Ученическое самоуправление как средство формирования демократической культуры обучающихся.




Щеглова О.А,педагог - организатор муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 37 города Донецка»

«Главное, чему учит школа –

как найти свое место в жизни».

Бенджамин Спок.

Книга «Разговор с матерью»

Принцип демократии – один из важных принципов управления учреждением образования. Он реализуется при помощи следующих составляющих:

· управление,

· соуправление

· самоуправление.

Если управление школой подразумевает обеспечение оптимального функционирования учреждения администрацией, а соуправление является участием в выработке и принятии решений педагогами, учащимися, родителями, то ученическое самоуправление — это передача ряда функций управления учащимися. Это первый шаг проявления демократии в школе. Как вы все знаете, ученическое самоуправление, это, по сути, организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей, таких как демократизация жизни ученического коллектива и формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.

Развитие самоуправления помогает детям сформировать свою социальную позицию, определить возмож­ности, реализовать организаторские функции, почувствовать сложность социальных отношений, ощутить взаимозависимость между личностью и коллективом. Достичь этого в нашем лицее позволили следующие действия.

Первый шаг к воспитанию демократической культуры – предоставление свободы волеизъявления и законотворчества. Таким образом на первом заседании в 2015 году, после того, как работа нашего ученического самоуправления во время боевых действий была заморожена, родился новый проект - изменение в структуру организации. Ребята решили придумать новые называния комиссиям. Вот, что из этого вышло…

(Приложение)

Модель ученического самоуправления «Республики Добрых Дел» была адаптированной к современной модели нашего государства. Во главе находился Совет справедливых (три лидера, дополняющие и заменяющие друг друга в случае необходимости). Власть принадлежала Большому общелицейскому совету, мини-группы были объединены в министерства. Названия министерств – творческий порыв сделать не так, как у всех. Потому получились…

· «Министерство Добрых Дел» - внутренняя политика лицейского ученического государства

· «Министерство Успеха» занималось вопросами учебной деятельности

· «Министерство Улыбок» организовывало культурно-массовую работу во внеурочное время.

· «Министерство Актива» - спортивное направление.

· «Министерство «Агенты добра» - занималось шефской работой.

· PRESS-­центр взял на себя обязанности по информированию учащихся, педагогического коллектива и родительского комитета о событиях, организованных ученическим самоуправлением. Но главная миссия данного центра – привлечение интереса к «Республике Добрых Дел».

 

Подобные модель, структура и распределение работы по направлениям присущи практически всем ученическим организациям.

Когда ребята поняли, что им не навязывают чужое мнение, не только позволяют решать что-то самим, но и прислушиваются к их суждениям, работа ученического самоуправления вышла на новый уровень.

Второй шаг – просьба помощи в решении проблем, касающихся дисциплины. Образовавшийся коллектив активистов с большим интересом взялся за новые проекты: в попытке решить спорные вопросы между учителями и учащимися, ребята придумали «Кодекс лицеиста» (сборник правил и свобод учащегося лицея).

Шаг третий – анализ деятельности. Спустя несколько лет активисты задумались о том, почему при наличии 900 учащихся, количество ребят в министерствах, а также комиссиях классов, распределено неравномерно. Абсолютно всегда большинство выбирает культурно-массовое и шефское направление. Мы пришли к выводу, что для нашего учебного заведения такая форма работы не продуктивна. Она сужает рамки самореализации личности.

В 2018-2019 учебном году, ученик 10 юридического класса Бузулук Андрей выступил с предложением об изменении модели ученического самоуправления «Республика Добрых Дел». Его проектом является новое Положение, структура и схема ученического самоуправления, в основу которого легла организация работы пионерии, к ней было добавлены элементы устройства и чинообразования морского флота. Получилась новая модель организации.

(Приложение 1)

Работу курируют три капитана (первого, второго и третьего рангов). Капитан первого ранга занимается внешней политикой и сотрудничеством с молодежными организациями, капитан второго ранга – законтворчеством, и координирует работу старшего и среднего звена. Капитан третьего ранга – занимается вопросами начальной школы.

1. Все учащиеся являются юнгами. Чтобы стать матросом и получить звание выше (старшина, мичман, лейтенант) необходимо:

2. Быть инициатором мероприятий;

3. Стать участником оргкомитета в более 5 мероприятиях «Республики Добрых дел»;

4. Участвовать в шефской работе;

5. Провести более одного игрового занятия (с обязательной разработкой конспекта) в школе лидеров «Капитанский кубрик».

Наделение ученического коллектива правом соуправления жизненными процессами школы неоспоримо является самым главным методом демократизации и стимуляции социальной активности учащихся. Но в данном случае развивается только актив школы. Чтобы задействовать абсолютно всех пришлось пойти на следующий шаг – предложить классным коллективам поучаствовать в проекте «Великая классная регата»

(Приложение 2)

Ребятам предлагается состязаться в активности. «Республика Добрых Дел» предлагает множество мероприятий, за которые начисляет определенное количество баллов. Так, максимальное количество баллов можно собрать за благотворительную, шефскую деятельность, участие в патриотических мероприятиях и самостоятельность. Итоги подводятся ежемесячно на собраниях ученического самоуправления, а награждение в конце года на традиционном чествовании призеров конкурсов и олимпиад «Звездный дождь», либо на общелицейской линейке, посвященной Последнему звонку.

(Приложение 3)

Еще один интересный метод работы по части соуправления – предложить детям стать тренерами таких же, как и они учеников. Те, кто максимально активен и уверен в себе вместе с координатором проводят занятия в «Капитанском кубрике» - школе лидеров.

Благодаря хорошо организованной шефской работе, регулярном сотрудничестве с начальной школой, активность стали проявлять даже 4-е классы. Они придумали собственную модель детской организации, действующую в рамках класса.

Со временем ребята стали самостоятельно подбирать материал, распределять роли, проводить лицейские мероприятия

За время работы сформировался целый ряд мероприятий, организацией которых теперь занимается ученическое самоуправление: здоровье сберегающее развлекательное мероприятие «Танцевальная радуга», день дублеров на День учителя и проведение педсовета, праздничная поздравительная программа ко Дню учителя, «Шоу талантов» - мероприятие, направленное на развитие творческих инициатив, линейка «День мира», День счастья, развлекательное мероприятие с патриотической направленностью «А ну-ка, мальчики!», посвященное Дню защитника Отечества, «А ну-ка, девочки», посвященное Международному женскому дню, КВН, квест ко Дню первого кирпича (День закладки первого кирпича в новое здание лицея), акция «Каждой птице свой дом», которая проводится совместно с учащимися начальных классов. Совместно с театральным коллективом проводятся музыкальные переклички «И песня тоже воевала», а также концерт для ветеранов ко Дню Победы. Во время каникул проводятся Весенние и Осенние гуляния силами двух коллективов. Дети, занятые в подготовке праздников и агитбригад, сами создают декорации, костюмы, и постепенно учатся ответственности не только за себя, но и за товарищей, за успех общего коллективного дела.

Подводя итог, хочется заметить, что основная часть актива ученического самоуправления, после окончания обучения в лицее, продолжает социальную активность. Выпускники лицея, и ученического самоуправления «Республика Добрых Дел» в частности, становятся старостами студенческих групп, занимаются волонтерской работой. Некоторые заняли свое место в организации «Молодая Республика» и являются членами «Молодежного Парламента». Их примеру желают соответствовать новые активисты лицея. Основная часть актива имеет выраженную гражданскую позицию, принимает участие во всех мероприятиях района, города и Республики, обладает чувством ответственности, осознанием гражданского и патриотического долга.

Ученическое самоуправление является действенным средством формирования социально-нравственных ориентаций и социальной активности учащихся, но только в том случае, если достаточно развита демократическая сторона отношений.

При наличии должной атмосферы и уверенности в свободе собственных действий, дети получают возможность создать собственную мини-модель государства и опытным путем проверить ее эффективность.

Закончить выступление хочется найденной на просторах интернета цитатой: «Вы не можете управлять ветром, но вы можете натянуть паруса». Детский коллектив – ветер. Паруса – это ученическое самоуправление. И направление корабля зависит от уверенности и свободы, которые способны дать детям координатор, администрация учебного заведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: