Производственная стратегия организации




Понятие и виды функциональных стратегий организации

Функциональная стратегия - это стратегия, которая разрабатывается функциональным подразделением организации.

Функциональные подразделения организации: производственной отдел: отдел продаж, маркетинговый отдел, отдел кадров, финансовый отдел и т.д. Соответственно, следующие виды функциональной стратегии: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая и др. Их еще называют специализированными стратегиями организации.

Функциональные стратегии разрабатываются в рамках базовой (корпоративной) стратегии организации.

Цель функциональной стратегии - распределение ресурсов соответствующей службе организации, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Разработка функциональной стратегии позволяет более повысить результативность вклада отдельных структурных подразделений организации в общее дело, а также более объективно определять объем финансирования данного подразделения.

При разработке функциональной стратегии необходимо соблюдать ряд требований:

· убедиться в соответствии функциональной стратегии миссии организации;

· четко определить роль каждого подразделения в организации (ответ на вопрос - почему без данного подразделения фирма не может достичь стратегической цели?);

· уяснить, как реализация функциональной стратегии способствует развитию организации, достижению намеченных экономических показателей;

· добиться четкого разграничения функциональных стратегий подразделений, не допуская дублирования и не оставляя "бесхозных" стратегических ориентиров;

· направить усилия сотрудников каждого структурного подразделения в русло общей стратегии организации.

Каждая из функциональных стратегий имеет свои особенности и предполагает возможности выработки своих министратегий. Особенности функциональных стратегий обусловлены разнообразием функций, выполняемых каждым отдельно взятым подразделением организации.

Наличие министратегиий - это реализация 2-го и 3-го уровня дерева целей.

 

Производственная стратегия организации

Производственная стратегия определяет основное направление производственной деятельности организации в средне- и долгосрочной перспективе. Производственная стратегия должна обеспечивать соответствие производственных задач задачам организации в целом.

Производственная стратегия - это основная часть корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта (работ, услуг) организации.

Производственная деятельность самым тесным образом связана со всеми другими основными видами деятельности организации: финансовой деятельностью, маркетингом, деятельностью службы персонала и т.д.

Ведущий элемент выработки производственной стратегии - это ее особые стратегические цели. При правильно поставленном процессе разработки корпоративной стратегии система целей производственной стратегии должна логически вытекать из определенных основных стратегических целей 1-го уровня. И при этом система целей производственной стратегии формирует свою особую производственную ветвь общего дерева стратегических целей организации. Постановка целей производственной стратегии осуществляется в соответствии с определенными критериями. Чаще всего в качестве них берутся следующие четыре:

1. затрат на производство продукта (работ, услуг);

2. качество производства;

3. качество производственных поставок;

4. соответствие производства спросу, или так называемая «гибкость по спросу».

При системной оценке производственных затрат как для стратегических, так и для тактических целей обычно используют показатели: удельные затраты живого труда, материалов; фондоотдача; оборачиваемость товарных запасов; а также интегральный показатель - себестоимость производства единицы продукта.

Качество, как правило, оценивают: по процентному соотношению дефектов конечного продукта и/или по показателю отклонений от системного стандарта производства по проценту брака; по ресурсу гарантированного функционирования продукта (например, периоды времени между поломками или профилактическими ремонтами); по показателям издержек на повышение качества и т.д.

Качество производственных поставок обычно оценивают по процентному соотношению поставок, сделанных точно в срок; по различным показателям задержек и срывов поставок; по показателям финансовых потерь за нарушения сроков и других условий доставки продукта.

Гибкость производства по спросу на его конечный продукт может оцениваться: по широте ассортиментного ряда конкретных продуктов-товаров; в абсолютных (объемных) относительных показателях обновляемости, как ассортимент продуктовых групп, так и их внутреннего ассортимента; по скорости обновления продукта и т.д. Основное направление выигрышной производственной стратегии в нынешних условиях - гибкое манипулированием ассортиментом, приближение сортности выпускаемой продукции к специфическим потребностям заказчика. Для того чтобы принимать стратегические решения, то есть перестраивать производство, устанавливать новые связи, проводить гибкую ценовую политику и пр., руководитель должен обладать необходимыми полномочиями.

Для того чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, важно привязать ее к общей стратегии компании; то есть эти две стратегии не должны вырабатываться отдельно, изолированно друг от друга. Наоборот, общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и по возможности устраняя последние. В свою очередь, производственная стратегия должна быть согласована с общей стратегией, и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям компании в целом. Для этого необходимо, чтобы руководители компании работали в контакте со всеми функциональными отделами и формировали стратегии, не конфликтующие, а дополняющие и поддерживающие друг друга и общее целое. Все это, казалось бы, очевидно, -- однако на практике такое бывает далеко не всегда. Вместо этого, мы можем увидеть борьбу за власть между различными функциональными отделами компании. Эта борьба вредна для организации, потому что она настраивает функциональные подразделения друг против друга, вместо того чтобы сфокусировать их энергию на достижении единой цели: сделать компанию более конкурентоспособной и лучше обслуживать потребителя. Некоторые новейшие подходы, когда создаются команды менеджеров и рабочих, отражают все возрастающее осознание преимущества совместной работы перед внутренней конкуренцией.

Составляющие производственной стратегии:

ü балансирование производственных мощностей, персонала и объема выпускаемой продукции - это так называемая базовая стратегия производства;

ü стратегия размещения производства;

ü стратегия организации производства;

ü технологические стратегии;

ü инновационные стратегии;

ü ресурсные стратегии;

ü стратегии качества;

ü стратегии прибыли и др.

Производственная стратегия сложно взаимосвязана со всеми другими стратегиями основных подсистем организации, представляющими элементы ее внутренней деятельности. Кроме того, стратегия развития производства завязана и на множество факторов внешней среды организации. Следовательно, конечная эффективность производственной стратегии обусловлена не только ее собственным содержанием, но и тем, насколько комплексно и органично она взаимосвязана со всеми другими специализированными стратегиями организации. Системное взаимодействие с различными специализированными подразделениями организации необходимо и для качественной разработки производственной стратегии. Так, специалисты по маркетингу должны обеспечивать разработчиков производственной стратегии информацией и о реализации продукта, и о его сбыте на соответствующих рынках; технологи должны сообщать о новинках и всех других значимых изменениях на рынке технологий и т.д.

Базовая стратегия производства. Суть данной стратегии состоит в балансировании производственных мощностей, рабочей силы и объема выпускаемой продукции. При формировании базовой стратегии учитываются:

· технический уровень производственного процесса и возможность модернизации оборудования;

· квалификационный потенциал и уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами;

· возможности быстрой переналадки оборудования и другие необходимые действия, связанные с вероятными изменениями структуры, объема и сроков выполнения производственных заказов.

Можно выделить три альтернативы базовой стратегии производства:

1. Полное удовлетворение спроса – предприятие производит столько продукции, сколько ее требуется на рынке. Запасы продукции при этом минимальны, а затраты на ее производство могут быть высокими в силу постоянного изменения объема выпуска.

2. Производство продукции по среднему уровню спроса, накапливая запасы продукции при падении спроса и удовлетворяя возросшую потребность рынка за счет данных накоплений.

3. Производство продукции по нижнему уровню спроса (стратегия пессимиста) - когда недостающие на рынке товары производят конкуренты или предприятия–партнеры.

Стратегия размещения производства. Данная стратегия разрабатывается для крупных предприятий, имеющих развитую внутрифирменную специализацию и кооперацию, и связана с выбором места изготовления комплектующих и сборки готовой продукции. При разработке стратегии размещения необходимо учитывать экономические, социополитические и географические факторы, главными из которых являются:

· удаленность филиала и связанные с этим транспортные расходы;

· наличие квалификационной рабочей силы;

· наличие источников сырья и рынков сбыта;

· экономические льготы, предлагаемые региональным руководством.

Стратегия организации производства. Отличительной особенностью современного подхода к разработке стратегии организации производства является признание необходимости «ориентации на потребителя». Стратегия развития организации производства с ориентацией на потребителя определяется следующим образом: объем выпуска, ассортимент, качество и сроки поставки продукции устанавливаются исходя из прогнозов потребностей будущих пользователей этими товарами, поставки производятся в необходимом количестве и в установленное время.

Стратегия организации производства осуществляется посредством разработки и реализации следующих трех программ.

1. Программа синхронизации производства определяет совокупность действий по организации производственной системы, быстро реагирующей на изменения потребительского спроса. В этом случае номенклатура, объем и сроки изготовления продукции определяются заказчиком; обеспечивается синхронное (одновременное) с производством поступление комплектующих и синхронное с монтажом производство.

2. Программа управления материальными потоками на предприятии предполагает формирование логистического подхода к организации и управлению производством; обоснование принципов и разработку системы производственной логистики; определение функций и разработку системы сквозного управления материальными потоками, охватывающей стадии закупки материалов, производства и сбыта продукции.

3. Программа повышения организационной гибкости производства связана с процессом принятия решений о практической реализации мероприятий по повышению гибкости системы и предполагает: определение основных форм проявления организационной гибкости и направлений ее повышения; разработку методического подхода по оценке, анализу и планированию гибкости системы, формирование гибкого производства.

Технологическая стратегия касается в первую очередь технологии производства. Технология производства имеет свойство устаревать, возникает объективная необходимость ее обновления, замены на новую. Руководство старается по возможности оттянуть переход к новой технологии, т.к. это весьма трудная и дорогостоящая операция.

Изменение технологического типа предприятия может происходить в следующих формах:

· равномерное однонаправленное совершенствование;

· технологический скачек;

· хаотичное движение;

· плавные колебания;

· пилообразные колебания.

Существуют несколько базовых технологических стратегий.

1. стабильная - неизменная на протяжении всего ЖЦТ, позволяет улучшать лишь отдельные параметры товара;

2. плодотворная - сохраняется длительное время и дает возможность разрабатывать новые поколения продуктов;

3. изменчивая - конкретизируется несколькими сменяющими друг друга прикладными технологиями.

Существуют различные модели технологических стратегий. Рассмотрим модели осуществления технологических стратегий Герпота :

- если привлекательность технологии низкая, а позиция фирмы слабая, рекомендуется ориентироваться на приобретение дополнительных патентов и лицензи й;
- если привлекательность технологии высокая, а позиция фирмы слабая, рекомендуется создавать совместные предприятия или поглощение компаний за рубежом;
- если привлекательность технологии низкая, а позиция фирмы относительно сильная, рекомендуется совершенствовать технологию в головной фирме;
- если привлекательность технологии высокая и позиция фирмы сильная, рекомендуется создавать собственные центры НИОКР в стране происхождения технологии.

Инновационная стратегия - э то модель поведения фирмы в определенных рыночных условиях. Данная стратегия – один из инструментов управления организацией. Исходя из поведенческого аспекта и содержания, выделяют следующие виды инновационных стратегий: активные и пассивные. К активным относятся:

а) технологическое лидерство (разработка нового вида продукта и технологии, капиталовложение в НИОКР, новейшие модели управления даже в ситуации повышенного риска);

б) следование за лидером (применение разработанных другими компаниями технологий);

в) копирование (организация производства на базе купленной у лидера либо разработчика лицензии);

г) зависимость (имитация нового продукта).

По содержанию выделяют следующие виды инновационных стратегий:

· технологии;

· информационные процессы;

· управленческие модели;

· социальные изменения.

Маркетинговая стратегия

Направлены на реализацию концепции маркетинга, обеспечение маркетинговых исследований.

Маркетинговая стратегия - это совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей.

Различают две основные стратегии работы организации на рынке:

1) стратегию привлечения покупателей с помощью стимулирования сбыта, качества, уникальности товаров и др.;

2) стратегию формирования спроса (реклама и остальные способы продвижения).

Эти стратегии носят устойчивое словосочетание - ФОССТИС.

Разновидности маркетинговых стратегий в рамках комплекса маркетинга:

· стратегия управления товаром - это курс действия организации по производству продукции, предлагаемой рынку, в соответствии со стратегией развития и возможностями, возникающими для организации на рынке;

· стратегии товародвижения - это стратегия сбыта, т.е. программа действий которая включает в себе выбор системы сбыта (одноуровневая, двух-, трех-, четырехуровневая, вертикальная, горизонтальная, смешанная), выбор посредников, контроль поставок и оплаты поставок, формирование системы логистики организации и др.;

· стратегия ценообразования - это долго- и среднесрочные решения по установлению и изменению цен(снятие сливок, глубокое проникновение на рынок, равнение на ведущих конкурентов и др.), выбор метода ценообразования, разработка возможных вариантов оплаты покупателем товаров и др.;

· стратегия продвижения (реклама, ФОМ, стимулирование продаж и пр.).

Кадровая стратегия

Кадровая стратегия - это приоритетное и наиболее эффективное направление действий служб организации, способствующих созданию высококвалифицированного, сплоченного, ответственного коллектива, обеспечивающего решение основных задач фирмы.

Принято выделять следующие направления кадровых стратегий:

· формирование новых кадровых структур и механизм управления персоналом;

· выбор путей привлечения, использования, сохранения и высвобождения кадров

(вербовка, ярмарка вакансий, размещение объявлений, информация в СМИ об организации);

· осуществление обучения, повышения квалификации, развития человеческих ресурсы;

· определение способов оплаты труда, материального и морального стимулирования;

· создание благоприятных условий труда.

Финансовая стратегия

Финансовая стратегия - это концепция привлечения компанией денежных ресурсов, формирования их централизованного фонда и его эффективного распределения на различные нужды организации.

Конкретные цели финансовой стратегии:

ü максимизация прибыли;

ü привлечение инвесторов;

ü обеспечение финансовой устойчивости компании;

ü создание системы управление финансами организации и пр.

К разновидностям финансовой стратегии относят:

· стратегия привлечения финансовых средств;

· стратегия управления дебиторской задолженностью;

· стратегия управления издержками (она также часть производственной стратегии);

· стратегия выплаты дивидендов;

· стратегия финансовых инвестиций;

· стратегия защиты от финансовых рисков.

Выделяют следующие типы стратегий привлечения финансовых средств:

1) Использование собственных средств для увеличение своей рыночной доли (в целом малоприбыльная);

2) Объединение финансовых ресурсов средних и крупных фирм для использования дорогостоящих проектов захвата новых рынков (прибыльно в перспективе).

3) Использование всех доступных источников финансирования - займы, выпуск акций и облигаций, создание консорциумов и пр.) для формирования и реализации перспективных инновационных программ предприятий наукоемких отраслей.

4) Привлечение донорских средств крупных фирм - потребителей продукции в рамках вертикальной интеграции с ними.

5) Перекрестное финансирование (подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся с теми у кого их не достает).

Выделяют следующие стратегии финансового инвестирования:

- инвестирование в ценные бумаги (портфель роста, портфель дохода, роста и дохода, управление портфелем ценных бума);

- банковские депозиты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: