МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Технологии машиностроения»
Хрячкова В.В., доцент, к.т.н.
ИНФОРМАТИКА
Методические указания
К выполнению контрольной работы
Уровень профессионального образования: (высшее образование – бакалавриат)
Направление (специальность) подготовки:
15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Профиль (специализация) подготовки: Технология машиностроения
Квалификация выпускника: Бакалавр
Форма обучения: (заочная)
Тула 2017
Разработал:
кан.тех.наук., доц. В.В. Хрячкова
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол №1 от "30" августа 2017 г.
Зав.кафедрой ___________ А.А. Маликов
Теоретические основы
Синтаксис операторов для вывода графических примитивов в Qb.
Оператор отображения точки на экране монитора:
Назначение: Высвечивает на экране точку
Синтаксис:
PSET [STEP] (x,y) [,цвет],
где STEP - координаты x, y задаются относительно текущего положения курсора (в приращении), по умолчанию абсолютная система координат;
x,y - координаты точки растра;
цвет - цвет точки, по умолчанию цвет текущего переднего плана.
Оператор отображения точки на экране монитора:
Назначение: Высвечивает на экране точку
Синтаксис:
PRESET [STEP] (x,y) [,цвет],
где STEP - координаты x, y задаются относительно текущего положения курсора (в приращении), по умолчанию абсолютная система координат;
x, y - кординаты точки растра;
цвет - цвет точки, по умолчанию цвет фона.
Оператор отображения линии или прямоугольника:
|
Назначение: На экран выводится отрезок или прямоугольник
Синтаксис:
LINE [[STEP] (x1,y1)] - [STEP] (x2,y2) [, [цвет]
[, [B [F] ] [, <стиль%>] ] ]
где STEP – атрибут, указывающий, что испотльзуется относительная форма задания координат;
x1, y1 и x2, y2 - координаты начала и конца линии или координаты противоположных углов прямоугольника;
цвет% - цвет линии, по умолчанию цвет переднего плана;
B или BF - построение прямоугольника соответственно без и с закрашиванием внутренней части;
стиль% - 16 битовое число служащее маской для построения прерывистых линий.
Оператор построения окружностей и эллипсов:
Назначение: Вычерчивание окружности с заданным радиусом или эллипса с заданным отношением полуосей относительно некоторого центра.
Синтаксис:
CIRCLE [STEP] (x, y), <радиус> [ <цвет> ] [, <начало> ] [, [<конец>] [,<сжатие>] ] ] ]
где STEP –аргумент указывает, что координаты x, y интерпретируются как относительные смещения от текущей позиции графического курсора;
x, y - кординаты центра окружности или эллипса;
<радиус> - радиус окружности или большая полуось эллипса;
<цвет> - цвет точки, по умолчанию цвет текущего переднего плана.
<начало> - координата начала дуги в радианах;
<конец> - координата конца дуги в радианах;
<сжатие> - отношение оси Y к ос X.
Функция определения координат или цвета пикселя - POINT
Назначение: Определяет номер цвета пикселя или выдает его координаты.
Синтаксис: POINT(x,y)
POINT(<число>)
Если в функции POINT задается пара координат х и у, возвращается номер цвета пикселя с этими координатами. В том случае, когда координаты выходят из допустимого диапазона, выдается значение -1.
|
Функция POINT с аргументом <число> позволяет получить текущую координату курсора (варианты значений аргумента перечислены ниже).
Значение | Возвращаемый результат |
Текущая абсолютная координата х | |
Текущая абсолютная координата у | |
Текущая относительная координата х в системе координат, задаваемой оператором WINDOW. Если оператор WINDOW не выполнялся, то возвращается значение функции POINT (0) | |
Текущая относительная координата у. Если оператор WINDOW не выполнялся, то возвращается значение функции POINT (0). |
Функция определения кода и байт-атрибута символа –SCREEN
Назначение: Выдает код ASCII или байт-атрибут символа, высвеченного в заданной позиции.
Синтаксис: SCREEN (<строка>, <столбец>[, <флажок>])
Аргумент | Описание |
<строка> | Числовое выражение, задающее номер строки, в которой находится символ |
<столбец> | Числовое выражение, задающее номер столбца, в котором находится символ. |
<флажок> | Числовое выражение. Если его значение не равно нулю, выдается байт-атрибут символа. Если значение нулевое или <флажок> отсутствует, выдается код ASCII этого символа |
Каждый символ представляется двумя байтами: первый - байт-атрибут -содержит информацию о цвете, а второй - код ASCII отображаемого символа. Байт-атрибут имеет следующую структуру:
Бит Назначение
X....... Бит мерцания: символ мерцает, если бит равен 1
XXX.... Номер цвета фона
ХХХХ Номер цвета переднего плана. Старший бит - бит интенсивности свечения.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
|
Решение задачи построения изображения на экране монитора -
оценивается в 40 баллов.
Для заданной задачи необходимо
- проанализировать исходные данные (8 баллов),
- разработать математическое описание (8 баллов),
- рассмотреть логическую структуру решения (алгоритм) (8 баллов),
- написать текст программы на языке QB (8 баллов),
- составить тестовую задачу (4 балла),
- сделать вывод по работе (4 балла).
1. Построить два отрезка. Найти точку пересечения двух отрезков прямых заданных двумя точками каждый. Выделить найденную точку на рисунке и вывести значения координат.
2. Построить два отрезка. Найти точку пересечения двух отрезков прямых заданных начальной точкой, длиной и направлением образованным им с ось OX каждый. Выделить найденную точку на рисунке и вывести значения координат.
3. Построить два отрезка. Найти точку пересечения двух отрезков прямых заданных начальной точкой, длиной и направлением образованным им с ось OY каждый. Выделить найденную точку на рисунке и вывести значения координат.
4. Построить правильный пятиугольник симметричный относительно вертикальной оси, задать его радиусом описанной окружности и определить размер стороны. Вывести значения стороны и радиуса на экран монитора.
5. Построить правильный пятиугольник симметричный относительно горизонтальной оси, задать его радиусом описанной окружности и определить размер стороны. Вывести значения стороны и радиуса на экран монитора.
6. Построить правильный пятиугольник симметричный относительно вертикальной оси, задать его размером стороны и определить радиус описанной окружности. Вывести значения стороны и радиуса на экран монитора.
7. Построить правильный шестиугольник с двумя сторонами параллельными вертикальной оси, задать его размером стороны и определить радиус описанной окружности. Вывести значения стороны и радиуса на экран монитора.
8. Построить правильный шестиугольник с двумя сторонами параллельными горизонтальной оси, задать его размером стороны и определить радиус вписанной окружности. Вывести значения стороны и радиуса на экран монитора.
9. Построить равносторонний треугольник симметричный относительно вертикальной оси, задать его радиусом описанной окружности и определить размер стороны. Вывести значения стороны и радиуса на экран монитора.
10. Построить равносторонний треугольник симметричный относительно горизонтальной оси, задать его размером стороны и определить радиус описанной окружности. Вывести значения стороны и радиуса на экран монитора.
11. Построить равносторонний треугольник симметричный относительно вертикальной оси, задать его размером стороны и определить радиус вписанной окружности. Вывести значения стороны и радиуса на экран монитора.
12. Построить равнобедренный треугольник симметричный относительно вертикальной оси, задать его размером двух разных сторон и определить радиус описанной окружности. Вывести значения сторон и радиуса на экран монитора.
13. Построить равнобедренный треугольник симметричный относительно горизонтальной оси, задать его размером двух разных сторон и определить радиус описанной окружности. Вывести значения сторон и радиуса на экран монитора.
14. Построить равнобедренный треугольник симметричный относительно вертикальной оси, задать его размером основания и радиусом описанной окружности и определить размер второй стороны. Вывести значения сторон и радиуса на экран монитора.
15. Построить пятиконечную звезду симметричную относительно вертикальной оси состоящую из пяти прямых линий, задать ее радиусом описанной окружности и определить длину линии. Вывести значения длины линии и радиуса на экран монитора.
16. Построить пятиконечную звезду симметричную относительно горизонтальной оси состоящую из пяти прямых линий, задать ее радиусом описанной окружности и определить длину линии. Вывести значения длины линии и радиуса на экран монитора.
17. Построить пятиконечную звезду симметричную относительно вертикальной оси состоящую из пяти прямых линий, задать ее длиной линии и определить радиус описанной окружности. Вывести значения длины линии и радиуса на экран монитора.
18. Построить шестиконечную звезду, состоящую из двух равносторонних треугольников, задать ее длиной стороны и определить радиус описанной окружности. Вывести значения длины стороны и радиуса на экран монитора.
19. Построить шестиконечную звезду, состоящую из двух равносторонних треугольников, задать ее радиусом описанной окружности длиной стороны и определить длину стороны треугольника. Вывести значения длины стороны и радиуса на экран монитора.
20. Построить квадрат, повернутый на 45 градусов и вписать в него окружность, задать его длиной стороны и определить радиус вписанной окружности. Вывести значения длины стороны и радиуса на экран монитора.
21. Построить квадрат, повернутый на 45 градусов и описать вокруг него окружность, задать его длиной стороны и определить радиус описанной окружности. Вывести значения длины стороны и радиуса на экран монитора.
22. Построить квадрат, повернутый на 45 градусов и описать вокруг него окружность, задать его радиусом описанной окружности и определить длину стороны. Вывести значения длины стороны и радиуса на экран монитора.
23. Построить квадрат, повернутый на 45 градусов и вписать в него окружность, задать его радиусом вписанной окружности и определить длину стороны. Вывести значения длины стороны и радиуса на экран монитора.
24. Построить ромб, заданный длиной двух диагоналей и определить длину стороны. Вывести значения длин диагоналей и стороны ромба.
25. Построить ромб, заданный длиной диагонали и соотношением длин диагоналей, определить длину стороны. Вывести значения длин диагоналей и стороны ромба.
26. Построить ромб, заданный длиной стороны и соотношением длин диагоналей, определить длины диагоналей. Вывести значения длин диагоналей и стороны ромба.
27. Построить сектор, заданный длиной радиусом и двумя углами, определить длину дуги. Вывести значения радиуса, углов и длины дуги.
28. Построить сектор, заданный длиной радиусом и двумя углами, определить длину хорды. Вывести значения радиуса, углов и длины хорды.
29. Построить сектор, заданный длиной радиусом, углом и длиной дуги, определить значение второго угла. Вывести значения радиуса, углов и длины дуги.
30. Построить сектор, заданный длиной радиусом и углом и длиной хорды, определить длину дуги. Вывести значения радиуса, углов, длины хорды и дуги.
31. Построить правильный многогранник, заданный радиусом описанной окружности, для заданного числа граней и рассчитать его площадь. Вывести значения радиуса, количество граней и площадь.
32. Построить правильный многогранник, заданный радиусом описанной окружности, для заданного числа граней и рассчитать длину периметра. Вывести значения радиуса, количество граней и длину периметра.
33. Построить несколько концентрических окружностей. Задать максимальный радиус и шаг его изменения. Вывести значение максимального радиуса и количество окружностей.
34. Построить несколько концентрических окружностей. Задать минимальный радиус, шаг его изменения и количество окружностей. Вывести значения минимального, максимального радиусов и количество окружностей.
35. Построить несколько концентрических окружностей. Задать минимальный, максимальный радиус и количество окружностей. Вывести значения минимального, максимального радиусов и количество окружностей.
36. Построить несколько концентрических окружностей. Задать максимальный радиус и шаг его изменения. Кольца закрасить в два разных цвета. Вывести значение максимального радиуса и количество окружностей.
37. По трем точкам построить треугольник и рассчитать его площадь. Вывести значения длин сторон и площади.
38. По трем точкам построить треугольник и выделить на нем большую сторону. Вывести значения длин сторон.
39. По трем точкам построить треугольник и выделить на нем меьшую сторону. Вывести значения длин сторон.