Мастерство публичного выступления




Лекция №1

Риторика как наука: введение в курс.

План:

1. Понятие риторики, ее структура, законы общей риторики.

2. Из истории развития риторики

3. Риторический идеал

1.

Риторика – есть способность находить возможные способы убеждения. Аристотель

Риторика – есть искусство приукрашено и красиво говорить. Цицерон

Красноречие есть искусство, а всяко данной категории красиво говорить и тем приклонять других к своему мнению. Ломоносов

Риторика (с древ. греч – говорю, лью) – это мастерство, искусство ораторской речи; теория и мастерство эффективного общения (целесообразного воздействующего и гармонизирующего).

Современная наука о риторики включает 2 раздела: а) риторика монолога, изучающая основы публичного монологического выступления б) риторика диалога, изучающая основы политического мастерства.

Структура риторики.

Общая риторика Частная риторика

- общие вопросы, законы риторики, - определенные сферы общения: церковная

риторический канон, оратория академическая, судебная, бытовая,

(искусство публичного выступления) соц.-политическая, военная, торговая,

 

Современная риторика базируется на 4-х законах.

1. Закон гармонизирующего диалога – эффективное деловое общение может быть только при диалогическом взаимодействии.

2. Закон ориентации и продвижение адресата – этот закон требует, чтобы слушатели с помощью говорящего был сориентирован в пространстве речи, чтобы он чувствовал, что вместе с говорящем продвигается к цели.

3. Закон эмоциональности речи

4. Закон удовольствия – закон требует доставлять слушателю удовольствие.

2.

Основные этапы:

· античная классическая риторика

– риторика Древней Греции с 5 до н.э. Основные направления древнегреческой риторики: а) софистическая (школа софистов) – ставят цель не раскрытия истины, а убеждение своей правоте любой ценой. Софизм в современной риторики – хитрая уловка, скрытая логическая ошибка. Например: что ты не терял, то имеешь рога ты не терял, значит у тебя есть рога. Представители Горгий и Протагор.

- риторика Древнего Рима с 1 в н.э.

Лекция №2

- сократическая школа

Сократ – мера всех вещей признает истину. Главное в его теории является логическое доказательство, искусство красноречия – это искусство оперирования истинного суждения. Ученик Сократа Платон. Его идея является воздействие на душу.

Аристотель – создает современный лицей. В первой половине дня учащиеся изучали философию, во второй – риторику. Создает теоретический трактат – риторика. Он состоит из 3-х частей. 1-я посвящена предметам риторики, 2-я посвящена оратору (описанию свойств, качеств) (разум, добродетель, благорасположение), 3-я посвящена стилистике и композиции речи.

Первый теоретик Марк Турий Цицерон. Основа ораторского искусства – глубокое знание предмета речи, назначение ораторского искусства – услаждать и побуждать. Обращает внимание на красоту речи (благородная, страстная и логичная).

Марк Квантиля: «Риторика – это наука говорить хорошо».

Древнеримская риторика культивирует идею выразительной речи благоприятно воздействующей на душу собеседника/слушателя. Особое внимание уделяется эстетическим характеристикам речи.

· Средневековая риторика (гомилетика)

- развивается религиозная риторика(гомилетика), которая культируется в монастырях, церквях. Главной целью является – эмоциональное воздействие на душу. Теория - церковного красноречия, которая ставит цель внушать, а не убеждать. Риторика становится искусством содействия (внушение).

- развивается академическая риторика.

Фома Аквинский – теория гомилетики.

· Риторика в эпоху Возрождения и Нового времени.

- обращение к классической риторики. В красноречие протекают светские мотивы, и ораторское искусство развивается в гуманистическом и демократическом ключе. Главная идея – гармония содержания и формы. Особое внимание на разработку невербальное общение.

- в риторики Нового времени можно выделить следующих ярких представителей: Паскаль, Бекон, Монтейн, которые на первый план выдвигали действенность речи, способность оратора побуждать к чему-либо, в тоже время сосредоточиться на красоте речи, средствах ее изобразительности и выразительности.

· Неориторика (новая риторика) развивает два основных направления: 1)аргументативная 2)лингвистическая.

Американская школа риторики развивает школу враждебной/аганальной/манипулятивной риторики.

Японская школа риторики связана с теорией языкового существования. Взаимодействие собеседников, единение народов.

3.

Риторический идеал – система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее эстетических и этических требований. (Анна Константиновна Михальская)

Характеристики риторического идеала:

· Исторически изменчив

· Национально специфичен

· Социально обусловлен

Риторический идеал софистов:

· Манипулирующий, монологический

· Агональный (риторика спора)

· Релятивистский (риторика относительности)

Риторический идеал сократического направления:

· Диалогический

· Гармонизирующий

· Смысловой

Риторический идеал Древней Руси:

· Беседуй только с достойным

· Слушай собеседника

· Будь кроток в беседе

· Многословие, пустословие, несдержанность в языке – грех

· Достойная речи, несущая правду

Русский риторический идеал:

· Диалогическое гармонизирующее взаимодействие

· Риторические принципы немногословия, спокойствия, искренности, благожеланности

· Принцип ритмической мерности

· Отказ от крика, клеветы, сплетни, осуждения

Лекция №3

Мастерство публичного выступления

План:

1. Риторический канон, как основа ораторского искусства

2. Образ аудитории

3. Приемы привлечения внимания

1.

Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которое он ставит, определяя и раскрывая тему, иначе схема построения речевого произведения. Разработан Цицероном.

5 этапов основы риторического канона:

· Изобретения (инвенция). Этап замысла речи, определение темы, общей цели, анализа аудитории и речевой ситуации (Что? Кто? Кому? Где? Когда? Зачем?), сбор необходимой информации.

· Расположение (диспозиция). Работа над композицией речи, изложение информации в виде развернутых тезисов, подбор аргументов, определение типа аргументации.

· Выражения (элокуция). Редактирование речи. Выбор речевых средств воздействия, этап украшения речи.

· Этап запоминания (мимория). Оратор подготавливает текст «подсказку» и представляет его в виде интеллект карты, режиссерской или сценарной записи в виде полного текста с маркировкой и интонационной партитурой.

· Произнесение (акция). Общение оратора с аудиторией

· *рефлексия. Учет ошибок, выявление достоинств, выводы на будущее.

2.

Типы аудиторий:

1. по возрасту (детская, молодёжная, аудитория среднего и старшего возраста)

2. по гендерному признаку (м/ж)

3. по уровню подготовленности (хорошо, мало, не подготовленный)

4. по профессиональному признаку (учащиеся, рабочие)

5. по отношению к фактору и воспринимаемой информации (доброжелательно настроенная, недоброжелательная, добродушная аудитория)

6. по типу психики (робкая)

7. по размеру (межличностное общение, групповое общение от 12 до 30, публичное, массовое, публичное рассчитано на многочисленную и неоднородную группу от 50 чел.)

8. по национальному, религиозному признаку

9. прием Сократа

10. пословицы, поговорки, афоризмы

11. цитаты, из речи предыдущего оратора

Невербальные приемы: открытые горизонтальные жесты (открытые ладони), вертикальные жесты, мимика, интонирование. Визуальный контакт

Лекция №4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: