Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколькочастей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.
Например:
1) [Печален я ]: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет). (А. Пушкин).
Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами
союзной и бессоюзной связи.
К ним относятся:
1 ) сочинение и подчинение.
Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.
(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
2) сочинение и бессоюзная связь.
Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.
(Но – сочинительный союз.)
Схема этого предложения:
3) подчинение и бессоюзная связь.
Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.
|
(Когда – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.) Между простыми предложениями в первой части НЕ СТАВИТСЯ запятая, т.к. есть ОБЩИЙ второстепенный член предложения В САДУ.
Схема этого предложения:
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Весь день стояла прекрасная погода, но, (когда мы подплывали к Одессе), пошел сильный дождь.
(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)
Схема этого предложения:
Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов, на стыке подчинительных союзов (или сочинительного союза и союзного слова): и / когда, что / если, и / хотя,
В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.
Например:
1. Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.
2. Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.
|
3. Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. –
Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.
Схема разбора сложного предложения с разными видами связи
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).
5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).
6. Составить схему предложения.
(В характеристике СЛОЖНОГО предложения НЕ указывается двусоставное или односоставное, распространенное, осложненное/неосложненное – это характеристика ПРОСТОГО предложения (в составе сложного))
Практическое задание:
Расставьте знаки препинания, укажите границы предложений скобками (квадратными или круглыми) Подчеркните грамматические основы. Укажите вид связи (бессоюзная, сочинительная, подчинительная) в каждом предложении.
Обратите внимание на обособленные члены предложения, вводное слово.
- Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое(где) берега пор…сли осокой в которой прятались большие ж…лтые цветы покоивш…ся на широких пл…вучих листьях.
- Окраска зверька до того походила на цвет коры что если бы он ост…вался (не)подвижным то его соверше(н, нн)о нельзя было(бы) заметить.
- Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда(нибудь) зверь тревожно нюхал воздух.
- Занавес поднялся и как только публика увид…ла своего любимца театр задр…жал от руко(плесканий) и во (з,с)торже(н,нн)ых криков.
- Вдруг так стемнело что я поспешил вернут?ся домой и хотя можно было разгл…деть общее напр…вление тропинки но я однако вернулся домой с разбитым лбом и больным к…леном наткнувшись сперва на сук а за(тем) на какой(то) пень.
|