Память. Виды, процессы, закономерности памяти.




Тема 5. Воображение. Память. (2 ч.)

 

1. Понятие о воображении. Виды, функции воображения.

2. Память. Процессы, виды, закономерности памяти.

 

Понятие о воображении. Виды, функции воображения.

Если главная задача ощущения и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем мире, то задача воображения – преобразование полученного. Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение из ничего творить не может. Образы воображения опираются на представления памяти. Воображение всегда строится на преобразованном материале прошлых восприятий.

Воображение – психический процесс создания образов предметов и явлений на основе нового сочетания имеющихся знаний.

Воображение позволяет представить результат труда до его начала, причем представить не только конечный продукт труда (н-р, костюм), но и его промежуточные продукты (отдельные детали).

Воображение – результат деятельности мозга. Где в мозгу локализовано воображение? Механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, с воображением связана гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус располагается в передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).

Виды воображения.

Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) Образы возникают без усилий с нашей стороны, под воздействием неосознанных или малоосознанных потребностей. Произвольное (преднамеренное, активное) Это процесс специального построения образов в связи с определенной целью
Сны – продукт здоровой психики Галлюцинации – При психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний Репродуктивное (воссоздающее) – построение образов по схеме, описанию Продуктивное (творческое) – самостоятельное создание новых образов
  Грезы – мечты, не связанные с волей Это пассивное, но преднамеренное воображение. Особый вид – мечта – создание образа желаемого будущего. Дает толчок к деятельности.
       

 

Приемы воображения

1) аналогия – создание образов, похожих на реальные предметы (локатор = летучая мышь);

2) агглютинация (”склеивание”) – соединение частей нескольких предметов (русалка);

3) акцентирование и преувеличение (преуменьшение);

4) типизация – в одном образе обобщаются различные предметы.

Функции воображения

1) представление действительности в образах. Эта функция связана с мышлением. Проявляется, н-р, при решении задачи;

2) регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек может отчасти удовлетворить многие потребности;

3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний (память, эмоции, речь), т.е. человек обращает внимание на нужные события;

4) формирование внутреннего плана действий – выполнение действий в уме;

5) планирование и программирование деятельности.

 

Память. Виды, процессы, закономерности памяти.

Память – один из важнейших психических процессов. Древние греки считали Мнемозину – богиню памяти – матерью девяти муз, покровительствующих наукам и искусствам. Процессы, связанные с памятью, называют мнемическими.

Образы предметов и явлений, возникающие в мозгу, не исчезают после прекращения действия раздражителей. Их образы сохраняются и в отсутствие этих предметов в виде представлений памяти.

Память – отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память связывает наше прошлое с настоящим и будущим. Человек, лишенный памяти, находится в состоянии новорожденного.

Виды памяти:

1. В зависимости от того, что запоминается, выделяют:

Ø двигательную (моторную) память – навыки, движения. Рассказать об опыте А.Р.Лурии с Засецким

Ø эмоциональную (чувства, эмоции);

Ø образную (память на представления – слуховые, зрительные, обонятельные и др.);

Ø словесно-логическую или смысловую (запоминание и воспроизведение мыслей, словесных формулировок, запоминание смысла, т.е. общего, существенного. При этом человек может воспроизвести смысл своими словами).

2. В зависимости от того, как запоминается, т.е. по участию воли, выделяют:

Ø непроизвольную;

Ø произвольную.

3. В зависимости от того, на какой срок запоминается (как долго), выделяют:

Ø мгновенную (иконическую) – удержание точной и полной картины только что произошедшего. Это непосредственное отражение информации органами чувств. Длительность этой памяти – от 0,1 до 0,5 сек.

Ø кратковременную – сохранение наиболее существенных элементов. Ее длительность – несколько секунд или минут (помним, пока печатаем фразу, переводим ее и т.д.).

Ø оперативную – запоминание сведений для определенных операций. Длительность – от нескольких секунд до нескольких дней, т.е. до тех пор, пока не решим данную задачу.

Ø долговременную – запоминание информации на долгий срок. Это наша ”кладовая”. Характеризуется длительностью и прочностью.

 

Структурными компонентами памяти являются следующие процессы:

1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий сохранение материала в памяти для его дальнейшего воспроизведения. Запоминание бывает непроизвольным (когда не ставится специальная цель) и произвольным (ставится цель – запомнить материал); механическим (основывается на повторении отдельных связей, отдельного материала – просмотр фильма несколько раз) и осмысленным (смысловым) – связано с процессами мышления.

Специально организованное запоминание с применением определенный приемов называется заучиванием. Совокупность таких приемов – мнемоника (или мнемотехника).

2. Воспроизведение – процесс восстановления прошлого опыта, построение соответствующих ему представлений. Выделяют три уровня:

Ø узнавание – опознание воспринимаемого объекта, часто сопровождается чувством знакомости (что часто подводит школьников);

Ø само воспроизведение – произвольное и непроизвольное (на основе ассоциаций);

Ø припоминание – наиболее активное воспроизведение, требует определенных усилий.

3. Сохранение – удержание в памяти прошлого опыта. Это процесс избирательный. Лучше всего сохраняется то, что имело непосредственное влияние на человека, его деятельность, затронуло его чувства и эмоции.

4. Забывание – процесс, обратный сохранению, процесс исчезновения, выпадения из памяти заученного. Это также избирательный процесс, не всегда отрицательный. Забывается то, что не имеет для человека существенного значения, не вызывает его интереса. Однако человек может забыть и то, что ему нужно. Забывание начинается вскоре после заучивания. Особенно быстро оно идет в первое время. Поэтому необходимо повторение заученного. Но иногда встречается и лучшее воспроизведение через несколько дней после заучивания. Забывание может являться и следствием расстройств памяти: 1) старческого; 2)сотрясения мозга; 3) раздвоения личности.

Рассказать об опытах А.Р.Лурии с Ш.

Закономерности памяти.

1) зависимость от цели, ее значимости;

2) зависимость от того, каким образом был предъявлен материал;

3) зависимость от логической структуры материала, определенной его последовательности;

4) зависимость от организации заучивания (так, не следует учить историю поле литературы);

5) зависимость от того, какие виды памяти задействованы;

6) зависимость от значимости информации для человека.

 

Качества памяти

1) быстрота запоминания;

2) прочность сохранения;

3) точность;

4) готовность – умение быстро извлечь из памяти нужную информацию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: