Тема: Невербальные средства общения
Дата: 14.10.2021 г.
Группа ПЦ-269
Учебная дисциплина «Основы деловой культуры»
Цель: познакомиться со средствами невербального общения и их ролью в жизни человека
Каждое движение души имеет свое естественное отражение в голосе Цицерон |
Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. Знания средств невербального общения помогают в достижении определенных результатов во взаимоотношениях с людьми.
рофессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый ученый, когда речь заходит о невербальной коммуникации, утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора:
Что мы говорим — 7%
Как мы говорим — 38%
Язык нашего тела — 55%
Виды невербальных элементов общения
Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Язык невербальных компонентов общения:
- первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.
- вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Общение без слов – общение самое емкое и достоверное.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты.
Невербальное общение часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять.
Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятых словарей и правил компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.
Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному.
Мимика
Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.
Эмоции выражаются в мимике таким образом:
· Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
· Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
· Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
· Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
· Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.
Жесты и позы
Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.
Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе. Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.
· Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;
· Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
· Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
· Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
· Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
· Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
· Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
· Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
· Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;
Зная все тонкости приемов невербального общения, вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми.
ЗАДАНИЕ:
Ознакомиться с теоретическим материалом
2. Письменно выполнить задание:
Попробуйте определить значение каждого смайлика. Почему вы так считаете?
![]() | ![]() | ![]() |
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
![]() | ![]() | ![]() |
Рис. 4 | Рис. 5 | Рис. 6 |
![]() |
![]() | ![]() |
Рис. 7 | Рис. 8 | Рис. 9 |
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.
Оценка «хорошо» - выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.
Оценка «удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.
Оценка «неудовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос
ВНИМАНИЕ!
Уважаемые студенты!
Практическое задание необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word, где указать фамилию и имя студента, группу, название дисциплины, тему, дату урока. Отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id440251452
Преподаватель: Покидина Ирина Евгеньевна