Виктория КОРОЛЁВА (флейта)




Лауреат международных конкурсов

Родилась в Москве. Музыкой начала заниматься с 6 лет. Окончила музыкальную школу имени А.М. Иванова-Крамского по классам фортепиано и флейты. В 1991-1996 годах обучалась в Музыкальном училище имени Гнесиных (класс флейты Н.И. Кондрашова). В 1997 году поступила в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс профессора Ю.Н. Должикова). Во время учебы на первом курсе консерватории работала в оркестре под управлением Д. Орлова. Лауреат Международного конкурса камерных ансамблей (Казань, I премия, 1996 год).

С 2000 года работала в оркестре «Молодая Россия» под управлением М. Горенштейна. С 2002 года по настоящее время – солистка оркестра «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета.

Ведет активную концертную деятельность в качестве солистки и в составе камерных ансамблей. С 2002 года – солистка группы флейт оркестра «Новая Россия» и постоянная приглашенная солистка Камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Как исполнитель камерной музыки участвует в международных музыкальных фестивалях «Душа Японии», «Московская осень», «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия).

Выступает в камерных ансамблях с выдающимися музыкантами Ю. Башметом, А. Бузловым, А. Баевой, В. Холоденко.

В составе Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета исполняла Бранденбургский концерт И.С. Баха в знаменитом зале Musikverein в Вене. Участвовала в концертной записи Концерта для двух флейт и оркестра Э. Табакова совместно с М. Федотовой.

Награждена Почетной грамотой «Благодарность Министра культуры Российской Федерации».

 

Й. ГАЙДН (1732-1809)

И чистая меж нами связь

Под звуки гайдновских мелодий

Рождалась...

(А. Белый. «Воспоминание»)

Йозеф Гайдн родился в австрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера. Родители, увлекавшиеся любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил директор капеллы венского собора, с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди.

Последующий десятилетний период был для Гайдна весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой у венского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры. Гайдн хотел быть учеником Порпоры, но уроки стоили больших денег, поэтому во время занятий с разрешения учителя Йозеф сидел и слушал за занавеской. Помимо этого, будущий композитор старался восполнять пробелы в своем музыкальном образовании, усердно изучая творения Эммануила Баха и других своих предшественников, а также теорию композиции. Вскоре он написал и издал сонаты для клавесина, впервые обратив на себя внимание. Затем в 1749 году, еще до ухода из капеллы собора святого Стефана, Гайдн впервые обратился к крупной форме, создав две мессы brevis, фа мажор и соль мажор. Наконец, в 1750-е годы Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» (был поставлен в 1752 году в Вене и других городах Австрии), дивертисменты и серенады, около десятка квартетов и первую симфонию.

В 1754-1756 годы Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре в жизни Гайдна наступила черная полоса. В 1760 году он женился на Марии-Анне Келлер – и брак оказался неудачным. Детей у них не было, о чем композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Однако законы того времени не позволяли им разойтись. А в 1761 году граф фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

После расформирования оркестра графа фон Морцина Гайдну была предложена работа у князя Павла Антона Эстерхази, представителя одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Венгрии и Австрии. Поначалу композитор занимал должность вице-капельмейстера, однако вскоре был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки. В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие – после смерти Грегора Вернера он был возведен в капельмейстеры при дворе нового князя Миклоша Иосифа Эстерхази. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

1779 год вновь стал переломным в карьере композитора – был пересмотрен его контракт: если ранее все его композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям. Благодаря этому Гайдн отошел от опер и стал уделять все больше внимания квартетам и симфониям, начал сотрудничать с австрийскими и зарубежными издателями, что способствовало стремительному росту международной популярности композитора. В итоге к 1790 году Гайдн оказался в парадоксальном положении: будучи ведущим композитором Европы, в силу подписанного ранее контракта он работал капельмейстером в отдаленном дворце в венгерской деревне. Прихоти мецената нередко заставляли Гайдна поступаться творческой свободой. Вместе с тем отсутствие финансовых трудностей, а также руководство оркестром и хором благотворно сказались на развитии композитора. За почти тридцатилетнюю карьеру Гайдна при дворе Эстерхази (1761-1790) для капеллы и домашнего театра князя было написано огромное количество опер и симфоний (в том числе получившая широкую известность «Прощальная»). Пик творческой деятельности композитора пришелся на 1780-90-е годы, когда были созданы зрелые квартеты, шесть Парижских симфоний, оратории, мессы и другие произведения. К этому же периоду относится и Дивертисмент №2 для флейты, скрипки и виолончели соль мажор, написанный в 1784 году. Жанр дивертисмента был очень популярен при дворе и изначально представлял собой ряд концертных номеров, составлявших увеселительную программу в дополнение к какому-либо основному спектаклю или концерту (от фр. divertissement – «увеселение», «развлечение»). В дальнейшем дивертисментами стали называть музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших контрастных по форме пьес для одного или нескольких инструментов.

Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими современниками. В 1781 году в Вене композитор познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом, а в 1785 году под влиянием Моцарта был посвящен в масонскую ложу «К истинной гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Общение не только взаимно обогатило композиторов, но и оказало огромное влияние на процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе». Полифония уступила место гомофонно-гармонической фактуре, при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

В 1790 году, после смерти Николая Эстерхази, его сын и преемник Антон, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. Гайдн наконец получил свободу и в 1791 году подписал контракт на работу в Англии. Две поездки в Лондон, где композитор написал 12 Лондонских симфоний и получил степень почетного доктора Оксфордского университета, еще более упрочили славу Гайдна. Он собирал огромные аудитории, что в конечном итоге позволило композитору стать финансово обеспеченным.

В 1795 году Гайдн вернулся в Вену. К тому времени Антон Эстерхази умер, а его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна. Композитор согласился занять предлагаемую вакансию на неполный рабочий день, но статус его был уже иным. Гайдн пользовался огромной популярностью, был видным общественным деятелем в Вене, жил в собственном большом доме и творил как свободный художник. К этому периоду относятся его знаменитые оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), отличающиеся новой для этого жанра сочной бытовой характерностью и красочным воплощением явлений природы.

Однако работа над ораториями подорвала силы композитора, здоровье его пошатнулось и постепенно ухудшилось до такой степени, что к 1806 году он уже не мог сочинять. Гайдн скончался в 1809 году, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди последних слов композитора была попытка успокоить слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». На панихиде по композитору в церкви Шотландского монастыря был исполнен «Реквием» Моцарта.

Л. ван БЕТХОВЕН (1770-1827)

О Дионис, как муж, наивный

И благодарный, как дитя,

Ты перенес свой жребий дивный

То негодуя, то шутя!

(О. Мандельштам. «Ода Бетховену»)

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне, недалеко от французской границы. Отец и дед его были придворными музыкантами. Маленький Людвиг рано проявил свои музыкальные способности, и отец начал занятия с ним с пяти лет, рассчитывая сделать своего сына, подобно Моцарту, вундеркиндом и извлечь из этого материальную выгоду. Занятия проходили беспорядочно. Отец Бетховена часто бывал грубым, жестоким, чрезмерно требовательным. Он заставлял мальчика часами играть одни и те же упражнения. Иногда, приходя домой поздно ночью, он будил сына и сажал его за инструмент.

В 8 лет Бетховен начал выступать в концертах. Играл он на разных инструментах, пробовал писать музыку и хорошо импровизировал. Но систематическое образование, регулярные занятия начались только с 11 лет, когда Людвиг уже сам работал при дворе в должности помощника придворного органиста-музыканта, который сопровождает церковную службу на органе. Органистом был талантливый композитор Неефе, ставший для юноши не только хорошим педагогом, но и наставником, и другом. Именно Неефе посоветовал и помог Бетховену в 1787 году поехать в Вену для занятий с Моцартом. Моцарт, которому надоедали посещения многочисленных вундеркиндов, встретил Бетховена не особенно приветливо. Но, услышав импровизацию семнадцатилетнего юноши на заданную тут же тему, гениальный композитор обратился к своим знакомым, которые были в соседней комнате: «Обратите внимание на этого юношу – в будущем весь мир заговорит о нем». Бетховену не удалось работать с Моцартом, так как он вынужден был вскоре вернуться обратно в Бонн из-за болезни матери. Вскоре мать Людвига умерла, и он вынужден был взять на себя заботу о семье.

Несмотря на заботу о младших братьях и материальные трудности, Бетховен много работал, пополняя свое общее и музыкальное образование. В 1789 году он поступил на философский факультет Боннского университета, где быстро проникся передовыми идеями французских просветителей, сформировавших у молодого композитора республиканские взгляды и мысли об общественной справедливости, свободе и борьбе с тиранией. Однако в университете Бетховен проучился недолго.

В 1792 году Людвиг окончательно переехал в Вену, где вначале совершенствовался в композиции у Йозефа Гайдна (с которым у него отношения не сложились), а затем у Антонио Сальери. Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795 году. Тем же годом датированы его первые крупные публикации. По отзывам современников, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано. До 1802 года композитор создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Лунную» (1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть (менуэт или скерцо) и тем самым уподобляя сонатный цикл симфоническому. Между 1795 и 1802 годами были написаны также три фортепианных концерта, две симфонии (1800 и 1802) и множество камерно-ансамблевых сочинений.

Камерно-инструментальный жанр, включая струнные трио, был одним из наиболее значимых для Бетховена в 1790-е годы, своеобразной творческой лабораторией, позволявшей композитору экспериментировать, вырабатывая собственный стиль. В период с 1792 по 1798 годы Бетховен создал пять струнных трио. Трио №3 для скрипки, альта и виолончели до минор, соч.9 посвящено одному из покровителей Бетховена, графу фон Брауну, и по праву может считаться прорывом в области камерной музыки. Оно является наиболее мрачным и драматичным по характеру, глубоким и симфоничным по охвату, сам композитор считал его лучшим. Работая над этим произведением, Бетховен прокладывал путь в царство своих будущих гениальных симфоний. Первая часть, Allegroconspirito, начинается с напряженного мотива из четырех нот, который инструменты играют в унисон. В дальнейшей разработке эта фатальная тема повторяется рефреном, подобно пульсу, постепенно усиливаясь и завершаясь энергичной кодой. Вся первая часть будто пронизана игрой света и тени, борьбой доброго и злого начал. Вторая часть, Adagio con espressione, содержит два контрастных элемента: спокойно-меланхоличное течение музыки на время сменяется темой борьбы и сомнений, однако вскоре изначальная тема возвращается и под конец постепенно угасает. Третью часть, Scherzo: Allegro molto e vivace, отличает характерный для Бетховена болезненно тревожный, инфернальный характер. И, наконец, в финальной части, Presto, композитор ломает собственную традицию написания финального Presto в стиле рондо. Мрачная изначальная тема претерпевает в процессе разработки множество изменений и завершается блестящей кодой, затухающей в финальном пианиссимо. Композитор работал над этим трио с 1796 по 1798 год. Подобная длительная проработка произведений была характерна для Бетховена. Сам композитор так говорил о процессе своего творчества: «Я переделываю многое, отбрасываю, пробую снова до тех пор, пока не бываю удовлетворен, и тогда в моей голове начинается переработка в ширину, в длину, в высоту и глубину. Так как я сознаю, чего хочу, то основная идея не покидает меня никогда; она поднимается, она вырастает, и я вижу и слышу образ во всем его объеме, стоящим перед моим внутренним взором как бы в отлитом виде».

В конце 1790-х годов у Бетховена начала развиваться глухота, а к 1801 году он осознал, что болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802 года, находясь в деревне Гейлигенштадт под Веной, композитор направил своим двум братьям документ крайне пессимистического содержания, известный как «Гейлигенштадтское завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству.

Новый период творческой биографии Бетховена (1803-1812 годы) ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии – «Героическая» (1803). Первоначально Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту, однако, узнав, что тот объявил себя императором, отказался от этого намерения. Героическим, мятежным духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония (1808) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио» на сюжет о плененном борце за справедливость (1814), увертюры «Кориолан» (1807) и «Эгмонт» (1810), первая часть «Крейцеровой сонаты» для скрипки и фортепиано (1803), фортепианная соната «Аппассионата» (1805). Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентным размахом и интенсивностью мотивной работы, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, регистровыми контрастами.

К середине 1800-х годов Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием как первый композитор своего времени. В 1808 году он дал свой фактически последний концерт в качестве пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). В 1813-1815 годы Бетховен сочинял мало, так как испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой. Кроме того, в 1815 году на его плечи легла забота о племяннике (сыне покойного брата), который обладал весьма тяжелым нравом. Как бы то ни было, с 1815 года начался новый, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышло множество произведений крупного масштаба, в том числе Торжественная месса (1823) и Девятая симфония (1823). В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Композитор испытывал особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что, несомненно, связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), сложным полифоническим и вариационным формам, расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов. Один из самых смелых экспериментов Людвига ван Бетховена по обновлению формы — огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь впервые в истории музыки Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей.

К 1820-м годам слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Хотя его позднее творчество мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей предпочтение Дж. Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб личности Бетховена. Когда в марте 1827 года композитор скончался, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек.


ФРАНЦ ШУБЕРТ (1797-1828)

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.

(А. Блок. «Я никогда не понимал…»)

Франц Шуберт – один из первых крупных представителей музыкального романтизма, выразивший, по словам Б. Асафьева, «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей». В его музыке еще нет такого сгущенного психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания.

Шуберт родился в пригороде Вены, в семье учителя приходской школы, виолончелиста-любителя, происходившего из семьи моравских крестьян. Франц рано проявил музыкальные способности. Первыми его учителями стали домочадцы: отец обучал игре на скрипке, старший брат – на фортепиано. С семи лет мальчик начал обучение игре на органе, а также пению в приходской церкви. В 11 лет благодаря красивому голосу он был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и церковно-певческую школу – конвикт. Там был свой ученический оркестр, где вскоре Шуберт стал исполнять партию первой скрипки, а иногда даже дирижировать. В этот период Шуберт брал уроки у Антонио Сальери, познакомился с музыкой Гайдна и Моцарта. Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни. Однако в 1813 году у Франца начал ломаться голос, из-за чего его отчислили из хора. К тому же композитора угнетала необходимость изучать то, что было далеко от музыки, и через пять лет, так и не закончив конвикта, Шуберт ушел из него. По воле отца, желавшего обеспечить сыну стабильное существование, Шуберту пришлось устроиться учителем в школу.

Но намерениям отца сделать из сына учителя с надежным заработком так и не суждено было осуществиться. Шуберт вступил в самую интенсивную пору своего творчества (1814-1817 годы), не слыша отцовских предостережений. К концу этого периода он стал уже автором пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен, среди которых есть такие как «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Скиталец». К этому же периоду относится и Струнное трио си-бемоль мажор (D 581). Шуберту казалось, что мир вот-вот распахнет ему дружественные объятья, и он решился на крайний шаг – бросил службу. В ответ возмущенный отец оставил его без всяких средств к существованию и по сути порвал с ним отношения. В течение нескольких лет Шуберту пришлось жить у своих друзей – среди них композиторы, художник, поэт, певец. Франц стал душой компании, к этому времени относятся знаменитые «шубертиады» – вечера, посвящаемые исключительно музыке Шуберта, когда он не отходил от фортепьяно, тут же, на ходу сочиняя музыку. Но, как бы ни старались помочь ему друзья, это были годы отчаянной борьбы за существование. Нищета не позволила композитору даже жениться на любимой девушке, которая по воле матери предпочла ему богатого кондитера.

В 1822 году Шуберт написал одно из лучших своих произведений – восьмую «Неоконченную симфонию», а в следующем – шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен «Прекрасная мельничиха». Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке – романтизм. Постепенно к Шуберту начала приходить популярность, его песни стали исполняться в венских салонах. В 1823 году его избрали почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. Однако издатели наживались на наивном композиторе, и он все равно едва сводил концы с концами.

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене. Он все больше и больше погружался в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе, и лишь Шуберт оставался наивно верен идеалам молодости. Несколько мест, на которые он был вправе рассчитывать и которые обеспечили бы ему безбедное существование, были в результате отданы другим музыкантам. Второй песенный цикл Шуберта «Зимний путь» – это боль неоправдавшихся надежд и утраченных иллюзий.

И все-таки, пусть только однажды, судьба улыбнулась ему. 26 марта 1828 года благодаря друзьям он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех. Однако вскоре после этого, 19 ноября 1828 года, в возрасте неполных 32 лет, композитор скончался от брюшного тифа. Впоследствии, согласно завещанию Шуберта, его похоронили рядом с боготворимым им Бетховеном.

В.А. МОЦАРТ (1756-1791)

Пусть берут его искусство

Задарма.

Сколько требуется чувства

И ума!

Композитор Моцарт Вольфганг,

Он горазд, –

Сколько требуется, столько

И отдаст...

(Д. Самойлов. «Дуэт для скрипки и альта»)

Моцарт родился в семье придворного музыканта и талантливого педагога. Музыкальные способности Вольфганга проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Отец обучил мальчика основам игры на клавесине, скрипке и органе. В шесть лет Вольфганг написал свою первую композицию. В том же году вместе с отцом и сестрой он уже гастролировал по Европе, побывал в Вене, где был дважды удостоен приема у императрицы Марии Терезии. Это путешествие положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались в течение десяти лет. Слава о Моцарте как о вундеркинде распространилась в крупнейших музыкальных столицах. Моцарты были приняты при дворе Людовика XV, в это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга – четыре скрипичные сонаты. Затем семейство отправилось в Лондон, где было торжественно принято королем Георгом III. В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана Баха, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита. В 12 лет Вольфганг написал свою первую оперу «Мнимая простушка» и большую мессу для хора с оркестром. Далее Моцарты отправились в Италию, где Вольфганг встретился с Пиччини и Саммартини, в Риме услышал знаменитое «Miserere» Аллегри, которое потом записал по памяти. Папа Климент XIV принял Моцарта и пожаловал ему орден Золотой шпоры. В Болонье Вольфганг занимался контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, по настоянию которого подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии.

Однако за столь оглушительным успехом Моцарта последовала череда неудач. Вольфганг не был принят на службу в Италии и вынужден был вернуться в Зальцбург. Новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством. Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Вольфганг целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет – эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Летом 1777 года Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. Он отправился вместе с матерью в Германию и Париж, однако в Мюнхене курфюрст отказался от его услуг, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Помимо этого, во время поездки скончалась мать Вольфганга. В итоге отец потребовал от него вернуться домой в Зальцбург. Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе и в этот период написал множество церковных произведений. Однако ненависть Моцарта к хозяину-архиепископу возрастала. В итоге после громкого успеха во время поездки в Вену Моцарт подал прошение об отставке и был со скандалом выставлен за дверь.

В этот переломный период композитор создал Квартет №1 для флейты, скрипки, альта ивиолончели ре мажор (K 285) – первый из трех квартетов, написанных Моцартом по заказу голландского флейтиста-любителя Фердинанда де Жана. Блестящее Adagio, обрамленное стремительными крайними частями, напоминает романтическую песню трубадура и предвосхищает знаменитую медленную часть Фортепианного концерта №23 (K 488).

После разрыва с архиепископом Моцарт решил не поступать на службу, женился против воли отца и обосновался в Вене. Здесь была исполнена его опера «Похищение из Сераля», благодаря ее успешной премьере Моцарт стал кумиром венской публики. Он был нарасхват и как композитор, и как исполнитель. Билеты на его концерты (так называемые «академии»), распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. Для своих «академий» Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов.

К этому же времени относится и начало многолетней искренней дружбы В.А. Моцарта и Й. Гайдна, они оказали значительное влияние друг на друга. В 1784 г. Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию (масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в «Волшебной флейте»). В этот же период он приступил к созданию оперы на антиаристократическую пьесу Бомарше «Женитьба Фигаро». В Вене первая постановка оперы не имела особого успеха, однако в Праге завоевала исключительную популярность.

Именно в Праге, вдохновленный теплым приемом, композитор начал работу над оперой «Дон Жуан», которая впоследствии имела оглушительный успех у пражской публики. Однако после триумфа в Праге Моцарта начали преследовать неудачи. В 1788 году скончался отец композитора. Постановка «Дон Жуана» в Вене окончилась провалом. Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, однако со сравнительно небольшим жалованием. К тому же император не особенно разбирался в музыке Моцарта и относился к нему прохладно.

К 1789 году материальное положение Моцарта по-прежнему оставалось печальным. Академии не собирали достаточное количество подписчиков, а концертные поездки лишь ухудшали его пошатнувшееся материальное положение и здоровье. В этот период Моцарт создал одну из лучших своих опер – «Волшебную флейту» – и, уже будучи тяжело больным, при загадочных обстоятельствах начал работу над «Реквиемом». Закончить знаменитый «Реквием» пришлось уже ученику Моцарта Зюссмайеру. На 35-м году жизни композитор скончался.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: