Лекция №1
Риторика как наука: введение в курс.
План:
1. Понятие риторики, ее структура, законы общей риторики.
2. Из истории развития риторики
3. Риторический идеал
1.
Риторика – есть способность находить возможные способы убеждения. Аристотель
Риторика – есть искусство приукрашено и красиво говорить. Цицерон
Красноречие есть искусство, а всяко данной категории красиво говорить и тем приклонять других к своему мнению. Ломоносов
Риторика (с древ. греч – говорю, лью) – это мастерство, искусство ораторской речи; теория и мастерство эффективного общения (целесообразного воздействующего и гармонизирующего).
Современная наука о риторики включает 2 раздела: а) риторика монолога, изучающая основы публичного монологического выступления б) риторика диалога, изучающая основы политического мастерства.
Структура риторики.
Общая риторика Частная риторика
- общие вопросы, законы риторики, - определенные сферы общения: церковная
риторический канон, оратория академическая, судебная, бытовая,
(искусство публичного выступления) соц.-политическая, военная, торговая,
Современная риторика базируется на 4-х законах.
1. Закон гармонизирующего диалога – эффективное деловое общение может быть только при диалогическом взаимодействии.
2. Закон ориентации и продвижение адресата – этот закон требует, чтобы слушатели с помощью говорящего был сориентирован в пространстве речи, чтобы он чувствовал, что вместе с говорящем продвигается к цели.
3. Закон эмоциональности речи
4. Закон удовольствия – закон требует доставлять слушателю удовольствие.
2.
Основные этапы:
· античная классическая риторика
– риторика Древней Греции с 5 до н.э. Основные направления древнегреческой риторики: а) софистическая (школа софистов) – ставят цель не раскрытия истины, а убеждение своей правоте любой ценой. Софизм в современной риторики – хитрая уловка, скрытая логическая ошибка. Например: что ты не терял, то имеешь рога ты не терял, значит у тебя есть рога. Представители Горгий и Протагор.
- риторика Древнего Рима с 1 в н.э.
Лекция №2
- сократическая школа
Сократ – мера всех вещей признает истину. Главное в его теории является логическое доказательство, искусство красноречия – это искусство оперирования истинного суждения. Ученик Сократа Платон. Его идея является воздействие на душу.
Аристотель – создает современный лицей. В первой половине дня учащиеся изучали философию, во второй – риторику. Создает теоретический трактат – риторика. Он состоит из 3-х частей. 1-я посвящена предметам риторики, 2-я посвящена оратору (описанию свойств, качеств) (разум, добродетель, благорасположение), 3-я посвящена стилистике и композиции речи.
Первый теоретик Марк Турий Цицерон. Основа ораторского искусства – глубокое знание предмета речи, назначение ораторского искусства – услаждать и побуждать. Обращает внимание на красоту речи (благородная, страстная и логичная).
Марк Квантиля: «Риторика – это наука говорить хорошо».
Древнеримская риторика культивирует идею выразительной речи благоприятно воздействующей на душу собеседника/слушателя. Особое внимание уделяется эстетическим характеристикам речи.
· Средневековая риторика (гомилетика)
- развивается религиозная риторика(гомилетика), которая культируется в монастырях, церквях. Главной целью является – эмоциональное воздействие на душу. Теория - церковного красноречия, которая ставит цель внушать, а не убеждать. Риторика становится искусством содействия (внушение).
- развивается академическая риторика.
Фома Аквинский – теория гомилетики.
· Риторика в эпоху Возрождения и Нового времени.
- обращение к классической риторики. В красноречие протекают светские мотивы, и ораторское искусство развивается в гуманистическом и демократическом ключе. Главная идея – гармония содержания и формы. Особое внимание на разработку невербальное общение.
- в риторики Нового времени можно выделить следующих ярких представителей: Паскаль, Бекон, Монтейн, которые на первый план выдвигали действенность речи, способность оратора побуждать к чему-либо, в тоже время сосредоточиться на красоте речи, средствах ее изобразительности и выразительности.
· Неориторика (новая риторика) развивает два основных направления: 1)аргументативная 2)лингвистическая.
Американская школа риторики развивает школу враждебной/аганальной/манипулятивной риторики.
Японская школа риторики связана с теорией языкового существования. Взаимодействие собеседников, единение народов.
3.
Риторический идеал – система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее эстетических и этических требований. (Анна Константиновна Михальская)
Характеристики риторического идеала:
· Исторически изменчив
· Национально специфичен
· Социально обусловлен
Риторический идеал софистов:
· Манипулирующий, монологический
· Агональный (риторика спора)
· Релятивистский (риторика относительности)
Риторический идеал сократического направления:
· Диалогический
· Гармонизирующий
· Смысловой
Риторический идеал Древней Руси:
· Беседуй только с достойным
· Слушай собеседника
· Будь кроток в беседе
· Многословие, пустословие, несдержанность в языке – грех
· Достойная речи, несущая правду
Русский риторический идеал:
· Диалогическое гармонизирующее взаимодействие
· Риторические принципы немногословия, спокойствия, искренности, благожеланности
· Принцип ритмической мерности
· Отказ от крика, клеветы, сплетни, осуждения
Лекция №3
Мастерство публичного выступления
План:
1. Риторический канон, как основа ораторского искусства
2. Образ аудитории
3. Приемы привлечения внимания
1.
Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которое он ставит, определяя и раскрывая тему, иначе схема построения речевого произведения. Разработан Цицероном.
5 этапов основы риторического канона:
· Изобретения (инвенция). Этап замысла речи, определение темы, общей цели, анализа аудитории и речевой ситуации (Что? Кто? Кому? Где? Когда? Зачем?), сбор необходимой информации.
· Расположение (диспозиция). Работа над композицией речи, изложение информации в виде развернутых тезисов, подбор аргументов, определение типа аргументации.
· Выражения (элокуция). Редактирование речи. Выбор речевых средств воздействия, этап украшения речи.
· Этап запоминания (мимория). Оратор подготавливает текст «подсказку» и представляет его в виде интеллект карты, режиссерской или сценарной записи в виде полного текста с маркировкой и интонационной партитурой.
· Произнесение (акция). Общение оратора с аудиторией
· *рефлексия. Учет ошибок, выявление достоинств, выводы на будущее.
2.
Типы аудиторий:
1. по возрасту (детская, молодёжная, аудитория среднего и старшего возраста)
2. по гендерному признаку (м/ж)
3. по уровню подготовленности (хорошо, мало, не подготовленный)
4. по профессиональному признаку (учащиеся, рабочие)
5. по отношению к фактору и воспринимаемой информации (доброжелательно настроенная, недоброжелательная, добродушная аудитория)
6. по типу психики (робкая)
7. по размеру (межличностное общение, групповое общение от 12 до 30, публичное, массовое, публичное рассчитано на многочисленную и неоднородную группу от 50 чел.)
8. по национальному, религиозному признаку
9. прием Сократа
10. пословицы, поговорки, афоризмы
11. цитаты, из речи предыдущего оратора
Невербальные приемы: открытые горизонтальные жесты (открытые ладони), вертикальные жесты, мимика, интонирование. Визуальный контакт
Лекция №4