Феодосия в составе Боспорского царства
История города Феодосии начинается с 6-го века до нашей эры, в этот период греки начинают покорять новые земли, уплывая все дальше от родных берегов. О взаимоотношении тавров, киммерийцев и скифов (на тот период коренного народа Крыма) и греков, в этом районе ничего не известно.
В конце 6-го века на берегах будущей Феодосии,что в переводе с греческого означает «Богом данная», возникает небольшое поселение, которое служит перевалочной базой на торговом пути. Мягкий климат и удобный залив с широкой гаванью превращают небольшое поселение в стратегически и экономически важный центр греческой цивилизации.
В третьем веке до нашей эры, недалеко от Феодосии зарождается Боспорово царство со столицей в Керчи (древнее название Понтикопея), в 355 году город переходит во владения Лерона - первого царя Боспорского. Феодосию связывают торговые связи с Европой и Азией, город стал важнейшей хлебной житницей Боспорского царства, а городской порт — вторым по значимости после столичного — Пантикапея (современная Керчь), движение товара и рабов делают город богаче год от года. На протяжении 300 лет население города стремительно растет и по оценкам историков доходит до 6-8 тысяч человек. Для сравнения - Москвы, Киева, Лондона, Парижа еще нет на карте мира, только через почти 400 лет первым появится Париж с населением около 1000 человек.
Античная Феодосия была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства. Не пострадав от гуннского нашествия, опустошившего берега Керченского пролива, Феодосия тем не менее медленно приходила в упадок, завершившийся чередой пожаров и разрушений, датируемых второй четвертью VI века. Прошедший в IX веке путь апостола Андрея Первозванного монах Епифаний заметил: «А Феодосия ныне не имеет даже следа человеческого».
|
2. Глава II «Темные века»
В 4 веке н.э. город был разрушен после нашествия кочевых племен гунов, которые разграбили и спалили город до основания. После разорения города на берегах Феодосии оседают племена Аланов, которые дают название городу Ардабда.
Ардабда
В этот период в городе и окрестностях жили аланы и поселение получило аланское название Ардабда (осет. «Авд-арди») — в переводе «семибожная». В V веке город перешёл под контроль Римской (Византийской) империи, в VI веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии.
На протяжении 5-6 веков н.э. город переходил от Византии к хазарам и обратно. Постоянные сражения и разорения города, приводят к упадку - люди переезжают с насиженных мест, и от великого города остается небольшое поселение, которое скорее можно отнести к деревне, нежели к великому торговому городу.
На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды.
3. Глава IIIКаффа — столица генуэзского Крыма
История Каффы
История города Феодосия до 13 века практически замирает, город попадает под влияние Золотой Орды, но существенных изменений не происходит вплоть до прихода Генуэзцев. Генуэзцы выкупают у орды побережье Феодосии и дают название городу Каффа.Генуэзцы создали процветающий торговый портовый город Каффа (греч. Καφᾶς, итал. Caffa, тур. kafa («череп»), также др.-перс. kaōfa — («горный кряж»). Кафа монополизировала торговлю в Чёрном море и служила главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. В этот период город переживал свой расцвет. Население города превышало 70 тысяч человек, в городе был театр и свой монетный двор, где чеканились монеты. Генуэзцы поддерживали союзнические отношения с золотоордынскими ханами, которые формально являлись верховными владетелями территорий колоний, предоставляя им полное самоуправление в стенах городов, и назначая особого префекта из уроженцев Крыма для управления сельским округом кафинских владений.
|
Опасаясь набегов татар, Генуэзцы обнесли город мощными, до 12 м высоты и 2,5 м -толщины каменными стенами и множеством башен, вырыли перед крепостными сооружениями глубокий канал, возвели цитадель. Эти сооружения и сейчас выглядят внушительно, а тогда это была одна из самых мощных в Европе крепостей. Однако мощные стены помогали не всегда. В 1347 году чтобы сломить осажденных хан Джанибек приказал забрасывать в город трупы умерших от чумы. Вскоре и среди осажденных началась чума.
Защитники были вынуждены бежать в Европу и вместе с ними туда пришла эпидемия, унесшая 24 миллиона жизней.
Генуэзская крепость
.
С 13 по 15 век, город возрождается, торговля процветает в небывалых размерах, Каффа превращается в столицу Крыма, население города растет до 75-80 тысяч человек. На одной из башен крепости (башня Криско) были установлены первые в Восточной Европе часы.
Рынки города наполняются рабами с разных стран и вскоре Каффа превращается в столицу работорговли, на рынках можно встретить от старика до младенца, всех цветов кожи со всех уголков мира. Рынок вошел в историю под название Кан. Сохранились многочисленные документы, свидетельствующие о том, что «живой товар» — рабы — являлся главным объектом торговли для генуэзцев.
|
На этом рынке, по легенде, продали в рабство Анастасию Лисовскую, которая впоследствии стала женой турецкого султана и взяла себе имя Роксолана.
ФабиоФабби. На невольничьем рынке, 1902
После стремительного падения Византии, город начинает умирать, торговля ослабевает, начинаются постоянные стычки с османской империей.
Храмы Каффы
| |
| |
Феодосийская кенасса |
4. Глава IVКефе — резиденция турецкого наместника
История Кефе
В 1475 году Каффа вместе со всеми генуэзскими владениями была аннексирована османскими войсками, во главе которых стоял полководец ГедикАхмет Паша. Большинство генуэзцев было казнено, а консул КаффыАнтониотто да Кабелла был сослан на галеры.После прихода османской империи город переименовывается в Кефе.Турки основательно перестроили город на свой лад, украсили его мечетями, минаретами, зданиями восточных бань. В первой половине XVI века была построена главная мечеть города Шахзаде-Сулейман-хан-джами (не сохранившаяся до наших дней) и мечеть Муфти-Джами, действующая и поныне. В Кефе был размещен большой военный гарнизон, османы соорудили еще несколько оборонных объектов. Это были бастионы в Топраклы-Варош и возле башни Константина.
С османским завоеванием связаны названия двух хребтов к юго-западу от Феодосии — Биюк- и Кучук-Янышары (большой и малый янычары). Кефе стал одним из главных турецких портов на Чёрном море, здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где ежегодно продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на украинские, русские, польские земли. В османскую эпоху город часто называли Кючюк-Истанбул — Маленький Стамбул и Крым-Стамбул, подчеркивая его важность и большое население. В 1682 году в городе насчитывалось 4000 домов, 3200 мусульманских и 800 христианских. При турецком владычестве значение города понемногу снижалось, хотя он оставался укрепленным пунктом, однако сильно обезлюдел. Важным промыслом в окрестностях Кафы была добыча самосадной соли в естественных лиманах.
Посетивший в XVIII веке Крымское ханство Иоганн Тунманн говоря о городе отмечал:
Кеффе, или Каффа, по-гречески «Кафас» самый большой и важный город в Крыму. Его называют Кырым-Стамбули и Ярым-Стамбули, т. е. крымским Константинополем и полу-Константинополем. Он лежит на склоне пустынного, каменистого, песчаного холма, на берегу моря и имеет длинную и узкую форму. Он имеет высокие стены и башни, теперь очень разрушенные, два крепостных замка, около 4000 домов и много мечетей; все они, кроме одной, имеют плохой вид. Греки имели здесь еще недавно двенадцать церквей, армяне — 32 и католики одну — св. Петра. Но эта последняя и многие другие теперь уже в развалинах. |
Население и обустройство города Кефе в XVI веке
Город Кефе делился на внутреннюю крепость, наружную крепость и пригород. Внутреннюю крепость называли «франкской» (тур.Frenkhisarı). Франками османцы называли всех западноевропейцев (иатальянцев, испанцев, французов, немцев, англичан). Во внутренней крепости располагалась администрация города. Во внешней крепости, которую называли также Бирун, жили ремесленники, торговцы, музыканты и т. д. За пределами крепости в пригороде, называемом также Хаки, жил простой народ. Христианам и иудеям не разрешалось жить во внутренней крепости, только во внешней и пригородах.
Мусульманское население делилось на две категории: платившие в казну налоги (осм. hane-i avarız) и освобождённые от них (hane-i gayrı-ezavarız). Ко второй категории относились чиновники, военные, учителя и учёные, а также очень нищие люди, не способные платить налоги.
Население мусульманских кварталов (махалле) назывались по квартальной мечети, а мечети почти всегда по имени человека, её построившего, или бывшего там имамом.
Армяне и греки селились вперемешку. Греками считались все православные, кроме русских (в том числе грузины, болгары, сербы, румыны).
Были и прочие немусульмане – Иудейская община Эфренч, Черкесская община, Русская община.
5. Глава VФеодосия в составе Российской империи