Управление людьми всегда преследует определенные цели. Цель – это идеальный мыслительный образ результата деятельности.
Главная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью интеллектуальных ресурсов организации, ее человеческого капитала. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении. Для достижения этой цели реализуется ряд локальных целей-средств. Дерево целей менеджмента персонала включает целый ряд уровней.
Цель управления персоналом отражает желаемое состояние системы управления и должна соответствовать ряду требований:
быть нагруженной, но выполнимой, достижимой;
не противоречить объективным законам развития природы и общества;
быть согласованной по срокам, ресурсам и исполнителям;
обеспечивать концентрацию сил и средств на наиболее перспективных направлениях развития;
определяться однозначно и быть понятой исполнителям.
Все эти требования необходимо в полной мере учитывать в процессе целеполагания, т.е. при их формировании и постановке. Постановка целей должна осуществляться путем определения конкретных параметров, в частности предмета достижения цели, единицы измерения, количества (качества) и времени.
На уровне предприятия (организации) определяется производственно-коммерческие, экономические, научно-технические и социальные цели.
Производственно-коммерческие цели обусловлены производством и реализацией необходимой обществу продукции (услуг).
|
Экономические цели в условиях рыночной экономики связаны с получением прибыли от результатов хозяйственной деятельности.
Научно-технические цели требуют внедрения достижений науки и техники в производство и обеспечения определенного уровня качества продукции, т.е. как минимум соответствия установленным стандартам.
Социальные цели – это цели связанные с управлением персоналом. Эти цели можно разделить на четыре группы, каждая из которых включает в себя подцели.
Управление по целям улучшает мотивацию трудовой деятельности, способствует взаимопониманию руководителей и подчиненных, повышает эффективность деятельности. Тем не менее, оно сталкивается с определенными проблемами. В частности, кадровая политика призвана обеспечить баланс экономических и социальных целей организации. Экономические цели организации требуют максимизации прибыли и минимизации затрат. Однако достижение этих целей невозможно без решения социальных задач, т.е. учета потребностей, интересов и требований работников к предприятию (организации), которые связаны с определенными затратами.
Важнейшими задачами системы управления персоналом являются:
- помощь фирме в достижении её целей;
- эффективное использование мастерства и способностей персонала;
- обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;
- повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
- совершенствование мотивационных систем персонала;
- сохранение благоприятного морального климата;
|
- развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профессионального образования;
- управление внутриорганизационным движением персонала к взаимной выгоде работников и администрации, общества;
- планирование карьеры — продвижение по службе;
- совершенствование методов оценки деятельности персонала и аттестации управленческого и производственного персонала, связь управления персоналом со всеми работниками;
- обеспечение высокого уровня жизни, который делает желанной работу в данной фирме.
Управление персоналом имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах; разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала; планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации, переподготовка и др.