ОСНОВЫСТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Методические указания к выполнению контрольной работы
для студентов факультета заочного обучения специальностей
1-25 01 10, 1-25 01 09, 1-27 01 01
Могилев 2006
УДК 658.516
Рассмотрены и утверждены
на заседании кафедры
Товароведения и организации
торговли
Протокол № 1 от 02.09.2005
Составитель к.т.н., доцент Н.В. Абрамович
Рецензент к.т.н., доцент С.Л. Масанский
Ó УО «Могилевский государственный университет продовольствия»
Содержание
Введение 4
Программа теоретического курса 5
2 Общие положения, рекомендации и требования
к выполнению контрольной работы 7
3 Задания контрольной работы 9
3.1 Задания по теоретической части 9
3.2 Задания по практической части 11
Список рекомендуемой литературы 19
Введение
Дисциплина «Основы стандартизации и сертификации» является общепрофессиональной дисциплиной для подготовки студентов по специальностям 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров», 1-27 01 01 «Экономика и организация производства». Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков, обеспечивающих квалифицированное участие в практической работе по техническому нормированию и стандартизации и по оценке соответствия для повышения эффективности производственной, коммерческой и товароведно-экспертной деятельности. Предметом изучения дисциплины являются Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь, Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, системы общетехнических и организационно-методических стандартов, связанных со стандартизацией и подтверждением соответствия.
|
|
Основными задачами при изучении дисциплины являются:
- изучение основных принципов и положений Системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь и вопросов взаимосвязи ее с межгосударственной, региональной и международной стандартизацией;
- изучение порядка разработки, согласования, принятия и применения технических нормативных правовых актов;
- приобретение навыков пользования техническими нормативными правовыми актами;
- освоение основных приемов существующих видов поиска технических нормативных правовых актов;
- изучение основных положений Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
- освоение основных схем подтверждения соответствия объектов оценки в Беларуси;
- изучение порядка проведения сертификации и декларирования соответствия продукции, сертификации услуг, систем менеджмента качества, компетентности персонала, экологической сертификации;
- получение знаний о государственной системе обеспечения единства измерений;
В результате изучения дисциплины студенты должны
иметь представление:
- об истории и направлениях развития стандартизации и сертификации;
- о Законах «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений»;
|
|
- о целях и принципах технического нормирования и стандартизации;
- об органах, осуществляющих государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации, и их функциях;
- о роли международной стандартизации;
- об основах и принципах метрологии;
- о видах и принципах измерений;
- о рабочих и образцовых средствах измерения;
- о принципах оценки соответствия;
- об органах по сертификации продукции, услуг и систем менеджмента качества;
- об аккредитованных испытательных лабораториях.
иметь навыки:
- работы с классификаторами и каталогами нормативных документов;
- работы с различными видами технических нормативных правовых актов;
- разработки проектов нормативных документов;
- обработки результатов инструментальных измерений;
- оформления документации при проведении сертификации продукции.
знать:
- категории курса, терминологию и понятия;
- цели и задачи технического нормирования и стандартизации;
- правила и положения технического нормирования и стандартизации;
- виды технических нормативных правовых актов, их структуру, содержание и применение;
- правила и порядок разработки и утверждения стандартов, технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, технических условий;
- порядок поверки и метрологической аттестации средств измерений;
- цели и задачи аккредитации и подтверждения соответствия;
- формы и схемы подтверждения соответствия;
- порядок признания и копирования сертификатов соответствия;
|
|
- методику проведения работ по сертификации продукции и услуг.
Программа теоретического курса
Введение. Предмет и задачи дисциплины. Основные этапы развития метрологии, стандартизации и сертификации, их роль в повышении эффективности производства и результативности коммерческой, товароведно-экспертной и производственной деятельности, совершенствовании технического уровня и улучшении качества продукции и услуг.
Государственный характер метрологической деятельности и работ по техническому нормированию и стандартизации, оценки соответствия.
Структура курса и его связь с другими дисциплинами. Роль и место курса в непрерывной подготовке студентов по сертификации и стандартизации.
Теоретические и методические основы технического нормирования и стандартизации. Цели и задачи технического нормирования и стандартизации. Сущность технического нормирования и стандартизации, их значение в товароведно-экспертной, коммерческой и производственной деятельности. Основные понятия и термины в области технического нормирования и стандартизации.
Принципы и формы стандартизации. Комплексная и межотраслевая стандартизация, их роль в повышении качества продукции.
Международная стандартизация и развитие международной торговли и сотрудничества. Международная организация по стандартизации (ISO), ее цели и структура. Работа по стандартизации в рамках содружества независимых государств.
Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Организация работ по техническому нормированию и стандартизации. Система органов и служб, осуществляющих регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации. Планирование работ по техническому нормированию и стандартизации. Субъекты и объекты технического нормирования и стандартизации.
Классификация и виды технических нормативных правовых актов, их характеристика, содержание, сфера деятельности, применение.
Порядок разработки, согласования, утверждения, издания и отмены технических нормативных правовых актов. Основные требования к построению, содержанию и изложению.
Государственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением обязательных требований технических нормативных правовых актов.
|
|
Информационное обеспечение стандартизации.
Метрологическое обеспечение товароведно-экспертной, коммерческой и производственной деятельности. Понятие о метрологии. Основные термины и определения, применяемые в метрологии. Организационно-правовые основы законодательной метрологии. Значение метрологии для производства и торговли.
Классификация и виды измерений. Основные характеристики измерений. Классификация погрешностей.
Классификация и характеристика средств измерений. Эталоны и образцовые средства измерения. Передача размера единицы от эталонов образцовым и рабочим средствам измерения.
Государственная система обеспечения единства измерений, поверка и метрологическая аттестация средств измерений. Государственный метрологический надзор и метрологический контроль.
Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Актуальность подтверждения соответствия, ее значение для экспертно-товароведной, коммерческой и производственной деятельности.Основные понятия и положения. Цели и принципы подтверждения соответствия. Оценка соответствия как часть системы государственной оценки и контроля качества продукции. Виды деятельности в национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Виды оценки соответствия. Порядок осуществления аккредитации. Формы подтверждения соответствия. Порядок проведения сертификации продукции. Признание зарубежных сертификатов. Особенности сертификации услуг.
Органы по сертификации продукции и услуг, требования к ним, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Подготовка экспертов-аудиторов.
Сертификация систем менеджмента качества.Порядок ее проведения.
Общие положения, рекомендации и требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа выполняются студентами заочной формы обучения в 7-м учебном семестре.
Цель контрольных работ – помочь студентам заочного обучения систематизировать знания по дисциплине. Содержание контрольных заданий базируется на изучаемом в курсе материале.
Контрольная работа является обязательным элементом подготовки к зачету. Студент на зачете должен показать владение материалами выполненной им контрольной работы, уметь раскрывать содержание вопросов по структурно-логическим схемам.
Контрольная работа представляется студентом в установленные сроки в университет, где она рецензируется, и в зависимости от того, как её содержание соответствует предъявляемым требованиям, может быть зачтена или возвращена на доработку.
Контрольная работа может выполняться на листах стандартной писчей бумаги формата А4 или в ученической тетради. Работа должна быть написана аккуратно, иметь поля для замечаний рецензента шириной 2,5 см, страницы должны быть пронумерованы.
В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, ставится дата выполнения работы и личная подпись студента.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту или с несоблюдением установленных в данном разделе методических указаний требований, возвращается студенту без проверки!
На отдельной странице тетради, в которой пишется контрольная работа (например, последней), студент ведет Протокол самостоятельной работы. Протокол может быть оформлен в виде таблицы, в которой фиксируется, что делал студент, когда делал (дата), сколько это заняло времени. Протокол позволяет косвенно контролировать самостоятельную работу, оценивать затраты времени.
Задание по контрольной работе состоит из двух блоков: теоретического и практического.
Теоретический блок содержит задание по построению структурно- логических схем по материалам дисциплины и составление тестов по теоретическому курсу. Схемы строятся по вопросам, которые выносятся на зачет.
Структурно-логическая схема связывает ключевые слова в алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития материалов по тому или иному вопросу.
Ключевые слова – это слова текста, обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие предмет, его признак, состояние или действие.
Например, на вопрос «Признание иностранных сертификатов соответствия на продукцию», может быть составлена такая структурно-логическая схема: з аявка - документы - анализ документов - идентификация продукции - инспекционный контроль производства - дополнительные испытания - решение - переоформление сертификата - регистрация.
После каждой схемы дается ссылка на литературу (№ источника по списку используемой литературы, страницы). Смысловой ряд из ключевых слов по вопросу должен содержать не менее 5 и не более 15 слов. Последовательность изложения слов в ряду должна строго отражать логику и последовательность раскрытия вопроса, а не быть набором слов на заданную тему.
В тесте форма представления вопросов и ответов предполагает четко сформулированный вопрос, после которого идут четыре варианта ответа. Из этих ответов должен быть верен (или не верен, если тест обратный) только один, который при тестировании и предлагается указать. Неправильные ответы составляются по принципам:
1) Похожи на правильные, но содержат неверный тезис.
2) Неверны, но содержат информацию, помогающую найти верный ответ к данному вопросу.
3) Неверны только в контексте вопроса, но содержат информацию, используемую в ответах к другим вопросам по данному предмету.
4) Неверны только в контексте предмета, но содержат информацию, используемую при тестировании по другим дисциплинам.
5) Заведомо неверные факты, даты, имена, формулировки законов и пр.
Пример теста
ВОПРОС: Срок действия сертификата соответствия на партию продукции
ВАРИАНТЫОТВЕТА:
1 – не ограничен;
2 – три года;
3 – зависит от качества продукции;
4 – с учетом срока хранения, но не более одного года.
(Верный ответ следует подчеркнуть).
Практический блок контрольной работы предлагает решить ряд задач по индивидуальному варианту.