ПСИХОТЕХНИКИ БУДДИЗМА И ИХ РОЛЬ




Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российский государственный университет правосудия»

(г. Санкт-Петербург)

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Религиоведение»

 

Тема «Роль психотехник в буддизме»

 

Выполнила:

студентка2 курса, 244-1 группы

очно-заочно формы обучения

Слобода Полина

Андреевна

 

Санкт-Петербург 2020 г.

ВВЕДЕНИЕ

Буддизм-одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, живший в Индии в VII в. до Рождества Христова и названный Будда, что значит «просветленный». Однако, сами буддисты не называют учение Будды Шакьямуни религией, но относят к тренировке ума, наборе определенных практик, которые позволяют контролировать и воспитывать собственное сознание.

Безусловно, буддизм имеет существенные различия от простой психологии, хотя и может содержать различные психологические методы. Тем не менее, все эти инструменты являются только вспомогательной частью, которая предназначена для достижения более высокой цели. Этой целью является освобождение от сансары (круговерть бытия) и переход в нирвану, то есть тотальное освобождение.

Концептуально буддизм представляет собой учение о вечном пребывании множества обусловленных живых существ в этом мире, который воспринимается более чем глобально. Космология включает в себя учение о грандиозных космических циклах, которые на самом деле замкнуты и повторяются через огромные промежутки времени. При этом в некоторые темы, такие как зарождение мира или возможность его конца буддизм не углубляется.

Основной целью является достижение освобождения живых существ из сансары. Живым существом понимается индивидуальная душа, но при этом некоторые школы буддизма отрицают существование души и личности как таковой, а рассматривают людей и других существ просто как набор факторов, который сошелся в определенной точке. Так или иначе, для достижения освобождения от круговерти сансары буддист использует различные техники и ритуалы, которые в какой-то степени возможно описать как религиозные.

Мир представляется буддистами как сочетание шести миров: адские миры, миры животных, голодных духов, мир людей, мир демонов, мир божеств. Как ни странно, но именно рождение в человеческом теле (а не божеством, например) считается наиболее выгодным, так как дает возможность практиковать для получения полного освобождения. По сути, именно люди обладают потенциалом выйти за пределы шести миров и перейти в нирвану, то есть особое существование (которое в полном смысле и существованием не назвать) не обуславливаемое цепью перерождений в мирах сансары.


 

ПСИХОТЕХНИКИ БУДДИЗМА И ИХ РОЛЬ

О психотехническом происхождении этой религии свидетельствует ее название. Буддизм – от buddha, то есть «пробудившийся», «проснувшийся» от сна сансарического существования к истине и реальности благодаря своему йогическому опыту. Безусловно отдается предпочтение слову "пробуждение" перед ставшим привычным в буддологической и переводной буддийской литературе словом "просветление" для перевода санскритского слова bodhi, которым обозначается высшее переживание принца-отшельника Сиддхартхи Гаутамы, сделавшегося благодаря ему Буддой (buddha), Именно опыт пробуждения Сиддхартхи лег в основу буддийской религиозной доктрины.

Мировоззренческая основа буддийских психотехник сформулирована Буддой в Четырёх Благородных истинах.

Первая благородная истина утверждает, что основной характеристикой человеческого существования является духкха, то есть страдание и разочарование. Разочарование коренится в нашем нежелании признать тот очевидный факт, что всё вокруг нас не вечно, всё преходяще. «Все вещи возникают и исчезают» - говорил Будда, и представление о том, что текучесть и изменчивость суть основные свойства природы, являются фундаментом его учения. По мнению буддистов, страдание возникает в том случае, если мы сопротивляемся течению жизни и стараемся удержать некие устойчивые формы, которые, будь то вещи, явления, люди или мысли, всё же являются майей. Принцип непостоянства воплощается также в представлениях о том, что не существует особого эго, особого «я», которое было бы постоянным субъектом наших изменчивых впечатлений. Буддисты считают, что наша уверенность в существовании отдельного индивидуального «я» - ещё одна иллюзия, ещё одна форма майи, интеллектуальное понятие, лишенное связи с действительностью. Если мы будем придерживаться подобных взглядов, как и любых других устойчивых категорий мышления, то неизбежно испытаем разочарование.

Вторая благородная истина раскрывает причину страданий, называя её тришна, то есть «цепляние», «привязанность». Это бессмысленная привязанность к жизни, проистекающая из невежества, называемого буддистами авидья. Вследствие нашего невежества мы пытаемся разделить воспринимаемый нами мир на отдельные самостоятельные части и таким образом воплотить текучие формы реальности в фиксированных категориях мышления. До тех пор, пока мы рассуждаем так, нас постигает разочарование за разочарованием. Стараясь устанавливать отношения с вещами, которые кажутся нам твёрдыми и постоянными, но на самом деле являются преходящими и изменчивыми, мы попадаем в порочный круг, в котором любое действие порождает дальнейшее действие, а ответ на любой вопрос ставит новые вопросы. В буддизме этот порочный круг известен как сансара, круговорот рождений и смертей, движущей силой которого является карма, непрекращающаяся цепочка причин и следствий.

Третья благородная истина объясняет, как можно прекратить страдания и разочарования. Можно покинуть порочный круговорот сансары, освободиться от уз кармы и достичь состояния полного освобождения - нирваны. В этом состоянии уже не существует ложных представлений об отдельном «я» и постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего. Нирвана соответствует мокше индуистов и не может быть описана более подробно, так как это состояние сознания лежит вне области интеллектуальных понятий. Достичь нирваны означает пробудиться, то есть стать Буддой.

И четвертая благородная истина указывает средство избавления от страданий, призывая следовать Восьмеричному Пути самосовершенствования, который ведёт к состоянию Будды. Как уже упоминалось, два первых шага на этом пути имеют отношение к правильному видению и истинному знанию, то есть к правильному пониманию человеческой жизни. Ещё четыре шага имеют отношение к правильному действию. Они содержат описание правил, которым должен следовать буддист, - правил Срединного Пути, лежащего на равном удалении от противоположных крайностей. Последние два шага приводят к правильному осознанию и правильной медитации, к непосредственному мистическому восприятию реальности, что и составляет конечную и высшую цель Пути.

Рассмотрение буддизма как религии Индии вполне оправдано и считается естественным, поэтому индийская психотехника ориентирована сугубо на самые глубинные состояния сознания и практически не интересуется уровнем перинатально-архетипическим. Религиозные доктрины в индуизме и буддизме различны, а вот психотехники достаточно схожи.

В индийских религиозно-философских учениях выделяются три взаимодействующих уровня: доктринальный, логико-дискурсивный (философский) и психотехнический (йогический). Первый из них представляет собой идеологический каркас системы. Это мировоззренческая база того или иного учения, не выводимая путем умозаключения, а декларируемая как некая базовая истина. Источником доктрины является ведическое откровение и содержащиеся в нем фундаментальные идеологемы (такие, как атман и Брахман). В случае с буддизмом — это психотехнический опыт его основателя. Стоит отметить, что йогический уровень не только был тесно связан со всеми другими уровнями, но и обладал значительно большей степенью автономности от них, чем они от него, поэтому йогический уровень индийских систем считается ведущим и определяющим. Также в буддийской психотехнике выделяются два уровня, которые соответствуют общеиндийскому делению на «йогу действия» и «йогу созерцания». Первый уровень включает в себя способы выработки и интенсификации определённых физических и психических способностей, ко второму уровню относятся методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме того, кто практикует физическую йогу. Множество методов буддийской медитации подчинено общей цели – очищению психики и сознания от аффективной окрашенности. При этом ни один метод не носит универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется с учётом типа личности конкретного индивида и преобладающих в его характере аффектов.

Восьмеричный путь буддизма и все его этапы «философски» обоснованы Четырьмя Благородными истинами. Причины сансарического страдания признаются объективным фундаментальным фактором, избавиться от которого можно лишь индивидуально с помощью психотехник. Что касается страдания, то под ним следует понимать принципиальную неудовлетворительность любой формой существования. Существование неизбежно предполагает «психологический обман» как свою коренную характеристику. Страдание, согласно буддизму, не является следствием утраты некоего совершенного состояния, а является фундаментальной характеристикой, что сильно отличает позицию буддизма от позиции других мировых религий.

Говоря о структуре буддийской психотехнической практики, необходимо описать так называемые восемь уровней созерцания (дхьяна), то есть восемь уровней развертывания сознания в процессе буддийской йоги.

Первый уровень созерцания предполагает последовательное развитие пяти качеств: мышление, направленное на объект, аналитическое мышление, овладевающее объектом и удерживающее его, радость, сопровождаемая возрастающей концентрацией сознания, чувство блаженства и однонаправленность или одноточечность сознания. Наличие этих пяти факторов свидетельствует о вступлении в самадхи и достижении первого уровня созерцания. Здесь уместно вспомнить также о "четырех беспредельных" или "четырех состояниях Брахмы", которые должны регулярно практиковаться буддистами, занимающимися психотехникой. В традиции также считается, что обретение этих состояний обеспечивает рождение в мире небожителей. Это дружелюбие, распространяемое на все живые существа всех сторон света, беспредельное сострадание, сорадование и уравновешенность; уравновешенность достигается обычно на третьем или четвертом уровне созерцания после сосредоточения на качестве дружелюбия.

 

Второй уровень созерцания достигается через преодоление (успокоение) первого и второго из пяти факторов, а именно мышления, направленного на объект, и аналитического мышления. Для этого уровня характерна безмятежность, сосредоточенность сознания и чувства радости и блаженства.

Вслед за достижением второго уровня созерцания монах-йогин вступает в следующую стадию йогического сосредоточения, приводящую к достижению третьего уровня созерцания. Третий уровень созерцания достигается тогда, когда исчезает чувство радости, заменяясь уравновешенностью и сосредоточенностью.

Четвертый уровень созерцания характеризуется прекращением переживания блаженства, вслед за которым исчезает и чувство страдания, исчезает сама оппозиция "удовлетворенность"неудовлетворенность". Тогда йогин пребывает в состоянии не-страдания и не-блаженства, продолжая развивать уравновешенность и сосредоточенность. Важно отметить, что именно из состояния четвертой ступени созерцания возможен переход в состояние нирваны. "Маха париниббана сутта" ("Маха паринирвана сутра") описывает, как Будда перед вступлением в окончательную нирвану погрузился в состояние дхьяны, дошел до восьмой дхьяны, потом вновь опустил уровень своего сознания до четвертого и из него уже вступил в нирвану. Поэтому восхождение к уровням созерцания выше четвертого (что означает развертывание сознания на уровне мира не-форм) не является необходимым для обретения освобождения, и даже нисколько не способствует последнему. Более того, в какой-то степени частое восхождение к этим уровням созерцания может, по учению буддизма, способствовать следующему рождению в мире не-форм, что считается неблагоприятным, поскольку существование в мире не-форм измеряется астрономическими числами, а достичь нирваны в этом мире невозможно. Следовательно, обретение освобождения, цели буддизма, чрезвычайно задерживается. Тем не менее многие буддийские созерцатели практикуют развитие психотехники в этом направлении для усовершенствования способности сосредоточения сознания.

Пятый уровень созерцания предполагает выход за пределы всякого восприятия форм и полное успокоение деятельности санскара скандхи. Тогда сознание йогина развертывается в сфере бесконечного пространства (это пространство развертывания психического опыта в чистом виде).

Шестой уровень созерцания предполагает вывод сознания за пределы какой-либо пространственности. Теперь сознание существует просто как таковое, вне какой-либо локализации. Это уровень неограниченного сознания.

Седьмой уровень заключается в достижении сферы «отсутствия чего бы то ни было». Состояния сознания данных, «высших» уровней настолько отличаются от обыденных, что практически не поддаются описанию, почему в буддийских текстах они подробно не рассматриваются.

И наконец, последний, восьмой уровень созерцания и развертывания сансарического сознания. Этот уровень принципиально не описываемый и называется уровнем «ни восприятия, ни невосприятия». Иногда в буддийских текстах предполагается, что именно этих последних двух-трех уровней созерцания достигают тиртхикские (небуддийские) йогины и принимают их за состояние окончательного освобождения, хотя в действительности и эти уровни имеют сансарический характер, что означает, что рано или поздно сознание достигшего этих уровней йогина все равно развернется на более низких уровнях сансары, и он вновь родится одним из живых существ тройственного психокосма.

Подводя итог, можно сделать вывод, что психотехника и йогический опыт всегда играли определяющую и доминирующую роль в буддизме. Именно созерцание, а не догматические определения или философские концепции составляли стержень буддийской Дхармы. Более того, именно результаты созерцания ложились в основу того или иного учения и именно они служили критериями его истинности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: