В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из этих условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т. п. Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации.
Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.
Ценовая дискриминация по объему покупки. Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.
Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.
|
Модель совершенной ценовой дискриминации, осуществляемой фирмой-монополистом, показана на рис. 1. Если монополия назначает единую цену для всего товарного рынка, то при оптимальной для нее цене Р1 объем производства устанавливается на уровне QB. Увеличивать производство дальше не имеет смысла: предельная выручка становится меньше предельных затрат (МС). При этом излишек потребителей равен площади треугольника Р1АВ. Совершенная ценовая дискриминация означает, что каждая единица товара продается по максимально возможной цене, равной цене спроса. Теперь с ростом продаж потери от снижения цен на все единицы товара отсутствуют, и кривая предельной выручки МДпд совпадает с кривой спроса (D). Монополисту становится выгодно увеличивать объем производства и продаж (за счет снижения цены на каждую последующую единицу товара) до тех пор, пока цена не опустится до величины P2, равной предельным затратам. Общий объем производства возрастает с QB до QE. Это столько же, сколько производилось бы в условиях совершенной конкуренции. Однако монополист перераспределяет в свою пользу весь излишек потребителя. Общая величина излишка становится равной площади фигуры, ограниченной осью ординат и кривыми МС и D (GAEF). В случае совершенной конкуренции при единой цене товарного рынка Р2 покупатели сохранили бы излишек, равный площади треугольника Р2AE.
Рис. 1. Совершенная ценовая дискриминация
При дискриминации на сегментированном рынке монополия максимизирует прибыль, выбирая наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из сегментов, отличающихся один от другого эластичностью спроса.
|
Предположим, что монополист может разделить рынок своей продукции на два сегмента, причем переток товара с одного сегмента на другой невозможен. Рис. 2,а отражает спрос на продукцию монополиста на сегменте с более эластичным, а рис. 2,б - на сегменте с менее эластичном спросом.
Рис. 2. Предельная выручка монополии на сегментированном рынке.
а - на сегменте 1; б - на сегменте 2; в - на рынке в целом
Нам необходимо прежде всего выяснить, как в этом случае монополист распределяет свой общий объем реализации между двумя сегментами рынка. Понятно, что максимизирующий прибыль монополист должен распределить некоторый объем реализации между двумя рынками таким образом, чтобы общая выручка от реализации продукции была максимальной. Каково же условие максимизации общей выручки? Представим себе, что монополист распределил реализацию между рыночными сегментами так, что предельная выручка на сегменте рынка MR1 больше предельной выручки на сегменте MR2. Тогда монополист может увеличить общую выручку, перебросив одну единицу продукции с сегмента с низкой предельной выручкой на сегмент с более высокой предельной выручкой. При этом объем реализации монополиста останется неизменным, а общая выручка возрастает. Если и после этого MR1 все же будет больше MR2 процесс максимизации выручки может быть продолжен переброской еще одной единицы продукции на рынок с более высокой предельной выручкой. Только еслиMR1 = MR2, (1)
|
никакое перераспределение объема реализации между сегментами рынка не позволит монополисту увеличить общую выручку, а следовательно, и прибыль. Условие (1) верно для распределения любого выпуска. Поскольку дополнительная единица товара, проданная на любом из сегментов рынка, приносит фирме одинаковую дополнительную выручку, равную предельной выручке на каждом из сегментов, предельная выручка фирмы на сегментированном рынке в целом также будет равна этой величине:MR1(Q1) = MR2(Q2) =MRS(Q) (2)
При этом Q = Q1 + Q2. (3)
Следовательно, кривая предельной выручки монополиста представляет собой горизонтальную сумму кривых предельной выручки обоих секторов рынка (рис. 2,в). Заметим, ход приведенных выше рассуждений полностью аналогичен ходу рассуждений, с помощью которых мы показали, что монополист, осуществляющий выпуск продукции на нескольких заводах, всегда распределяет свой объем производства между этими заводами так, что предельные затраты по выпуску продукции на всех заводах равны между собой (см. лекцию 26).
Попробуем теперь определить, при каких объемах реализации и ценах на каждом сегменте рынка монополист получает наибольшую общую прибыль. Рассмотрим рис. 3. Как известно, монополист получает максимальную прибыль при таком объеме выпуска (Q), при котором MRS = MC. В нашем случае монополист должен еще распределить этот объем между сегментами рынка, причем оптимальным, как мы знаем, является такое распределение, при котором MR1 = MR2 = MRS. (Монополист выполняет это условие (а следовательно, максимизирует общую прибыль), реализовав на первом сегменте рынка Q1 единиц продукции по цене P1, а на втором сегменте Q2 по цене Р2.
Рис. 3. Ценовая дискриминация на сегментированном рынке
Цена, устанавливаемая монополистом на сегменте с более эластичным спросом, ниже, чем цена на сегменте с менее эластичным спросом: P1 < Р2. Покажем, что это утверждение справедливо во всех случаях. Как мы помним (лекция 26),MRS = P(1 - 1/h).
Осуществляющий ценовую дискриминацию монополист распределяет объем реализации между сегментами рынка так, что MR1 = MR2. Следовательно,P1(1 - 1/h1) = P2(1 - 1/h2). (4)
Пусть спрос на первом сегменте более эластичен, чем на втором:h1 > h2. (5)
Это означает, что(1 - 1/h1) > (1 - 1/h2). (6)
Тогда из (4) и (6) следуетP1 < Р2. (7)
Таким образом, монополист всегда устанавливает на сегменте с более эластичным спросом цену ниже, чем на сегменте с менее эластичным спросом.
Из выражения (4) можно сделать еще один весьма важный вывод. Если эластичность спроса на обоих сегментах рынка одинакова, то и цены, устанавливаемые монополистом, также будут одинаковы, т. е. ценовая дискриминация потеряет для максимизирующего прибыль монополиста всякий смысл. Таким образом, различная эластичность спроса на разных сегментах рынка является важнейшим условием для осуществления монополистом ценовой дискриминации.
Монополистический диктат противоречит интересам потребителей. Он ведет к общественным потерям, связанным, в частности, с сокращением объема продаж. Однако ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных слоев населения.
Дискриминацию цен всегда проводят только монополисты. Дискриминационная цена выгодна и продавцам, и покупателям.
Например определение дискриминационной цены на самолет.
Всего 100 мест. Если все билеты продать по цене 50 долларов, то выручка составит 5000 долларов (строка № 1).
Если же 50 билетов продать по цене 100 долларов и 50 билетов по цене 50 долларов, то общая выручка составит уже 7500 долларов.
№ | Q, билетов | Р,дол. | TR, дол. |
2500 дол. |
В целом политика дискриминационных цен экономически выгодна, однако в США и в некоторых других странах дискриминация цен не поощряется. Более того, она попадает под антимонопольное регулирование (препятствуют конкуренции).
График определения дискриминационной цены.
P,R,C
MC ATC
Рмон
Ропт D
Рконкур
0 Qмон Q конкур Qед
MR
4 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИЗМА И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
История развития монополий есть вместе с тем и историей борьбы с ними. Старание больших объединений целиком захватить рынки вызвало недовольство мелких и средних предпринимателей и широкой общественности. Вокруг монополий формируется отрицательная общественная мысль, которая требует государственной защиты потребителей от своеволия монополистов, ограничение деятельности последних.
В Соединенных Штатах первым законодательным актом, направленным против монополизации экономики, был “Антитрестовский акт Шермана” (1890 г.). За ним объявлялось незаконным создавать монополии или вступать в заговор для ограничения конкуренции.
Первые законы против монополий в Европе были принятые лишь в 30-х годах ХХ ст. (Бельгия — в 1935 г., Дания — в 1937, Великобритания — в 1948, ФРГ — в 1957, Франция — в 1963). А в странах Восточной Европы такие законодательные акты вообще появляются лишь в конце 80-х.
Нельзя однозначно отрицательно относиться к монополии, у нее есть некоторые преимущества:
− в некоторых отраслях укрупнение производства позволяет добиваться значительной экономии средств (естественные монополии);
− крупным предприятиям легче финансировать научные разработки.
Но в тоже время у монополии много недостатков:
− имея рыночную власть и не испытывая на себе давления конкурентов, монополия может не заботится о качестве продукции, избегать частых и глубоких ее модификаций, сокращать ассортимент;
− деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов;
− укрупнение производства неизбежно приводит к бюрократизации;
− ресурсы на монопольном рынке распределяются неэффективно, поэтому общество несет определенные издержки.
Неэффективность монопольной власти |
Поскольку монопольная власть приводит к повышению цен и снижению объемов, следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и повышения благосостояния производителей.
Рассмотрим ситуацию выигрышей потребителей и производителей в условиях совершенной конкуренции и монополии, предположив, что кривые издержек одинаковы для тех и других. Чтобы максимизировать прибыль, фирмы осуществляют выпуск при
MR = MC.
Pm − цена монополиста; Qm – объем монополиста; Pс − цена конкурентной фирмы; Qс – объем конкурентной фирмы.
В ситуации монополии цена выше и покупатели покупают меньше продукции, чем на конкурентном рынке. Потребители, которые покупают по цене Pm теряют часть выигрыша (А); те которые не могут купит по цене Pm, но могли бы купить по цене Pс теряют выигрыш В. Отсюда совокупные потери потребителей А+В.
Производитель получает прибыль А, продавая по более высокой цене, но теряет часть выигрыша С как дополнительную прибыль, которая могла бы быть получена на конкурентном рынке при увеличении объема до Qс при цене Pс. Общая прибыль производителя составляет А−С. Вычитая потерю потребительского выигрыша из прибыли производителя получим:
это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыль монополиста обложена налогом, который перераспределен в пользу потребителей, эффективность все равно бы не была достигнута, потому что объем монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.
Учитывая все доводы против монополий, необходимо проводить антимонопольную политику – это политика, направленная против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Антимонопольная политика имеет направления:
1) демонополизация (направлена на снижение или ограничение роста степени монополизации рынка):
− разработка системы ограничения на слияние и межфирменные соглашения, ведущие к росту монополизации и ограничению конкуренции в отрасли;
− проведение разукрупнения сложившихся монополий;
− содействие конкуренции в монополизированных отраслях.
26.07.2006 г. был принят ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. Запрещается соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если это угрожает конкуренции (доминирующее – 50 %).
Политика содействия конкуренции направлена на развитие конкурентной среды в монополизированных отраслях: стимулирование создания новых фирм и поощрение действующих (льготное кредитование, налоговые льготы и прочее).
2) государственное регулирование экономики. Традиционным объектом регулирования является деятельность естественных монополий – это фирма, способная удовлетворять рыночный спрос по любой цене при более низких издержках, чем несколько фирм меньшего размера. Продукцией такой фирмы, как правило, является общественно необходимый или неделимый товар или услуга (метрополитен, водоснабжение, газоснабжение, электроэнергия, предоставление услуг связи, транспорта и так далее).
Правительство разрешает производить такого рода товары и оказывать такие услуги одной фирме. Взамен оставляет за собой право регулировать и контролировать деятельность такой монополии. Регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства от снижения издержек на единицу продукции.
Естественная монополия
Как правило, устанавливаются тарифы и цены, возмещающие издержки производства, то есть на уровне нормальной прибыли Р = АТС. Но ресурсы в таком случае остаются недораспределенными (при РR).
Цена, при которой достигается эффективное распределение ресурсов, то есть Р=МС, называется общественно оптимальной ценой, но она влечет за собой постоянные государственные субсидии.