ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ




ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ

 

Специфика вузов заключается в существенном разнообразии форм обучения, основными из которых являются: лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, курсовые проекты (работы), производственная практика и др.

Лекция - это основная форма обучения в высшем учебном заведении. Характер труда на лекциях отличается высокой плотностью (95 - 98% от всей продолжительности занятий), активной умственной деятельностью, значительным статическим напряжением позных и мелких мышц кисти. На практических занятиях и коллоквиумах помимо названных факторов имеет место высокое нервно-эмоциональное напряжение.

Сдача зачетов и экзаменов характеризуется, как правило, стрессовыми ситуациями, что обуславливает наибольшую степень нервно-эмоционального напряжения студентов.

В процессе обучения в институте студенты могут подвергаться воздействию ряда неблагоприятных факторов окружающей среды.

Во время лекций и практических занятий в аудиториях общего пользования такими факторами могут быть: недостаточная освещенность рабочих мест, неудовлетворительный микроклимат; неправильная рабочая поза, обусловленная неудовлетворительной организацией рабочего места и характером работы; шум, возникающий из-за неисправности вентиляционных и технических установок; напряженный характер работы, связанный с большой информационной нагрузкой на зрительный и слуховой анализаторы, и др.

В производственных мастерских и специализированных лабораториях к перечисленным выше факторам внешней среды могут добавляться еще и другие, обусловленные спецификой учебно-технологических процессов: большая плотность расстановки оборудования, повышенная опасность при обучении и работе на электроустановках, вибростендах, грузоподъемных механизмах, с газами, с сосудами под давлением, с химическими реактивами, ионизирующим и электромагнитным излучением и т.д.

 

Важный элемент планирования учебы составляет рациональное расписание занятий. С гигиенических позиций нежелательными факторами его организации являются: практика обучения в течение семестра по двум вариантам расписания, составляемого на "четную" и "нечетную" недели месяца; разное время начала учебных занятий в отдельные дни недели; наличие "окон" - свободных от учебы часов в середине учебного дня, если их использование предоставлено самим студентам, и др. Все это нарушает выработку стабильного динамического стереотипа и снижает умственную работоспособность студентов.

Сюда же следует отнести отсутствие регламентированного обеденного перерыва в середине учебного дня.

Неудовлетворительной формой построения расписания является организация лекционных дней и дней только с практическими занятиями.

Физическая культура и спорт, являющиеся важным составным элементом обучения и воспитания студентов, в ряде вузов на старших курсах отсутствуют и часто строятся без должного учета длительности, плотности, степени тяжести, типов физических нагрузок, объема двигательной активности, физической тренированности и индивидуальных особенностей студентов.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

1. Дневная суммарная академическая нагрузка студентов должна составлять 10 часов - 6 часов аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных занятий во внеаудиторное время.

2. Основным документом, регламентирующим режим обучения в вузе, является расписание занятий. При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать аудиторный фонд, число учебных групп, трудоемкость учебных дисциплин, суточный ритм физиологических функций организма. Наиболее интенсивные занятия должны приходиться на периоды естественного подъема работоспособности - с 9 до 13 и с 16 до 20 часов.

3. Занятия по наиболее трудным предметам следует планировать на вторник, среду и четверг. В эти дни в недельном цикле наиболее высокая работоспособность.

4. Учебный день каждой группы студентов следует начинать ежедневно в строго определенный час. Оптимальным началом учебного дня является 8.30 - 9 часов. Начало занятий в разное время нарушает привычный динамический стереотип и снижает работоспособность студентов.

5. Окончание аудиторных занятий следует планировать не позднее 16 часов. При более позднем окончании аудиторных занятий (17 - 18 часов) внеаудиторные учебные занятия начинаются без предшествующего восстановительного отдыха при низких уровнях работоспособности.

6. В целях профилактики утомления между 1 - 2 парой учебных часов в вузе должен устраиваться перерыв в 15 - 20 минут, между 2 и 3 парой часов - 30 - 60 мин. (обеденный перерыв) <*>. Продолжительность перерывов внутри каждой пары учебных часов - не менее 10 минут. При более коротких перерывах между занятиями не происходит достаточного восстановления работоспособности.

7. В режиме учебных занятий необходимо использование производственной гимнастики (вводная и физкультурная паузы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: