II Ватиканский собор (1962-1965)




Католическая догматика в новое и новейшее время: I и II Ватиканские соборы

I Ватиканский собор (1868-1870)

(В католической церкви - XX Вселенский собор)

Место проведения: Рим, собор Святого Петра.

Созван буллой Пия IX (Aeterni Patris) от 29 июня 1868 г. для осуждения новых течений в Римской церкви (рационализма и либерализма) и для решения вопроса об авторитете папства.

 

Для подготовки к собору было организовано пять подготовительным комитетов под председательством кардиналов и 88 консультантов. Для обсуждения было подготовлено 3 крупных догматических проекта: о католическом учении, о Церкви Христовой, о христианском браке; 28 проектов о церковной дисциплине: о епископах, семинариях, проповедях, катехизисе, ритуалах итд; 18 декретов о религиозных орденах; 2 проекта о восточных обрядах и миссии. Также ряд тем для обсуждения предлагались и самими епископами, например, кодификация всего канонического права или пересмотр «индекса запрещённых книг».

 

Собор работал с 8 декабря 1869 по 20 октября 1870 год. Прошло 4 публичных заседания:

1. 8 дек 1869: торжественное открытие

2. 6 января 1870: епископы поочередно оглашали своё исповедание веры

3. 21 апреля: приняты новые постановления по вопросам вероучения

4. 18 июля: провозглашена (непогрешимость) безошибочность папы

 

Из-за того, что работа собора была прервана, было принято 2 конституции:

I. Dei Filius:

Догматическая конструкция защищала основополагающие принципы христианского вероучения против учений рационализма, материализма и атеизма.

Состоит из нескольких частей. Первая глава развивает учение о существовании Личного Бога, Который создал все из ничего, все предвидит, ведёт все к его предназначению. Вторая глава рассматривает естественные и сверхъестественные пути познания Бога, необходимость божественного откровения, источники которого Писание и церковное толкование. В третьей главе говорится о силе веры, о возможности и естественности чудес как подтверждения Божественного Откровения, об основании Кафолической Церкви Иисусом Христом. Четвертая глава говорит об учении о связи веры и разума. «Тайны веры не могут быть в полной мере познаны природным разумом, однако явленная в вере истина никогда не может противоречить позитивным результатам разумного исследования». Далее обсуждаются ереси, противоречащие изложенному учению и придаются анафеме.

II. Pastor Aeternus:

Проект был внесён на обсуждение 21 января 1870 и состоял из 15 глав: 1-10 – о Церкви, 11-12 – о верховности папы, 13-15 – об отношениях между церковью и государством.

Затем внесена глава о (непогрешимости) БЕЗОШИБНОСТИ папы (infallibilitas). Он вызвал резкую негативную реакцию со стороны держав, были отправлены ноты, выражавшие недовольство и просьбу отозвать проект декрета, так как этот вопрос выходись за пределы религиозной области и носит политический характер. Догмат вызывал и возражения значительной части духовенства. Дискуссия проходила с 13 мая по 17 июля, было 65 выступлений, где против догмата выступило 26. На голосовании присутствовало 601/1037 иерархов. За условное одобрение проголосовали 62 члена собора, за догмат – 451, против – 88. Уговоры папы на смягчение догмата были тщетны, 61 человек покинули Рим.

Таким образом, в этом догмате говорится о Церкви Христовой и папе Римском, на примате которого основаны единством сила всей церкви. Папа обладает приматом установленной в законном порядке власти надо всеми другими церквами и истиной, которой клир и миряне любого состояния обязаны послушанием. Папа – верховный судья всех верных, может пересматривать любое церковное решение, а его решения не могут быть оспорены, даже Вселенским собором.

 

Также утверждён доклад о непрочном зачатии Девы Марии (провозглашён в 1854).

 

Был прерван революционными событиями 1870 года, и о его окончании было объявлено только папой Иоанном XXIII в момент созыва второго. Рим был захвачен итальянскими войсками, и таким образом перестал быть частью папской области. Два месяца спустя по провозглашению непогрешимости папы его светская власть завершилась. Папа объявил себя узником на Ватиканском холме и ввёл запрет католиками являться на выборы (до 1904 г).

 

Значение: Первая из конституций представила авторитетное и ясное выражение фундаментальных принципов понимания истинной веры, источников в противовес рационализму и вольнодумству. Вторая конституция окончательно вопрос об отношениях папы и церкви. Папство есть центр католической церкви, но при этом соборы в целом сохранили своё значение, так как и до этого их решения получали значимость через одобрение папы. Помимо этого, со временем стала проявляться сложность их созыва (трехсотлетий перерыв между 19 и 20).

 

Последствия: догмат о папской непогрешимости вызвал сильную оппозицию, протесты правительств стран, движения против католической церкви, стремление освободится от влияния церкви в политике и образовании. (Именно принятие догмата в значительной мере спровоцировало появление в бисмарковской Германии политики Kulturkampf (1870е)). Помимо этого, привело к развитию старокатолицизма – (сущ. с ~1724 г.) католики, не признающие ватиканский догмат.

 

Но Папа оказался лишенным светской власти: в ходе начавшейся франко-прусской войны французские войска покинули Рим, и он был занят итальянскими войсками и земли были присоединены к итальянской республике, Папа же оказался фактически запрет в Ватиканском дворце.

 

II Ватиканский собор (1962-1965)

(21 Вселенский)

Впервые мысли о необходимости нового собора католической церкви было сформулировано папой Пием XI в первой его энциклике 23 декабря 1922 года. Но для созыва общекатолического собора было не благоприятное время: понтификат Пия 11-го совпал с периодом фашистской диктатуры Муссолини в Италии. Между тем возникла необходимость в выработке новых подходов к позиционированию церкви в новой социальный реальности.

 

Новый папа Иван 23-й изначально считался «переходной фигурой». Но неожиданно для всех он объявил кардиналам решение созывать римский синод и всеобщий вселенский собор церкви, и одновременно было объявлено об официальном закрытии первого Ватиканского собора.

В Число основных задач будущего собора были поставлены темы, связанные с обновлением католической церкви: богослужения, экуменизм, возврат к библейским и святоотеческим источникам. Папа видел задачу собора в реорганизации и обновлении церковной жизни, с тем чтобы внутренне приспособить её к изменившемуся сознанию современных верующих, психологическим особенностям и культурным потребностям, чтобы устранить препятствия объединение всех христиан.

 

Таким образом второй Ватиканский собор имел две цели: обновление церкви, чтобы она могла верно осуществлять свою миссию в современном мире, и расширении пастырской деятельности. Папа отмечал, что в центре внимания собора не должны быть догматический вопросы, эта цель впоследствии была достигнута. Удивительно было то, что на собор были приглашены также представители некатолических христианских общин.

 

Работа второго Ватиканского собора приходила в четыре периода:

1. 11 окт – 8 дек 1962

2. 29 сен – 4 дек 1963

3. 14 сен – 21 ноя 1964

4. 14 сен – 8 дек 1965

Заседания, происходившие в рамках этих периодов, назывались генеральными конгрегациями. Ориентировочно на соборе было ~2500 участников.

 

1. В ходе первого периода соборы были рассмотрены документы:

· Послание «ко всему человечеству». Ad universos homines. Речь идёт о естественной нравственности, которая открывает к диалогу с неверующими. было принято с незначительными поправками в сторону охлаждения социального накала.

· Проект конституции De sacra Liturgia, «о священной литургии». Общие принципы обновления и приближение богослкжений к современным условиям. Отправлен на доработку.

· Подготовленный Доктриальной комиссией проект «Об источниках Откровения». De fontibus Revelatione. Споры консерваторов и литералов по содержанию. Документ был отправлен на доработку.

· Проект De Ecclesia unitate «О единстве церкви». Было принято решение разработать единый документ, посвящённый экуменизму и касающийся проблемы единства церквей.

· Документ: De Ecclesia «о Церкви ». Критику вызвал излишний догматизм. В итоге предложили изменения текста и новое название «Свет народам».

 

2. Второй период осложнила смерть папы Иоанна 23-го, но новый папа Павел шестой в своем первом обращении подтвердил, что работа собора будет продолжена.

Папа сформулировал цели: 1) догматические учение о Церкви и доктрина о епископате; 2) обновление церкви через очищение от того,что устарело; 3) восстановление единства христиан; 4) диалог КЦ со светскими и церковными структурами.

 

Завершением второго периода в заседании собора стало окончательное приятия двух Документов:

· Конституции о священной Литургии. Sacrosanctum concilium

· Декрет о средствах массовой коммуникации Inter mirifica

 

Тем не менее документы получили дисциплинарно-рекомендательный характер, не догматический. (Тк объявлял об утверждении НЕ через формулу ex cathedra, а через approbamus una cum patribus- одобряем вместе с отцами)

 

Проект конституции: De Ecclesia «о Церкви » снова отправлен на доработку, как и проекты об экуменизме и пастырских обязанностях епископов.

.

 

3. В задаче третьего периода входило развитие учения первого Ватиканского собора о епископате, природе и служении епископов, их взаимоотношениях с папой и римской курией.

Папа провозгласил декреты:

· Конституцию о Церкви Lumen gentium

· Декрет об экуменизме Unitatis redintegratio

· О находящихся в юрисдикции Рима восточных католических церквах orientalium ecclesiarum

Декларация о религиозной свободе вызвала споры, но редакция была отклонена. Проект «о Церкви в современном мире» отправлен на доработку.

 

 

4. Четвёртый период собора стал временем активизации деятельности соборных комиссий и национальных епископских конференций, исследовавших поступившие замечания. Папа подчеркнул, что несмотря на оставшиеся к рассмотрению 11 документов, собор должен завершиться в 1965 году.

Подписаны документы:

· Переработанный вариант декларации «О религиозной свободе» Dignitatis humanae

· Документ «о Церкви в современном мире» Gaudium et spes

· «О божественном Откровении» Dei verbum

· «Об апостолате мирян» Apostolicam actuositatem

· «О пастырском служении епископов в церкви» Christus Dominus

· «Об обновлении жизни монашествующих» Perfectae caritatis

· «О миссионерской деятельности церкви» Ad gentes divinitus

· «о подготовке к священству» optatam totius

· «о служении и жизни священников» presbyterorum ordinis

· «О христианском воспитании» gravissimum educationis

 

Завершая деятельность собора, Папа определил задачи и выпарил согласие на реформу Римской курии. Собор показал, что представления церкви о самой себе существенно изменились. Период после собора стал временем серьезных испытаний. С одной стороны это «отклонение от курса», а с другой «открытие пространства свободы в КЦ».

 

Заметки:

*Проблема клерикализации церкви (разделение на клир и мирян)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: