Описание последовательности проведения учебно-исследовательской экспедиции




Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность»

 

Задание для зачёта «Поисковая экспедиция» (max 30 баллов).

 

Экспедиция (от латинского «expeditio» – «приведение в порядок») – поход группы лиц с каким-либо специальным (научным) заданием. В соответствии с одной из трактовок в толковом словаре «поиск» – исследование, направленное на получение новых научных результатов.

Поисковая экспедиция – форма организации поисковой (учебно-исследовательской) деятельности, которая позволяет во внеаудиторное время выполнять свободное отыскивание нужной информации, формировать умения учащихся работать самостоятельно, творчески.

Выполнение поисковых заданий способствует изучению исследуемого процесса (объекта), что приводит к осознанному пониманию общих закономерностей профессиональной деятельности.

Задание. Организовать и провести групповую учебно-исследовательскую поисковую экспедицию, подготовить выступление в сопровождении мультимедийной презентации по теме «Идеальный учитель глазами…?» (окончания фразы: «… администрации»; «… общества»; «… учителей»; «… родителей»; «… учеников»).

Для выполнения работы студенты делятся на группы. В каждой группе выбирается координатор, который осуществляет общую организацию работы, отслеживает промежуточные и итоговый результат, рекомендует баллы за индивидуальный вклад каждого члена группы. Участники группы также оценивают работу координатора. Оценки не обсуждаются.

 

Общая характеристика проведения учебно-исследовательской экспедиции

Проектируемые цели «Поисковой экспедиции»: развитие способности формулировать личное и коллективное мнение, умение его конструктивно отстаивать; осуществлять писк причинно-следственных связей в изучаемых явлениях, делать самостоятельные выводы и обобщения, использовать результаты исследований на практических занятиях.

Особенности приёма «Поисковая экспедиция»:

· поставленная проблема должна быть не надуманной, а реальной;

· групповой (коллективный) способ организации поиска;

· самостоятельность и осознанность проведения исследования (через собственный опыт);

· наглядность проведения исследования (учащийся изучает действительность не только по книгам, а какой она есть на самом деле);

· публичное представление и защита результатов;

· соблюдение регламента выступления по результатам экспедиции.

 

Описание последовательности проведения учебно-исследовательской экспедиции

1 Планирование экспедиции начинается с оптимального выбора мест(-а) исследования. Важно, чтобы учащиеся четко уяснили – куда они идут, представляли особенности образовательного учреждения, наладили контакты, выявили информантов, владеющих наиболее значимым материалом.

2 Далее должна быть сформулирована цель учебно-исследовательской экспедиции. Цель это желаемый (предвосхищаемый) конечный результат; то, что требуется достичь в результате исследования.

3 Для достижения поставленной цели необходимо продумать способы получения желаемой информации. Это может быть устная беседа с информантами, интервью, анкетирование и другие. Целесообразно подготовить средства для фиксации данных (например, блокнот для записи, технические средства и т.п.).

4 На следующем этапе происходит основной сбор материала.

Вся группа организует совместный сбор материала. Для этого группа самостоятельно инструктируется по поводу дальнейшей работы. Исследуемые проблемы затрагиваются поочередно, точнее, в разные дни акцентируется внимание на разных вопросах. В общении с информантами беседа выстраивается всегда неожиданно, ведь никто не знает, что может рассказать тот или другой человек. Основными принципами ведения беседы являются: «Не жди, что на все твои вопросы ты сразу получишь всеобъемлющие ответы; сам больше слушай, меньше говори; задавать тему разговора нужно самому; не прерывай собеседника».

5 Первичная обработка данных, включающая в себя уточнение и восстановление выпавших данных. Необходимо понимать разницу между рабочими и ведущими (узловыми) данными. В процессе экспедиции часто получается большой массив информации, который является чрезмерной характеристикой, полученных в ходе исследования результатов. Поэтому обычно рабочие данные обрабатываются и на их основании делаются обобщённые выводы.

6 После экспедиции происходит окончательная обработка собранных материалов, их сопоставление, систематизация, анализ, обобщение и формулирование выводов, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Таким образом, вырабатывается навык логического построения системы доказательств.

7 Итоговое (зачётное) занятие подразумевает наглядный показ и защиту результатов учебно-исследовательской экспедиции. Характер полученных результатов может способствовать выбору творческой формы их представления.

Исследовательская работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества. Выступая, нецелесообразно зачитывать работу, перегружать её лишними данными. Главная задача выступающих – точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть учебно-исследовательской экспедиции, лаконично проиллюстрировав её небольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. Группа исследователей должна донести до слушателей свою индивидуальность, общую выработанную точку зрения.

Общими показателями оценки работы являются:

· осмысленность заявленной темы;

· способность формировать коллективное мнение и умение его конструктивно (убедительно, рационально) отстаивать;

· культура устной речи: грамотность изложения, отсутствие речевых, стилистических ошибок;

· точность по времени (работа в условиях ограниченного времени);

· соблюдение регламента выступления (время презентации выступления не должно превышать 10 мин.);

· творческий подход (нестандартный подход).

 

Критерии оценки участника группы координатором в экспедиции:

· наличие у участника своей позиции, точки зрения по поводу темы задания;

· адекватность способов решения выдвинутой проблемы (участник не отклонялся от выдвинутой темы);

· способность участника проникнуть в сущность поставленной в задании проблемы (глубина осмысления);

· ясность (вразумительность) изложения участником своей позиции другим членам группы;

· убедительность (весомость) изложения участником личной точки зрения;

· поисковая активность участника группы (участник способен оценивать полезность промежуточного результата на пути к конечной цели и корректировать свое поведение; извлекать «уроки» из своих ошибок и случайных удач);

· способность участника к конструктивному взаимодействию (умение слушать, уважать чужое мнение, работать сообща, цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге);

· готовность участника (желает, не отказывается) публично отстаивать принятое в группе решение (выступать);

· проявление участником инициативы (участник самостоятельно определяет необходимость выполнения того или иного действия, без напоминания);

· эмоциональная удовлетворенность участника совместной деятельностью: проявляет доверие, расположенность, юмор, искренность.

Участники группы:

· оказывают и принимают помощь и поддержку друг друга;

· обмениваются информацией;

· учат друг друга вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения;

· имеют четко выраженную позитивную мотивацию учения;

· успешно справляются со стрессами и раздражительностью.

 

Критерии оценки участника группы координатором в экспедиции:

Основная задача координатора – организация полного взаимодействия участников группы. Координатор осуществляет общую подготовку и организацию работы в группе, отслеживает промежуточные и итоговый результат, рекомендует баллы за индивидуальный вклад каждого члена группы.

 

Критерии оценки координатора группы участниками экспедиции:

· организаторские способности (способность координатора осуществлять общую подготовку и организацию работы в группе, распределять обязанности);

· обеспечение равных возможностей всем участникам группы при выполнении задания;

· аналитичность (готовность и способность координатора анализировать и объяснять действия участника группы);

· уважительное отношение к участнику группы;

· отсутствие негативных личностных оценок участника группы;

· готовность брать на себя ответственность за принятое решение при оценке работы участников группы (желает / не отказывается быть координатором).

· оперативность, точность, обстоятельность указаний, планомерное осуществление контроля выполнения заданий;

· обеспечение своевременной подготовки отчётного выступления;

· принятие мер по пресечению действий, умаляющих чьё-либо достоинство, содержащих оскорбления, угрозы и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: