Мышление и речь
- мышление
- речь
- виды мышления
- формы мышления
- методы мышления
В течение жизни человек постоянно получает огромное количество информации из окружающего мира. Мы обрабатываем эту информацию в процессе мышления.
Понятие и особенности мышления. Связь мышления с речью
Мышление — высшая ступень познавательной деятельности человека. В процессе мышления человек обрабатывает усвоенные знания об окружающем мире, преобразует их в суждения, гипотезы, теории.
Мышление — процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира.
Соответственно, мышление позволяет человеку получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть восприняты непосредственно в ходе чувственного познания.
Из приведённого выше понятия можно выделить две основные особенности мышления:
- опосредованность — человек получает знания об объекте познания косвенно, опираясь на чувственный опыт и ранее приобретённые теоретические знания;
- обобщённость — человек в процессе мышления использует разные виды обобщений, связывает воедино различные свойства объектов познания.
Кроме того, мышлению присущи и другие важные особенности:
- личностный характер — мышление обладает довольно сильной личностной окраской, поскольку в этот процесс вовлекаются эмоционально-волевые стороны личности;
- социальная природа — в процессе мышления человек использует чувственный опыт и теоретические знания, уже полученные человечеством ранее;
- неразрывная связь с речью — в процессе мышления человек использует язык и речь, чтобы выражать мысли, формулировать понятия, выводить суждения и умозаключения.
О такой особенности мышления, как неразрывная связь с речью, следует сказать отдельно. Она заключается в том, что речь — универсальное средство выражения мысли. Мысль становится мыслью только после того, как её облекли в слова с помощью внешней или внутренней речи.
Речь — форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми, а также материальная (словесная) оболочка мышления.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Соответственно, речь не существует без мышления, а мышление — без речи; они неразрывно связаны.
Приведённые выше особенности присущи мышлению как таковому, то есть мышлению любого человека. Однако у мышления конкретного человека могут быть и индивидуальные особенности:
- быстрота — скорость, с которой мышление протекает;
- самостоятельность — умение человека увидеть и поставить новый вопрос или проблему, решить их собственными силами;
- критичность — способность человека в процессе мышления оценивать его результаты, находить в них сильные и слабые стороны.
Виды, формы и методы мышления
В зависимости от формы выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (практическое мышление): решает конкретно поставленные задачи и выражается в практической деятельности людей;
- наглядно-образное (художественное мышление): использует отвлечённые мысли и обобщения, воплощается в конкретных образах;
- словесно-логическое (абстрактное мышление): направлено на поиск закономерностей в природе и обществе, воплощается в общих связях и отношениях.
Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх основных форм:
- понятие — отражение общих закономерных связей в определении посредством слов и словосочетаний: «право», «политика», «религия»;
- суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи посредством повествовательного предложения: «Земля — третья по счёту планета от Солнца»;
- умозаключение — выведение нового суждения на основе других посредством рассуждения: «Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно, Земля — планета Солнечной системы».
В ходе мыслительной деятельности человек использует специальные операции (приёмы, методы). Они включают:
1. индукцию — движение мысли от частного к общему: «Сто делится на пять. Следовательно, все числа, оканчивающиеся нулём, делятся на пять»;
2. дедукцию — движение мысли от общего к частному: «Все люди смертны. Петров — человек. Следовательно, Петров смертен»;
3. анализ — разделение целого на составные части: например, разбор слова по составу, составление плана текста;
4. синтез — сбор составных частей в единое целое: например, химический синтез различных элементов, в ходе которого создаётся новое вещество или материал;
5. сравнение — сопоставление различных предметов и явлений: например, сравнение уровня жизни в Канаде и Мексике.