МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛИДЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
Аннотация:
Целью дисциплины является формирование у студентов научно-методической базы, необходимой для овладения основами профессионального взаимодействия в области физической культуры и спорта, получение теоретических и практических знаний, умений и навыков
в управлении.
Курс направлен на исследования феномена лидерства, изучение традиционных концепций и концепций ситуационного лидерства, понимание особенностей управления коллективом в сфере физической культуры
и спорта.
В процессе курса слушатели учатся формировать компетенции, направленные на мотивирование и стимулирование персонала физкультурно-спортивных организаций вырабатывать потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм современного менеджера.
Характеристика профессиональной деятельности обучающихся
Область и сфера профессиональной деятельности обучающихся
Сфера физической культуры и спорта, управление в сфере физической культуры и спорта, физкультурное образование, спорт, пропаганда здорового стиля жизни, сфера услуг, сферу управления, научно-изыскательные работы.
Объекты профессиональной деятельности обучающихся
- лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры
и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных
и спортивных услуг;
- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков,
и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;
|
- учебно-методическая и нормативная документация.
Тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности обучающихся
- организационно-управленческий;
- исследовательский.
Планируемые результаты обучения и составляющие их компетенций
ОПК-3 – способность творчески решать многообразие современных научных проблем и практических задач в сфере физической культуры и спорта
на основе развития теоретико-методологического мышления.
ОПК-2 – способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ПК-10 – способность устанавливать отношения с лицами, вовлеченными
в процесс подготовки спортсменов с целью повышения ее эффективности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
‐ принципы целеполагания;
‐ виды и методы операционного планирования;
‐ основные теории концепции взаимодействия людей в организации;
‐ принципы и методы мотивации, в том числе для сотрудников физкультурно-спортивных организаций;
‐ основы групповой динамики и командообразования;
‐ основы лидерства и управления конфликтами;
‐ основы коммуникационных стратегий;
уметь: ‐ ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
‐ организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
|
‐ диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
‐ разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;
‐ диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этических управленческих решений;
владеть: ‐ современными технологиями влияния на индивидуальное
и групповое поведение в организации;
‐ современным инструментарием управления человеческими ресурсами и деловыми коммуникациями;
‐ способностью повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры;
‐ способностью организовать многостороннюю (в том числе, межкультурную) коммуникацию и управлять ею;
‐ способностью задавать, транслировать правовые и этические нормы
в профессиональной и социальной деятельности;
‐ навыком использовать социальные и межкультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности;
‐ умением определять, транслировать общие цели в профессиональной
и социальной деятельности;
‐ способностью к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия;
‐ способностью транслировать нормы здорового образа жизни, увлекать своим примером;
‐ навыком строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности;
‐ способностью создавать и описывать технологические требования
и нормативы профессиональной деятельности и ответственно контролировать их выполнение.
|
Изучение дисциплины «Лидерство и профессиональное взаимодействие
в области физической культуры и спорта» базируется на следующих дисциплинах:
‐ теория и история менеджмента;
‐ теория организации;
‐ социология;
‐ психология.
Содержание дисциплины
№ п/п | Раздел, тема дисциплины | Содержание |
Тема 1. Сущность лидерства как базового элемента групповой организации | Определение дефиниции «лидер», ее отличие от понятий «руководитель» и «управленец». Понятие, черты, функции, уровни лидерства. Классификации лидеров. Типология лидеров в зависимости от выполняемых ими функций и доминирующего мотива деятельности. Понятие и классификации типов лидерства. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование стиля и типа лидерства. | |
Тема 2. Ролевые функции и типологические характеристики лидерства. | Понятие власти, руководства и лидерства и их соотношение. Теории лидерства. Теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, теория адаптивного руководства. Стили руководства. Авторитарно-либеральный континуум стилей руководства. «Теория X» и «теория Y» Дугласа Мак Грегора. Четыре стиля лидерства по Р. Лайкерту. Пять стилей руководства, предложенных Робертом Блейком и Джейн Моутонон («управленческая решетка»). Суть ситуационного и адаптивного стилей руководства и лидерства в условиях социальных трансформаций. | |
Тема 3. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции. | Компоненты личностного ресурса лидерской позиции: мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, эмоциональный, коммуникативно-поведенческий. Модели компетенций. Основные типы компетенций. Лидерские компетенции. Мотивация к достижению. Внутреннее стремление к саморазвитию. Креативность. Работоспособность. Умение вдохновлять, заражать идеями. Эмоциональная компетентность. Управленческая компетенция. Понятие о социальной ответственности лидера. Современная технология лидерства: понятие, особенности и детерминанты. | |
Тема 4. Командообразование как ключевая задача лидеров – руководителей. | Команда как особый тип организации. Теории формирования команд. Диалектика отношений лидера и последователей в процессе развития команды. Классификаций ролей в команде. Мыслитель, исследователь ресурсов, оценивающий, коллективист, доводящий до конца, действующий, председатель. Лидер, руководитель команды. Эффективно действующая команда. Оценка личностных качеств персонала, их творческого потенциала, рефлексивная оценка собственных индивидуально-психологических и личностных характеристик. Взаимосвязь лидерства в спортивной команде и лидерства в физкультурно-спортивной организации. | |
Стили эффективного лидерства и архетипы неэффективного лидерства | Характеристика стилей эффективного лидерства: производитель, администратор, генератор идей, предприниматель, интегратор. Идеальное лидерство. Взаимодополняющая команда лидеров. Архетипы неэффективного лидерства: герой-одиночка, бюрократ, поджигатель, горячий сторонник, надсмотрщик, милостивый государь, заботливый бюрократ, тренер малой лиги, основоположник, изобретатель-одиночка, демагог, лжелидер, зануда, харизматичный гуру. | |
Лидерство, формируемое через сферу физической культуры и спорта | Лидерство, лидерские качества, формируемые с помощью занятий физической культурой и спортом. Формирование лидерских качеств через волонтерство. Спортивное волонтерство как возможность личностного развития и старта карьеры. Социальное проектирование в области физической культуры и спорта как процесс, позволяющий формировать рабочие группы и развивать лидерские качества их участников. |
Практические занятия для заочной формы обучения
1. Сущность и природа лидерства.
2. Понятия стиля руководства и лидерства.
3. Лидерство и власть. Лидерство и влияние.
4. Факторы формирования лидерства.
5. Основы для формирования лидерства: лидерство, основанное на страхе; лидерство, основанное на убеждении; лидерство, основанное на знании.
6. Критерии эффективного лидерства.
7. Выдающиеся лидеры прошлого и современности.
8. Стили руководства.
9. Ситуационный и адаптивный стили руководства и лидерства в физкультурно-спортивной организации.
10. Стили эффективного лидерства и архетипы неэффективного лидерства