятельности;

‐ способностью к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия;

‐ способностью транслировать нормы здорового образа жизни, увлекать своим примером;

‐ навыком строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности;

‐ способностью создавать и описывать технологические требования
и нормативы профессиональной деятельности и ответственно контролировать их выполнение.

Изучение дисциплины «Лидерство и профессиональное взаимодействие
в области физической культуры и спорта» базируется на следующих дисциплинах:

‐ теория и история менеджмента;

‐ теория организации;

‐ социология;

‐ психология.

 

Содержание дисциплины

№ п/п Раздел, тема дисциплины Содержание
  Тема 1. Сущность лидерства как базового элемента групповой организации Определение дефиниции «лидер», ее отличие от понятий «руководитель» и «управленец». Понятие, черты, функции, уровни лидерства. Классификации лидеров. Типология лидеров в зависимости от выполняемых ими функций и доминирующего мотива деятельности. Понятие и классификации типов лидерства. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование стиля и типа лидерства.
  Тема 2. Ролевые функции и типологические характеристики лидерства. Понятие власти, руководства и лидерства и их соотношение. Теории лидерства. Теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, теория адаптивного руководства. Стили руководства. Авторитарно-либеральный континуум стилей руководства. «Теория X» и «теория Y» Дугласа Мак Грегора. Четыре стиля лидерства по Р. Лайкерту. Пять стилей руководства, предложенных Робертом Блейком и Джейн Моутонон («управленческая решетка»). Суть ситуационного и адаптивного стилей руководства и лидерства в условиях социальных трансформаций.
  Тема 3. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции. Компоненты личностного ресурса лидерской позиции: мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, эмоциональный, коммуникативно-поведенческий. Модели компетенций. Основные типы компетенций. Лидерские компетенции. Мотивация к достижению. Внутреннее стремление к саморазвитию. Креативность. Работоспособность. Умение вдохновлять, заражать идеями. Эмоциональная компетентность. Управленческая компетенция. Понятие о социальной ответственности лидера. Современная технология лидерства: понятие, особенности и детерминанты.
  Тема 4. Командообразование как ключевая задача лидеров – руководителей. Команда как особый тип организации. Теории формирования команд. Диалектика отношений лидера и последователей в процессе развития команды. Классификаций ролей в команде. Мыслитель, исследователь ресурсов, оценивающий, коллективист, доводящий до конца, действующий, председатель. Лидер, руководитель команды. Эффективно действующая команда. Оценка личностных качеств персонала, их творческого потенциала, рефлексивная оценка собственных индивидуально-психологических и личностных характеристик. Взаимосвязь лидерства в спортивной команде и лидерства в физкультурно-спортивной организации.
  Стили эффективного лидерства и архетипы неэффективного лидерства Характеристика стилей эффективного лидерства: производитель, администратор, генератор идей, предприниматель, интегратор. Идеальное лидерство. Взаимодополняющая команда лидеров. Архетипы неэффективного лидерства: герой-одиночка, бюрократ, поджигатель, горячий сторонник, надсмотрщик, милостивый государь, заботливый бюрократ, тренер малой лиги, основоположник, изобретатель-одиночка, демагог, лжелидер, зануда, харизматичный гуру.
  Лидерство, формируемое через сферу физической культуры и спорта Лидерство, лидерские качества, формируемые с помощью занятий физической культурой и спортом. Формирование лидерских качеств через волонтерство. Спортивное волонтерство как возможность личностного развития и старта карьеры. Социальное проектирование в области физической культуры и спорта как процесс, позволяющий формировать рабочие группы и развивать лидерские качества их участников.

 

Практические занятия для заочной формы обучения

1. Сущность и природа лидерства.

2. Понятия стиля руководства и лидерства.

3. Лидерство и власть. Лидерство и влияние.

4. Факторы формирования лидерства.

5. Основы для формирования лидерства: лидерство, основанное на страхе; лидерство, основанное на убеждении; лидерство, основанное на знании.

6. Критерии эффективного лидерства.

7. Выдающиеся лидеры прошлого и современности.

8. Стили руководства.

9. Ситуационный и адаптивный стили руководства и лидерства в физкультурно-спортивной организации.

10. Стили эффективного лидерства и архетипы неэффективного лидерства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: