Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм).




Бихевиоризм то английского слова behavior, что означает поведение. Бихевиоризм зарубежная психология возникла в начале 20 века отрицающие сознание, как предмет научного исследования и сводящие психику к различным формам поведения. Является результатом ответа организма на воздействие внешней среды, Основным научным понятием бихевиористов стали стимул-реакция.

В первую очередь исследования Торндайка поведения животных (1898) заложило основы бихевиоризма, определив методику и проблематику новой психологии, в которой центральное место заняла проблема навыка.

Выросшую из этих исследований с животными концепцию Дж. Уотсон методологически оформил, заострил и перенес на психологию человека. В 1912 г. он сформулировал принципы новой психологии в программной статье. В 1918 году он их развернул в своей новой книге. Психология как наука о поведении. Ряд психологов, главным образом в Америке, -- К. Лешли, У. Хантер, Вайсс примкнули к новому направлению. Вскоре бихевиоризм смог опереться на работы И.П. Павлова об условных рефлексах, начавшиеся после исследований Э.Л. Торндайка, но независимо от них.

Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражение среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации это стимулы; ответные движения реакции. Задача психологии установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.

Бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психологии. При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Бихевиористы считали, что необходимо изучать целостные реакции организма как функции, направленные на обеспечение какого-то процесса или достижение определенной цели.

Уотсон доказывал, что поведение представляет собой единственный объект, доступный изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только поведение. Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Он утверждал, что поведение следует объяснять из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и на его также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: стимул-реакция (S R). Из этого вытекало, что процессы между стимулом и реакцией будь то физиологические или психические психология должна устранить из своих гипотез и объяснений.

Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой стимул реакция и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он и назвал промежуточными переменными. Таким образом, схема Уотсона S R была переделана в S O R, где О внутренняя переменная.

В 40 50-е годы одной из ведущих концепций необихевиоризма стала концепция К.Халла. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования, как потребность. Уверенность в необходимости и возможности направленного обучения, формирующего определенный тип личности, а также методы осуществляющие процесс научения, являются одним из самых важных достоинств этого направления. Теории научения (оперантного, социального, ролевого), а также различные тренинги, позволяющие корректировать поведение, обеспечивали не только жизненность бихевиоризма в США, но и его распространение в мире, хотя широкого признания в Европе эта школа не получила.

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами: М.Вертгеймера, В. Келера, К Коффки и К.Левина заложивших методологию этой школы(направления). Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии по прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая и единственная школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности. В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение

этого процесса в формировании мышления, воображения и других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.

Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений является психоанализ. Основоположник - Фрейд. Есть теория и метод психоанализа. Фрейд впервые отметил, что психика чел структурна и состоит из без-, сверх- и сознат (интуи-ция). У каждого чел активность этих 3 выражена не в одинаковой степени. Все они развиваются, обогащаются и тренируются. Подсознание - хорошо автома-тизир навыки, глубоко усвоенные нормы. Подсоз-ие защищает сознание от изменений работы. Сознание оперирует знанием, кот м/быть переданы другим. В сверхсозн-ие без контроля сознания возникают новые связи. Фрейд выделил 2 инстинкта, регул поведение: самосохране-ние и секс и или либидо. Бессознат насыщено энергией либидо, слепого и, не знающего ничего, кроме принципа удовлетворения. Сознание в силу запретов общ-ва препятствует этому и энергия либидо ищет обходные пути, прорываясь в сознат или телесные действия (эйфория) - создание худ образов в сновидениях. Т о в псих реакциях чел ничего случайного нет, всё причинно обусловлено.

Фрейд считал, что психика состоит из 3-х слоев сознательного, бессознательного и подсознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознанно человеком, хотя это требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психическая энергия стремится к разрядке и равномерному распределению по всему континууму. Именно поэтому фрустрация приводит к неврозу, т.к. при этом невозможна разрядка.

Либидо и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Фрейд также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, т.к. те стремления и те желания, которые человек не смог реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Т.о. мы всегда можем осознать свое Я, хотя это нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, т.к. ребенок рождается с океаническим чувством Я, включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое Я до своего тела, сужая т.о. объем Эго.

Третья структура личности Супер-Эго неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс или комплекс Электры, т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку, если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главным из которых является вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Психоанализом занимались:

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870 1937) Индивидуальная психология. Его центральной идеей является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству;.

Швейцарский психолог и философ Карл-Густав Юнг (1875 1961). Основа теории Юнга учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием и во взаимодействии с ними.

Карен Хорни (1885 1952), создатель теории, называемой Культурно-философская психопатология, полагала исходным моментом в развитии личности так называемую основную тревогу бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку.

Крупнейший специалист в области возрастного развития Эрик Эриксон (1902 1990) главную роль в формировании личности отвел человеческому Я, которое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное психическое здоровье личности, ее идентичность.

Для Эрика Фромма (1900-1980) главная проблема обретения личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, Концепция Фромма называется Гуманистический психоанализ.

Гуманистическая психология. Сформировалась в 1950-1960-е гг., предметом изучения кот явл уникальная, целостная личность чел. Основатели: Маслоу и Роджерс. Сторонники считают, что каждый чел м/самоактуализироваться, но не каждый это умеет. Поэтому задача общества создать соц условия, в кот каждый чел мог бы раскрыть свои возможности. Цель жизни - реализовать весь свой врождённый потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т е человеком, кот использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе. В наст время гуманистич. Психология превратилась в обл-ть практич психологии.

Поэтому только стремление к развитию, личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества.

Маслоу считал, что самое ценное в психике ее самость, стремление к саморазвитию не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, которая бы исследовала Я-концепцию, самость личности.

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

Физиологические потребности (в пище, воде, сне)

Потребность в безопасности (стабильности, порядке)

Потребность в любви и принадлежности (в семье, дружбе)

Потребность в уважении (самоуважении, признании)

Потребность в самоактуализации (развитии способностей)

Он ввел термин метамотивация для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В дальнейшем в центре становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности эта психология приобретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком направлении развития гуманистической психологии принадлежит К.Роджерсу (1902 1987).

Роджерс разработал теорию полноценно функционирующей творческой личности и соответствующую ей личностно-ориентированную психотерапию, известную по названием клиент централизованной терапии.

Гуманистическая мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории личности, повлияла на организацию управления и образования, систему консультирования. Гуманистические психологи расширили предметную сферу психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступка; следовательно, гуманистическая психология может быть определена как научное исследование поведения, переживания и интернациональности.

Когнитивная психология Когнито (знание).

Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося в 60-е годы когнитивной психологии.

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется как связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например, с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, являются аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал микроконструкторный анализ психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Он разработал новый метод, который собирался применить для изучения мышления детей. Этот метод получил название метода клинической беседы.

Пиаже открыл такие особенности детского мышления как эгоцентризм (неумения встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем американского психолога Д.С.Брунера (1915). В своих исследованиях Брунер впервые начал изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные результаты привели к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. На основе этих исследований Брунер ввел термин

социальное восприятие, подчеркивая зависимость восприятия от социального опыта детей.

Д.Миллер (1920) создал первый научный Центр Когнитивной Психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У.Найссер (1928) выпустил в 1967 г. книгу Когнитивная психология, в которой изложил основные положения этого направления.

Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: