Концепция учебного предмета
«Регионоведение. Башкортостан»
(ПРОЕКТ)
Концепция учебного предмета
«Регионоведение. Башкортостан»
(ПРОЕКТ)
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «Регионоведение. Башкортостан», а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты от ее реализации.
Ключевые понятия Концепции: регион, Башкортостан, народ, история, культура, язык, религия, межнациональные отношения, толерантность.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает включение в государственные образовательные стандарты национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент позволяет строить процесс обучения и воспитания учащихся с учётом специфики региона и местных культурно-исторических традиций, региональных экономических программ, перспектив развития.
В Стратегии модернизации образования Российской Федерации в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и всего общества:
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
- эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
|
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 6.12.2017 г. №08-2595 в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация с учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся может усилить (углубить, расширить) преподавание тех или иных учебных предметов из обязательной части учебного плана, ввести новые учебные предметы, в том числе государственные языки республик РФ. Государственные языки республик РФ могут изучаться в объеме до 2-х часов в неделю. Для обучающихся, не выбравших для изучения башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан, могут быть предложены предметы краеведческой направленности, учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные интересы обучающихся, обучение по которым может осуществляться на государственном языке РФ, государственных языках республик РФ или родном языке по выбору родителей (законных представителей).
Учебный предмет «Регионоведение. Башкортостан» предназначен для обучающихся 2–9-х классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. Изучение башкирского языка не входит в задачи предмета «Регионоведение. Башкортостан».
Содержание предмета носит интегрированный характер, так как рассматривается в общей системе дисциплин гуманитарно-эстетического цикла: истории, обществознания, литературы, музыкальной культуры, изобразительного искусства и т.д. Как дисциплина в общеобразовательных учебных заведениях, «Регионоведение. Башкортостан» ассоциируется с учебным предметом «Краеведение», что связано с изучением родного края. Следовательно, предметом комплексного регионоведения можно считать все многообразие взаимосвязей между природой, обществом и человеком, осуществляющим различные виды деятельности.
|
Создание учебного предмета «Регионоведение. Башкортостан» основано на следующих нормативно-правовых документах:
1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993г.).
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты (начального и основного общего образования: утверждены приказом Министерства образования и науки 6.10.2009 № 373 и 17.12.2010 № 1897).
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.).
5. Конституция Республики Башкортостан (принята 24.12.1993г.).
6. Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» (№ 696-З от 1.07.2013г.).
7. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» (№216–з от 15.02.1999 г.)
8. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года» (№624 от 20.12.2018г.)
Цель Концепции:создание целостного образа Республики Башкортостан путем освоения учащимися специфики культурно-исторических традиций народов региона, его географических, природных и экономических особенностей, перспектив развития на основе интеграции научных знаний, культурного наследия и современной культуры.
Основными задачами являются формирование следующих компетенций:
- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов Башкортостана, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
- знание и понимание своих гражданских прав и обязанностей, патриотизм в сочетании с уважением традиций и ценностей других народов, владение ценностями демократического общества, приверженность к его этическим нормам, знание и понимание норм здорового образа жизни;
- способность работать в коллективе, адекватно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и владение культурой речи.